Давно в Узбекистане так не кипели страсти. Увольняли, а порой и сажали руководителей предприятий и отраслей, министров и замминистров.
 
Коллективы молча и бесстрастно принимали подобные новости и работали дальше.
 
Однако в случае с Мариникой Маратовной Бабаназаровой у чиновников, привыкших к безропотному подчинению коллективов случилась серьезная промашка. Коллектив музея возмутился. Возмутились многие жители столицы Каракалпакстана, возмутилась общественность станы. И было за что.
 
Весть об увольнении директора музея И. Савицкого Мариники Маратовны Бабаназаровой всколыхнула всех.
 
Мариника Бабаназарова работала с создателем музея Игорем Витальевичем Савицким практически с самого основания музея. Она выросла в музее, бок о бок работая с подвижником своего дела Савицким.
 
Савицкий знал Маринику (это теперь она Мариника Маратовна) с самых юных лет. Знал не только ее, но и всю семью. Не погрешу против истины, если скажу, что она была ему как дочь.
 
Мариника Бабаназарова, работая с Игорем Савицким и сама стала подвижницей. Она, Альвина Андреевна Шпады с 1967 года, а затем и Айгуль Пирназарова, которая пришла в музей 1969 году под руководством Игоря Савицкого и создавали тот музей, который стал гордостью Узбекистана и визитной карточкой культурного облика Каракалпакстана.
 
Они создавали и систему охраны бесценного наследия художников: чтобы вынести картину из одной комнаты музея, например из хранилища в другую комнату в том же коридоре, предположим для реставрации или подготовки ее к выставке, составляется акт, который подписывает хранитель фонда, затем реставратор и потом утверждает руководитель.
 
Эти картины, ковры, образцы ткачества они сами и собирали вместе с Савицким, сами, вручную, бережно стирали ткани, реставрировали картины и изделия мастеров.
 
И теперь М. Бабаназарову обвинили в том, что несколько картин, якобы, поддельны. Тогда, извольте, обвинить весь коллектив музея – и Альвину Шпады, которая подготовила персональную выставку своих картин к своему 80-летию, и Айгуль Пирназарову, и хранителей фондов, и молодых реставраторов Адила Утемуратова, работающего 4-й год, и Равшана Уразымбетова, который тоже второй год работает в музее.
 
Мариника Бабаназарова неправа только в одном – поддавшись минутной слабости, поддавшись угрозам и давлению сверху, сама написала заявление об уходе 21августа. Она просила сутки на размышление – не дали!
 
Опомнившись, 26 августа она отозвала свое заявление. Чем завершится эта история – мне лично не ясно.
 
Кстати, этот инцидент многое говорит и об отношении чиновников министерства по делам культуры и спорта к кадрам.
 
Таких людей, как М. Бабаназарова с каждым годом становится меньше. Это мое субъективное мнение, никому его не навязываю. Уходят подвижники, люди, которые создавали фундамент современной культуры Узбекистана, а их место занимают менеджеры. К добру ли это? Время покажет. Однако, считаю, к таким людям каждый, будь он трижды министр, должен относиться с уважением.
 
Хорошо бы добром, хорошо, если Бабаназаровой дадут доработать и уйти с почетом.
 
Плохо то, что мы в очередной раз увидели, как легко, походя увольняют специалистов, авторов уникальных проектов.
 
Увы, новейшая история независимого Узбекистана помнит неуважение к ушедшим – например, как переименовали научно-исследовательский институт имени Шредера, заменив имя создателя института именем ученика Шредера. Сам ученик - М. Мирзаев, как большой ученый и более того – большой человек, никогда бы этого не позволил.
 
Мы помним переименование художественного училище им. Бенькова, а ведь именно Беньков его и организовал на пустом месте в 1918 году.
 
Надежду внушает то, что коллектив написал открытое письмо, которое подписали сотни человек, создали группу поддержки музея Савицкого, которая в течение половины дня разрослась до более чем 1000 человек. Причем каждый знал и музей, и Маринику Маратовну. Не стали молчать электронные СМИ.
 
У музея И. В. Савицкого свое место в культуре нашей страны и правительство Узбекистана делает все возможное для развития музея. Музей переехал в новое, отвечающее всем современным требованиям здание, строится вторая очередь музея.
 
И будет очень жаль, если эти усилия руководства страны сведут на нет отдельные чиновники, судя по всему, не очень глубоко понимающие суть работы с кадрами.

Мансур Ибрагимов