Недавно стал свидетелем, как мальчишку лет пяти  позвали домой читать намаз. Он попытался отнекиваться, говоря, что не помнит молитву и хочет ещё немного погулять, но его отец безапелляционным тоном заявил: «Быстро заходи, будешь читать намаз!». И это не единичный случай.  

 

Выбор такого метода воспитания - дело внутрисемейное. Однако, тревожит, что родители не всегда также строго и заинтересованно относятся к учебе своих детей, оставляя это на волю ребенка. Не секрет, что  в колледжах и вузах низкая посещаемость, преподаватели не мотивированы и нередко занятия проводят формально. В результате можно встретить молодого специалиста, который, вроде бы и имеет образование, однако не может грамотно написать и пару строк, плохо ориентируется в той сфере, где он считается профессионалом.

 

Низкое качество образования, недостаточное знание истории, неосведомленность о культуре и достижениях других народов составляют плохую службу нашим юношам и девушкам, уверенным, что только наши предки развивали науку, закладывали основы физики, химии, математики и других наук.

 

Такой подход дезориентирует молодежь о месте страны в мире, где знания, профессионализм и конкурентоспособность играют первостепенную роль, не мотивирует ее на обретение широкого кругозора.

 

Нет глубокого анализа причин, в силу которых Восток, где были заложены основы многих наук, изобретен порох, способ производства бумаги, так сильно отстал от Запада в техническом, технологическом и научном плане. Обладание передовой наукой, техникой и технологией вывели далеко вперед развитие финансово-экономической, научной и социальной сферы западных стран, включая США.

 

На Западе огромное развитие получила культура и искусство, их формы и жанры, в то время как Восток занимается, пока, либо копированием образцов западной культуры, либо ее адаптацией к условиям своих стран.  

 

Узбекистану нужно снова учиться толерантности и культуре межнационального, межконфессионального общения. Нашим детям необходимо знать, что либерализм не сводится к гей-парадам и многие гуманистические идеи получили в Европе более конкретное наполнение, чем, скажем, в странах бывшего Союза.

 

Продвинутую молодежь, экономически активную, образованную  часть населения скорее раздражают различные споры и “дискуссии” по заранее расписанным сценариям, ответы и выводы из которых известны заранее. Складывается впечатление, что их участники желают оставить без изменения штампы прошлого.

 

Нельзя допустить, чтобы светское, согласно Конституции, государство шаг за шагом уступало свои позиции ретроградам, для которых законы шариата, порой, стоят выше Основного закона.

 

Различные решения и мнения “экспертов”, анализирующих одежду и телодвижения звезд эстрады не могут не вызвать саркастической улыбки и насмешек в отношении их авторов. Это демонстрирует, что некоторые чиновники продолжают жить в придуманном ими самими мире, где люди, как роботы, живут только, чтобы работать, растить детей и помогать создавать им семьи. У узбекистанцев есть эмоции, желания, устремления и интересы - все то, что отличает живого свободного человека от ограниченной чиновничьей схемы, от марионетки.

 

Некоторые статьи, публикуемые иными официальными изданиями  и телевизионными каналами содержат мысли, ведущие к казарменному образу жизни: “нормальные люди в десять ночи ложатся спать!”, “работающему человеку нечего делать в ночных клубах”.... Как тут не вспомнить управдома из известного фильма, которая говорила: “наши люди, в булочную, на такси не ездят”.

 

Это тоже одно из лиц «показухи», когда надо отчитаться о проделанной «воспитательной работе», демонстрируя, что люди управляемы, как марионетки.

 

Полагаю, что каждому узбекистанцу надо быть уверенным, что рамки, определенные Конституцией и законами позволят ему комфортно жить по своему вкусу и никто не посягнет на его личную жизнь. Певец, художник, танцор, скульптор, бизнесмен должны иметь гарантии, что никто и никогда не посягнет на свободу творчества, любой деятельности, если она не нарушает закон, не ведет к межнациональной или межконфессиональной розни, радикализму, экстремизму.

 

Необходимо изучать и  знать психологию общества, не обманываться мыслью, что оно будет жить по чьей-либо указке. Такого не было и не будет никогда. Иначе не было бы прогресса.

 

Можно и далее упорствовать в разрушении светскости, культурного и идейного разнообразия и добиться в этом определенного успеха. Однако, прогресс не остановить. Новое, которое кто-то не понимает и не принимает, все равно пробьет дорогу. Если не в Узбекистане, то в другой стране. А узбекистанцы снова будут делать с него бледные копии. А хотелось бы, чтобы, как в эпоху Восточного Ренессанса, новое шагало по планете из нашей страны.

 

С Днем Независимости, соотечественники!