СМИрение как состояние общества
27 июня в Узбекистане в двадцать первый раз отметят День работников печати и средств массовой информации. Заметьте, не День печати, как было до обретения страной суверенитета, не День свободной журналистики, как могло бы быть после, а именно День работников. Само слово «работник», на мой взгляд, исключает проявление самостоятельности и независимости суждений. Работник по определению обязан выполнять указания работодателя.
Результат, как говаривали ранее, налицо. У газетных киосков нет очередей, а ведь двадцать пять лет назад они были. Читатели не обсуждают статьи, публикуемые в местных газетах, потому что нет тем для обсуждений. А ведь они тоже были. Читатели, слушатели и зрители перестали верить журналистам, которые, как это ни прискорбно, но утратили былой социальный статус и сопутствующий профессии авторитет в обществе.
Официальные газеты с версткой, характерной для третьей четверти прошлого тысячелетия, отсталой полиграфией, текстами похожими друг на друга как близнецы-братья. Материалы Национального информационного агентства, которые должны служить эталоном оперативности и профессионализма, сродни агиткам советского периода. Независимых СМИ, в исконном понимании этого термина, в Узбекистане до сих пор нет. Есть частные, коммерческие, но не независимые.
Да, их отсутствие частично компенсируют интернет-издания, эксплуатирующие темы, которые официальные СМИ Узбекистана стрательно избегают. Как правило, штаб-квартиры таких изданий находятся за пределами Узбекистана, хотя пишут, заказывают и редактируют тексты выходцы из нашей страны. Как правило, это некий аналог дацзыбао периода Культурной революции в Китае. Бессистемные, ограниченные по форме и содержанию, они востребованы лишь потому, что внутри страны нет ничего приемлемее.
Спустя двадцать с лишним лет можно с уверенностью констатировать, что свобода для журналистов нашей страны оказалась непосильной ношей, доставляющей больше хлопот, нежели удовлетворения от осознания выполненного долга. С горизонта окончательно вымыло бунтарей, готовых говорить правду, только правду и ничего, кроме правды, рисковать материальным благополучием, социальным комфортом, а иногда и свободой физической, ради правды. Осуждать людей за это глупо. Равно как и наивно предполагать, будто журналисты – некая особая когорта граждан, некий прогрессивный социально-общественный срез, способный стать катализатором демократических процессов, в конечном итоге, способствующих процветанию народа и государства.
По своим нравственным и профессиональным качествам журналисты не лучше и не хуже представителей других профессий. С теми же издержками в образовании, бытовыми проблемами и с той же перманентно присутствующей задачей где-то заработать денег на прокорм. Как и другие, в узком кругу друзей и в устном порядке они готовы говорить, что думают, но не готовы выносить это на страницы газет и в эфир. Помните у Евтушенко (не путать с Евтушенковым, это касается молодежи): «Ученый, сверстник Галилея, был Галилея не глупее. Он знал, что вертится Земля, но у него была семья».
Верят ли они в искренность намерений государства видеть в прессе оппонента (опереться можно только на то, что оказывает сопротивление)? Верят ли они призывам к «бескомпромиссной борьбе против таких пороков, как коррупция, бюрократия, местничество, равнодушие к проблемам людей»? Боюсь, что нет, поскольку понимают, что сами призывы предназначены для внешнего, а не внутреннего тиражирования.
Много лет назад главного редактора «Халк Сузи» покойного Анвара Джурабаева Олий Мажлис частенько упрекал в отсутствии критических материалов. Он возвращался в редакцию и теми же словами передавал претензии журналистам. Те готовили критические статьи, но опытный руководитель, кстати, единственный узбекский журналист, взявший интервью у великого Михаила Шолохова, клал их под сукно, понимая, что не всё так просто и не каждое требование надо принимать за «чистую монету». Но его снова вызывали и вновь напоминали об отсутствии критики на страницах газеты. В какой-то момент, главный редактор утратил присущую ему бдительность и опубликовал на первой полосе газеты коллективное письмо жителей отдаленного кишлака. Те писали, что в кишлаке нет ни работы, ни электричества, ни газа, ни угля.
Газета вышла рано утром. В обед того же дня главный редактор выносил из служебного кабинета личные вещи. На следующий день коллективу представили нового руководителя. Такая вот поучительная история семнадцатилетней давности.
… Завершая эти небольшие предпраздничные заметки, позволю себе повториться: журналисты Узбекистана – всего лишь работники СМИ, что и констатирует название профессионального праздника. Смиренных СМИ, я бы добавил, поскольку других у нас пока попросту нет.
Мансур Ибрагимов,
специально для Anhor.uz
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Смирение и покорность разные понятия и их не следует путать. Здесь речь не о смирении, а о покорности.