Сто тысяч потребителей. Маленькая дата большой группы

Сто тысяч потребителей. Маленькая дата большой группы

Саша Иванюженко не дает интервью. Потому что по неписанному закону журналистики если даешь интервью – значит уже  вышел в тираж и ушел из профессии. Но для Anhor.uz пришлось сделать исключение – многолетняя дружба  с редактором обязывает.
Интервью было проведено через мессенджер – вопрос-ответ. 
 
Все равно ты уже не журналист, больше бизнесмен, пиарщик и рекламщик…
 
Я до сих пор не считаю себя бизнесменом, хотя Скалярис Медиа (рекламное агентство, в активе которого сайт Потребители.уз  и группа Потребитель в Фейсбуке) на треть моё. Как то даже в голове не укладывается, что это бизнес. Я по-прежнему считаю себя журналистом.
 
А кто у вас в Скалярис Медиа главный, кто заправляет компанией?

Когда мы решали, кто в нашей компании будет главным, я спряталась за вешалку и не выходила, пока Лилия Николенко, вздохнув, не взвалила на себя бремя директорства. Надо сказать, что я с удовольствием ей подчиняюсь. Условно, конечно, у меня такое же право голоса, но главное, что вся ответственность на ней. Ответственность – хитрая штука, хочется, чтобы нес кто-то другой, а ты только числился несущим ответственность. Потом идет Эмиль Фахреев, следующая по степени ответственности финансовый директор Юля Аипкина. Потом, наверное, я. И мне хорошо на своем месте. Но это мое разделение важности, коллеги считают, что мы все равны и в компании полная демократия.
 
Кстати, о демократии. Бытует мнение, что в группе Потребитель тоталитарное правление роботов-модераторов, которые руководствуются драконовскими правилами.
 
А по-другому и не получится. Правила уравнивают всех людей. Японцы говорят, что если не знаешь как поступить, следуй правилам. Если правил нет, придумай их. Без контроля не было бы группы Потребитель. Для статистики – в день в группе до ста постов спама, причем спамеры знают, что в группе модерация. Если бы не было модерации публикаций участников группы, это был бы поток неконтролируемой информации. Впрочем, и самой группы бы не было. Это только кажется, что корабль идет сам и веслами никто не гребет.
 
А какой у вас корабль? Яхта, парусник, пароход, может ледокол?
 
Скорее парусник. Внутри Скалярис Медиа столько снастей, что когда я захожу внутрь сайта, то стараюсь ничего не трогать. Лилия – человек статистики, формул и цифр, она математик. У нее все подсчитано, распределено и  на каждую ситуацию  написан мануал.
У Эмиля все по столбикам, таблицам, папкам. У него даже печеньки в офисе ровно стоят – они технари, оба хорошие зануды. За этим порядком стоит огромная работа. Причем, эта работа уникальна, все грабли были затоптаны лично и прописаны пути обхода.
 
Граблей было много?

Достаточно. Группа Потребитель.уз уникальное образование. Даже те, кто нас недолюбливает, признают это. Впервые в Узбекистане  появилась площадка, где можно установить диалог с сервисом и бизнес-пространством. И это оказалось интересным для всех сторон. Появилась Реклама 2.0, Пиар 2.0. – новый формат, где фидбек на свое рекламное сообщение  можно получить мгновенно. Отклик может быть как положительным, так и отрицательным. И тут на первый план выходят коммуникативные навыки, умение делать из лимона лимонад, умение поворачивать ситуацию в свою пользу и разговаривать с общественностью. Появились мастера жанра – люди, умеющие разговаривать со стадионом. А группа это стадион людей, настроенных не всегда доброжелательно. Причем, говорят с тобой единицы, остальные слушают и делают свои выводы. Какие выводы они делают? О чем они думают? Вот на эти вопросы  настоящему профессионалу для продвижения своего бизнеса нужно иметь четкие ответы.
 
Получается, что Потребитель.уз нужен не только для потребителей чтобы пожаловаться, но  полезен и для бизнеса?
 
Ну, вот свежий пример – одна компания, наш рекламодатель, после массы комментариев о невкусности их продукта (хотя вкус – это понятие индивидуальное) серьезно задумалась. И продажи идут, и все хорошо. Но слишком много разочарованных комментариев. И они решились на апгрейд, будут пересматривать, совершенствовать вкус.
 
Похвалы в адрес компании слушать приятно, но бесполезно. А вот критика – на вес золота. Да еще конструктивная. Да, ее приходится выбирать, как жемчужины из массы ненужного, но кто сказал, что на этом пути будет легко?
 
Потребитель  – это площадка для изучения спроса. Серьезные маркетинговые отделы с утра начинают  щелкать калькуляторами, мониторить, внимательно читать.  Кончилось время, когда можно было  надеяться на рекламу, чтобы увеличить продажи. Теперь в маркетинге действуют другие инструменты. И они больше похожи на циферки, чем на картинки.
 
А Паблик рилейшенс? Что будет с ним?

Думаю, он не умрет, потому что его цель не продажи. Цель пиара – положение компании во времени и пространстве, ее миссия, сверхзадача. И, как следствие – лидерство. Лидерство – это тоже не продажи и, упаси дядя Скрудж, монополия. Это особый статус бренда, его крест и ноша. В общем, деньги не главное.
 
Кстати, о деньгах, Скалярис Медиа –  богатая компания? Есть мнение, что вы гребете деньги лопатой.

Совочком. Из-под мороженого. Но это тоже не главное. Главное, что мы не в минусе. А наращивать мощность компании нужно постепенно, так устойчивее. Я хорошо знаю наше бизнес-пространство, многие из бизнесменов мои друзья. Я знаю, по сколько лет они шли к своей цели и к устойчивому финансовому благополучию. Никому не упали деньги с неба, прямо сразу. Скалярис Медиа еще молодая компания, смысл говорить о его финансах? Пока коты и дети сыты, все нормально.
 
У группы юбилей – вас стало сто тысяч. Много это или мало?
 
С точки зрения населения Узбекистана – это мало, капля в море, маленький процент  продвинутых потребителей, которые пользуются группой и решают свои задачи с ее помощью. Но с точки зрения статистики и работы админов – это очень много. Постоянный поток  постов, спама, нарушений, столкновений интересов,  – жизнь кипит в Потребитель.уз и днем и ночью.
 
В группе очень высокая активность. Это произошло потому, что в группу вход добровольный. За историю группы «насильно» были добавлены несколько человек, друзей Лилии Николенко. Остальные пришли сами, сознательно.
 
Собираетесь как-то кадрово расти? Через год в группе будет 200 тысяч участников.

Если заработок позволит, то конечно, будем кадрово расти. Все зависит от тех движений, которые мы делаем именно сейчас. Бизнес оказался увлекательной игрушкой, но сильно утомительной. Лично мне легче писать.
 
Кроме рекламных текстов и контента ты, сейчас, увы, почти ничего не пишешь…
 
Да, это удручает. Большинство моих эссе умирает в голове, не успевая появиться на бумаге – нет времени. Некоторые из них по-настоящему жалко.
 
Тогда вопрос, как журналисту – сейчас поднялась волной тема о сексизме. Что ты об этом думаешь? Сталкивались ли вы с Лилией Николенко с неприятием вас, как бизнесменов, как женщин, которые имеют авторитет, знания, а самое главное, уникальный инструмент для рекламы и маркетинга  – аудиторию Потребителя?  
 
Сексизм  существует, и отрицать это глупо. Но,  сексизм –  это удел ущербных, недалеких людей. А такие, как правило, большой   бизнес вести не умеют. Те, кто потрясает меня размахом бизнеса – эрудированны, интеллигентны, талантливы. Такие люди не умеют быть сексистами.
 
Профессионалы редко сталкиваются с сексизмом. Как говорит наша с тобой  подруга, лучший адвокат в этом городе, когда у человека проблема, ему не важно, кто ты – мужчина, женщина или покемон. Он пришел к тебе ее решить. Не стоит выпускать из виду эту проблему, но и драматизировать не надо, в нашей стране она точно не номер один. Бывает так – если с тобой не стали разговаривать, вести дела, подписывать контракты, это не обязательно потому что ты женщина. Ты можешь быть просто дурой, жоним. Не умной, не воспитанной, не ласковой, не коммуникабельной, неуместной. И нести ерунду.
 
В нашей компании мужчины предпочитают вести переговоры с Лилией. Она умеет внушить уважение, при этом оказывая искренний «хурмат» сама. Может, поэтому? Ее любят и молодые стартаперы и седые аксакалы. Не думаю, что она вообще знает, что это такое – сексизм.
 
Бытует мнение, что если о тебе говорят в Потребителе, значит, твой бизнес чего-то стоит. Верно?
 
Если это не, так называемый, «партизанский» вброс. Но в целом, продвинутые компании с удовольствием отвечают на претензии. Для них это способ показать свою клиенто-ориентированность, это дополнительная реклама их коммуникациям, продукту, услугам. Иногда бывает так, что представитель компании на самый разгромный  и вопиющий факт находит такой тон и такое решение, что вся группа оказывается на его стороне. Это мастерство. Это внутренняя интеллигентность и любовь к людям. И я замечаю, что таких – умных, веселых, грамотных становится все больше.
 
Для этого мы, не переставая, напоминаем участникам, чтобы они высказывались в правовом поле. Цивилизованно. Чувствовали ответственность за каждое сказанное слово.
 
В общем, как выяснилось, Потребитель – это серьезная многоуровневая структура, которую надо поддерживать круглосуточно.
 
Как и любой бизнес. Ни один бизнес никому не дает расслабиться. Такая же профессия, как и все остальные. Ну, ты поняла, что я по прежнему не считаю себя бизнесменом. Если уже не журналист, то хотя бы эссеист и пиарщик.
 
Как отдыхаете?
 
Как и все.  Руководитель Скалярис Медиа даже отдых поставила на рельсы мануалов. Просчитав все рабочие часы,  она сделала вывод, что к отдыху нужно принуждать, и себя и нас. Поэтому она ездит на дачу. Люблю их дачу. Там мой холодный директор, с головой-процессором становится обычной татарской женщиной, в «абийкином» платье. У нее шоу-рум кухня, она готовит лицом  к гостям, при этом рассказывая увлекательные истории о том, что там булькает в казане. Рядом вся семья – муж, внуки, дочки, зятья… Мне хочется писать с этой семьи картинки.
 
Эмиля тоже выгоняем из гаджетов и отправляем хоть куда, но отдыхать. На день рождения, зажмурив глаза, подарили все для спорта. Чтобы поменьше сидел за компьютером. Меня Лилия отправила в Сибирь, снег убирать (с).  Сейчас путешествую по Ангаре – нереальное удовольствие. Дальше ждет Байкал.
 
А что ждет Потребитель?
 
Развитие. Группа сейчас на своем пассионарном пике. Но даже когда этот пик пойдет на спад, мы будем готовы к другим формам коммуникации. К новой реальности. Форма – где потребитель и производитель нашли площадку для диалога останется неизменной.

Мы все ее слишком долго ждали.
 

Беседовала Лола Исламова.
 
 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.