Сначала председатель правления АК «Узавтосаноат» Шавкат Умурзаков в понедельник, в ходе заседания Международного пресс-клуба, сообщил о повышении цен на отечественные автомобили с 1 августа на 14%. При этом, он попросил прощение за это решение, и пообещал, что в будущем году компания попытается снизить цены. Практически одновременно проявилась информация, что GM Uzbekistan понижает цены за пределами Узбекистана - в России.
 
После этого в социальных сетях поднялась буря возмущения. Посты, карикатуры, язвительные замечания заполонили сети. Блогер Kurbanoff.net поделился предложением Телеграм-канала @voditeli.uz, очень справедливым и логичным:
 
«Учитывая тот факт, что:
1. УзАвтоСаноат в открытую заявляет, что они перекладывают на нас, покупателей их автомобилей, расходы на завод, который по каким-то там причинам не работает на оптимальную производственную мощность;
 
2. УзАвтоСаноат так и не хотят обсуждать вопрос о снижении пошлин на ввоз автомобилей, считая это также пагубным для них;
 
Предлагаю им, как государственной организации, выложить в открытый доступ калькуляцию на производство автомобилей, чтобы мы четко понимали, что, как и за что мы платим и кто с этого сколько зарабатывает. А то, зачастую получается так, что компании, условно занимающиеся локализацией запасных частей, получают сверх прибыль, т.к. имеют хороших знакомых в том самом ведомстве или же в подконтрольных ему организациях.
 
Если они действительно провели тщательную работу по подготовке к повышению цен, то эти данные у них должны быть уже на руках. Или же они просто подняли цены, т.к. условный завод начал получать чуть меньше прибыли, чем ему хотелось бы.
 
Если члены данной группы поддержат, мы, админы, постараемся выйти на УзАвтоСаноат с просьбой предоставления данных в открытом доступе». Конец цитаты.
 
«С 1 августа цены на автомобили GM Uzbekistan не будут повышены», - сообщила информационная служба «Узавтосаноат» на официальном сайте компании.
 
Уже сегодня с утра отечественное СМИ сообщило, что цены на автомобили АО GM Uzbekistan не изменены. Оказалось, что вопросы цен на автомобили, которые были обсуждены на сессии Международного Пресс-клуба 30 июля, на сегодняшний день всесторонне изучаются во взаимодействии с соответствующими организациями и экспертами, с учетом позитивных и негативных аспектов данного вопроса. «В информационной службе «Узавтосаноат» также заявили, что распространённая в социальных сетях информация о ценах на автомобили и прайс-лист являются недостоверными. Позже это сообщение по непонятным причинам было удалено с сайта. Затем «Узавтосаноат» повесил откорректированную версию, где срок «1 августа» уже был убран, а формулировка подправлена на «цены на автомобили АО «GM Uzbekistan» не изменены». Конец цитаты.
 
Затем, до вечера сайт «Узавтосаноат» и GMUzbekistan не работал.
 
Оказалось, что «Новые цены на автомобили GM Uzbekistan все же вступят в силу, однако, после их рассмотрения Государственным комитетом Узбекистана по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции, но не с 1 августа.

«Антимонопольный комитет рассмотрит повышение цен по всем комплектациям. У комитета есть право рассмотреть цены после того, как хозяйствующий субъект изменил их. Потом они дадут нам свои заключения. Все расчета мы им направили по новым ценам», – сообщил корреспонденту Kun.uz заместитель председателя правления АК «Узавтосаноат» Умиджон Салимов.

По его словам, цены уже повышены, но не вступили в силу. После рассмотрения в комитете, заявил Салимов, они будут объявлены.  Конечно, можно было бы предположить, что это удачный маркетинговый ход и теперь, до того, как поднимут цены, покупатель начнет скупать авто. Однако, пока дилерам запретили выдавать новые договора на продажу.

«Цены на автомобили АО «GM Uzbekistan» не изменены. Вопросы цен на автомобили, которые были обсуждены на сессии международного пресс-клуба 30 июля, на сегодняшний день всесторонне изучаются во взаимодействии с соответствующими организациями и экспертами, с учетом позитивных и негативных аспектов данного вопроса», – говорится в заявлении. Конец цитаты.

Так что потенциальный покупатель, конечно, может и повозмущаться, но за недостатки работы отечественного автопрома, скорей всего, заплатит. В сегменте легковых авто GM Uzbekistan, практически, монополист, хотя некоторое снижение пошлин на российские авто формально не позволяет его таковым считать. Однако российским авто надо ещё не один год доказывать, что они соотвтетсвуют современным требованиям по своему качеству. 

Однако, такие сложности там, где ранее все решалось не просто, а очень просто, говорят о том, что социальные сети стали силой, с которой в государстве стали, в некотором роде, считаться. Далеко позади остались печатные СМИ, стали менее эффективными электронные СМИ, а социальные сети стали рупором мнения активной части населения.

Однако, динамичного, эффективного диалога не получается. Калейдоскоп заявлений, неработающий полдня сайт, говорят о том, что пресс-службы, а возможно и руководство даже крупных компаний неповоротливы и не готовы быть прозрачными и понятными для тех, на чьи деньги существуют.

Остается один немаловажный вопрос: кто решает вопрос цены - производитель или вышестоящая организация? Сама компания GM Uzbekistan о ценах и их изменениях молчит. Может это ей и это и не очень не надо.

Тура Назаров