Значение промышленной стратегии для Узбекистана

Фото Anhor.uz

В ходе приватизации 1992-2016 годов промышленный потенциал Узбекистана был в значительной степени уничтожен. Предприятия легкого, среднего машиностроения, специализирующиеся на нуждах сельского хозяйства Узбекистана, другие машиностроительные, металлообрабатывающие предприятия потеряли рынки сбыта и были приватизированы как банкроты и имущественные комплексы. Наш промышленный потенциал хоть и был результатом политики перемещения военно-промышленного потенциала Советского Союза на юг в ходе Великой Отечественной войны, но был приспособлен обслуживать нужды различных отраслей экономики Узбекистана тоже. Этот потенциал был построен исходя из интересов сельского хозяйства и переработки основной продукции сельского хозяйства – хлопка. Несомненно, этот потенциал обслуживал и интересы народного хозяйства Советского союза. Так появились у нас среднее и тяжелое машиностроение. Из-за непродуманной промышленной политики по многим причинам страна растеряла большую часть своего производственного и экономического потенциала, который только в цифровом сопоставлении с показателями 1990 года (не по структурным и не по качественным показателям) был восстановлен к 2011 году.

Текущее состояние промышленности

Мы не должны забывать, что Узбекистан находится в центре Евразийского континента и какое бы сырье или компоненты мы бы не завозили из внешних рынков для последующей переработки, выпуска готовой продукции, у нас будут двойные логистические расходы (на ввоз и вывоз). Следовательно, мы должны, прежде всего, ориентироваться на те отрасли промышленности, которые имеют местную сырьевую базу, с одной стороны и продукция которых затребована в большей степени на местном рынке, – с другой стороны. Да, сегодня предпринимаются большие попытки восстановить потенциал отраслей промышленности, повысить уровень ее диверсификации. Однако, почему-то наши аргументы почти всегда связаны с импортозамещением и с экспортоориентированностью. А задача обеспечения большей связанности промышленных мощностей с внутренними нуждами народного хозяйства, как-то остается в тени. Мы привлекаем инвестиции на развитие жилищного сектора, энергетического комплекса, текстильной промышленности, промышленности строительных материалов. Однако, вопросы поддержки и развития отраслей, у которых есть своя сырьевая база, которые обеспечивают наибольший вклад в создание добавленной стоимости и обеспечения занятости остаются открытыми. Понимая важность создания институциональных основ развития промышленности, в 2019 году полномочия Министерства экономики были расширены, оно было переименовано в Министерство экономики и промышленности, ему присвоен статус «уполномоченный государственный орган по разработке и реализации государственной политики в области социально-экономического и промышленного развития страны, а также стратегии инвестиционной политики Республики Узбекистан».

 Основные задачи и вызовы

 Одной из основных задач министерства является укрепление промышленного потенциала и комплексное развитие регионов, привлечение инвестиций, участие в разработке и реализации активной инвестиционной политики страны. Реализация столь ответственных задач, безусловно, поставила на повестку дня разработку стратегии инвестиционной и промышленной политики на долгосрочную и среднесрочную перспективу. Но эти две стратегии, застрявшие между министерством экономики и промышленности, а также министерством инвестиций и внешней торговли (позже министерством инвестиций, промышленности и внешней торговли), не разработаны до сих пор. Этому было несколько объективных и субъективных причин, но самая главная состоит в том, что к этому времени полностью исчерпался экономико-научный потенциал разработки отраслевых и межотраслевых балансов производства и потребления.

Ранее такие балансы разрабатывали Центр экономических реформ и исследований (CERR — нынешнее сокращенное название в английской аббревиатуре) при администрации президента и Министерство экономики. Не разрабатывая эти балансы, растеряв систему постоянного обучения кадров в этой сфере, не прививая им модели индустриальной экономики, промышленного размещения, оптимизации системы грузоперевозок (по сырью и готовой продукции), без выбора отраслей промышленности и методов разделения труда, невозможно говорить о стратегии развития промышленной политики. Изменение одной из основных задач Минэкономики (разработка перспектив развития промышленности) на совершенно иное направление (сокращение бедности) через 14 месяцев свидетельствовало о резкой смене приоритетов в управлении экономикой.

В условиях широкого привлечения иностранных инвестиций акцент промышленной политики сместился на реализацию очень больших проектов, которые требовали огромных инвестиций, однако не обеспечивали ощутимый рост ВВП в ближайшей перспективе, и при малейшем изменении конъюнктуры рынка – превращались в хронически убыточные проекты (GTL, Ташкентский металлургический завод). Более того, мы по разным малопонятным причинам все больше и больше отказывались от огромного промышленного наследия и вместо вдумчивого его переоснащения и переориентации, допускали консервацию (по-существу, постепенное уничтожение) производственных мощностей огромных заводов и увольнение тысячей работников (Бекабадский, Ахангаранский, Кызылкумский и Кувасайский цементные заводы, Бекабадский метуллургический комбинат, огромные мукомольные заводы по всей территории Узбекистана, предприятия текстильного и сельхозмашиностроения, промышленной электроники).

Оптимизация и развитие отраслей

Очевидно, что основным средством снижения дисбалансов между отраслями, повышения эффективности инвестиций, определения отдельных отраслей в качестве драйверов развития, повышения внимания государства к их развитию, снижения зависимости от импорта остается разработка стратегии, определяющей перспективы промышленного развития Узбекистана. При наличии промышленной стратегии органы государственного управления (министерства экономики и финансов, инвестиций, промышленности и внешней торговли) будут знать на системной основе, в какие сферы привлекать инвестиции, для реализации каких проектов создавать возможности, вести переговоры с владельцами технологий и знаний.

Агентство стратегических реформ при Президенте Республики Узбекистан изучило деятельность ряда стратегических предприятий в течение 2023-2024 годов и определило, что при создании промышленной стратегии следует учитывать следующие принципиальные факторы:

Самое главное – не забывать, что Узбекистан находится в центре Евразийского континента и привозя сюда любые виды сырья с мировых рынков помнить, что неоспоримым фактом является то, что предложение продуктов в виде переработанной продукции на мировых рынках заранее резко снизит возможности конкуренции. Поэтому основное внимание следует сосредоточить на проектах с достаточным количеством местного сырья.

Реализация проектов типа GTL, MTO, каждый из которых требует не менее 3,0 млрд м3 природного газа (12-15% от текущего потенциала) в условиях, когда объемы добычи газа неустойчивы и вся надежда на импортное сырье – такие проекты никогда не будут прибыльными. Нельзя забывать, что дефицит бюджета резко увеличился, поскольку природный газ, получаемый для внутреннего потребления, субсидируется из госбюджета.

Металлургия и сырьевая база

В металлургии необходимо, в первую очередь, уделять внимание созданию сырьевой базы. Сегодняшний факт таков, что все перспективы этой отрасли связаны с освоением железорудного месторождения Тебинбулок, переработкой руд, которые можно из него извлечь, а также переработкой вторичного металла (металлического лома), образующегося в экономике. Однако монополия на сбор и продажу вторичного металла государству или неопределенность в вопросе прав собственности на рудник Тебинбулок могут полностью разрушить будущее металлургии Узбекистана.

Монополии и конкуренция

 Любая монополия – это плохо, а свободная конкуренция – это хорошо. Но если мы рассмотрим предприятие, созданное в условиях 60 летней давности, и его место в промышленном потенциале нашей страны сегодня, то увидим, что механический подход к данному тезису не уместен. Если эти два фактора (освоение Тебинбулакского рудника и монопольный статус сбора и переработки вторичных металлов) не найдут своего решения, то деятельность Узбекского металлургического комбината станет хронически убыточной.  На основе этих двух факторов для создания предприятия по производству литья и проката, привлечен большой объем иностранных и отечественных инвестиций (банковские кредиты). Кредиты покрываются за счет прибыли, полученной от основного производства. Если будет дефицит сырья, перспективы погашения кредитов и открытия литейного завода станут очень неопределенными. Это первое.

Тарифные ограничения и внутренние монополии

Во-вторых, при формировании внутреннего рынка любого товара и общего спроса на него необходимо исходить из отраслевого и межотраслевого балансов производства и потребления, применять тарифные и нетарифные барьеры, которые могут быть созданы в Узбекистане. Тарифные барьеры должны быть ограничены определенной суммой, и их общий эффект не должен увеличивать цену импортируемого товара более чем на 20% (это определенное эмпирическим путем число). В противном случае возникнут внутренние монополии, которые начнут навязывать рынку свои условия. Уроком для нас должна стать политика квазигосударственных монополистов, таких как АО «Узавтомоторс» и «Артель».

Устанавливая тарифные и нетарифные ограничения мы должны быть весьма осторожны, поддерживая здоровую конкуренцию и существующий зыбкий промышленный потенциал, баланс спроса и предложения за счет внутреннего производства. Иначе при таком стабильном обменном курсе и политике таргетирования инфляции мы будем вечно зависеть от импорта и, в конце-концов, будем импортировать инфляцию из других стран, отражающуюся в импортных ценах на завозимые товары.

Поддержка отечественных производителей, имеющих собственную сырьевую базу

В-третьих, должны получить резкое развитие предприятия, имеющие собственную сырьевую базу и играющие важную роль в экономическом развитии страны (например, в промышленности строительных материалов), и эти активы должны быть сохранены в распоряжении государства. Однако, особенно в сфере строительных материалов (в том числе производства цемента, арматуры, стекла), механизм государственной защиты отечественных производителей не ощущается. Кроме того, затраты на внутреннюю логистику очень высоки. Сегодня многие предприятия, которые в силу определенных затрат не имеют возможности транспортировать сырье по железной дороге, либо перевозить его автомобильным транспортом на определенное расстояние (до 80 км), прекратили свою деятельность и ищут возможности реструктуризации. Если Узбекистан не предложит этим предприятиям определенную программу, исходя из своих возможностей и спроса в этой области, наш промышленный потенциал снизится и  зависимость от импорта увеличится.

Принципы конкурентоспособности

В-четвертых, промышленные предприятия не должны действовать на основе искусственных идей, таких как внутренние субсидии и искусственное ограничение цен, таможенные и налоговые льготы, квотирование, преференциальное распределение сырья, энергии и других ресурсов, кроме некоторых ограниченных случаев (например, деятельность предприятий, оказывающих положительный синергетический эффект на другие отрасли). Такие предприятия не могут быть конкурентоспособными на внутреннем или внешнем рынках в долгосрочной перспективе. Трансакционные издержки экономики на их функционирование (в смысле совокупности всех затрат, понесенных государством и обществом на их функционирование) всегда следует сравнивать с последствиями предоставления выгод. Например, если квазигосударственные монополии не смогут работать в рамках вышеупомянутых логистических преимуществ и преимуществ по налогу на добавленную стоимость, пришло время признать, что затраты на их содержание обходятся экономике слишком дорого.

 Ориентация на внутренний рынок

Важно помнить, что удовлетворение потребностей внутреннего рынка должно быть основным критерием при планировании производства, поскольку ситуация на международном рынке меняется очень быстро и зависит от многих показателей, влияние которых на страну или предприятие не могут контролироваться государством. В Узбекистане стремительно повысились внутренние цены (особенно на сельскохозяйственную продукцию) из-за стремления создать чтобы создать экспортоориентированную экономику. Ориентация на внешний рынок в аграрном секторе, который не является достаточно конкурентоспособным, привела к резкому росту индексов цен на потребительские и промышленные товары. Размер внутреннего рынка и производственные мощности должны быть главным ориентиром при определении баланса цен, а остальное должно регулироваться через обменный курс. То есть, даже в условиях сегодняшнего роста цен, стабильность обменного курса останется основным фактором увеличения импорта. А без разработки балансов производства и потребления основных видов сырья и продукции в физическом и в денежном выражениях, невозможно точно определить какие нужны мощности, где и какие условия их функционирования для экономики приемлемы.

Синергетический эффект и стимулирование сетей

И, наконец, в каждой отрасли существуют факторы, стимулирующие развитие сети, и следует учитывать их синергетический эффект. Например, сырьевой базой для развития металлургии может быть вторичный металл, отечественная железная руда или импортное сырье. Но если первичная металлургия является драйвером развития металлопроката и крупных металлостроительных производств, то эти факторы следует рассматривать вместе. Или производство цемента, стекла и других изделий зависит от имеющихся в стране запасов извести, песка, гипса и других природных веществ. Разработка месторождений этих веществ будет стимулировать развитие этих отраслей. Так же развитие металлургической промышленности стимулирует развитие малого и среднего машиностроения,  металлообрабатывающих производств.

Вместо того, чтобы продвигать все отрасли промышленности подряд, необходимо сделать упор на отрасли, которые требуют меньше капитала, но могут быстро дать синергетические результаты. Поэтому настало время пересмотреть перспективы всех капиталоемких и импортоемких проектов на основе новых критериев и сократить перечень крупных государственных инвестиционных проектов.

Абдулла Абдукадиров, 

Первый заместитель директора

Агентства стратегических реформ

при президенте Республики Узбекистан

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.