Трагедия на трассе и её уроки
Большие проблемы шокируют общество и всегда выявляют клубок взаимосвязанных проблем. И сложно отделить, где виноваты обстоятельства, а где вмешался человеческий фактор.
Наблюдения за перемещением рабочей силы по территории бывшего Союза демонстрируют, что стихийным образом население СНГ самостоятельно, без правительств налаживает новые хозяйственные связи, транспортную инфраструктуру, систему движения капиталов.
Наши трудовые мигранты не защищены в чужой стране, в своей, пока, не востребованы. Их там и обманывают, и унижают, и бьют, и, порой, убивают. А они все равно едут и едут. Почему? Вопрос, на первый взгляд, простенький, однако, только начав искать на него ответ, понимаешь, насколько все очевидно, но непросто.
При всех недостатках возможности нормального заработка в Узбекистане, пока, нет. Создание рабочих мест с достойной оплатой – вопрос весьма сложный, дорогой, поэтому – не скорый.
Почему-то государство два десятилетия не обращало на это внимания. Это тоже вопрос, имеющий отношение к личным качествам и характеру человека, который назвал трудовых мигрантов «лентяями». Понятно, что вопрос, как же мигранты добираются до места назначения, мало волнует принимающую сторону – приезжают ведь, и ладно.
Однако, до трагедии, когда 52 человека заживо сгорели в автобусе, страна все же не понимала глубины проблем, связанных с перемещением мигрантов. Возможно, было не до них, проблем-то хватает. А возможно, делала вид что не понимает… Увы, пока устойчив стиль работы, когда проблемой начинают заниматься только когда на неё пальцем укажет Президент.
Только в 2017 году произошло 7 страшных автокатастроф, когда гибли трудовые мигранты. Погибли десятки человек, однако все это прошло короткими сообщениями в электронных СМИ и только.
Это не стало предметом обсуждения ни в Агентстве трудовой миграции, ни в Министерстве транспорта, и, тем более, в Правительстве. Поэтому эти трагедии не стали причиной принятия каких-либо решений. И, видимо, нужна была трагедия, которая шокирует своим масштабом и жестокостью. Теперь, опять по указанию Президента, будет увеличено и число авиарейсов, и число поездов в Россию и Казахстан, начнут проверять техническое состояние автобусов, выезжающих за пределы Узбекистана. Пока за скобками остаются цена билетов на поезда и самолеты.
Редакция Anhor.uz получает по 5-6 звонков в день от людей, которые интересуются как можно отправиться на работу в Корею, Россию, Казахстан. Агентству по трудовой миграции стоит более широко популяризировать свои возможности по оказанию помощи в трудоустройстве за границей. Вероятно, агентству следовало бы совместно с биржами труда активней информировать людей о возможности работать за рубежом. Тогда возможно, (опять – если укажет Президент?) возникла бы возможность формировать группы и направлять их организованным образом хоть поездом, хоть автобусом. Однако это очевидное решение не реализуется – может ждут указания Президента. Тогда Anhor.uz просит Президента Узбекистана дать такое поручение!
Смелая авторская фантазия рисует мне примерно такую картину, когда на маршрутах есть пункты дозаправки (вроде почтовых станций в начале 19-го века), где мигранты могут передохнуть и перекусить либо в столовой, либо домашними припасами, и, самое главное, все это по вполне доступным ценам. Возможно ли это – не знаю, но пока этого не будет, люди будут добираться на перекладных, а трагедии будут происходить и дальше.
Радует, что найдены решения, отличные от прежних, которые часто ограничивались запретами, постами между областями. Мы хорошо помним, что те решения мало влияли на потоки, зато серьёзно расширяли зоны коррупции.
Важно вплотную заняться и перемещением трудовых мигрантов внутри Узбекистана, на что либо закрывали глаза, либо как обычно пытались решать с помощью запретов. За почти четверть века Независимости не налажено цивилизованное транспортное сообщение между Ташкентом и Ферганской долиной. Много было шума, когда прорубали железнодорожный тоннель, ещё больше было фанфар и славиц, когда его сдали. Однако, гора родила мышь!
Для перевозки пассажиров с 5 сентября 2016 года назначен скорый поезд по маршруту Ташкент-Андижан-Ташкент, который ходит ежедневно. Время в пути следования составляет 6 часов. Поезд выезжает из Ташкента в 08-05 и прибывает в Андижан в 14-05. Затем этот же поезд в 15-25 отправляется из Андижана в 15-25 и прибывает в Ташкент в 21-25. По пути в Андижан, а затем обратно он останавливается на станциях Пап, Коканд и Маргилан. В составе поезда вагонов трех типов : ECONOM класс — 45000* сум, BUSINESS класс — 68000* сум и VIP класс — 130000* сум.
Ни по стоимости билетов, ни по удобству он не может составить конкуренцию «бомбилам». Вот, если бы ходило пять-шесть поездов в день, а билет стоил бы не дороже 30-40 тысяч сум, то да, это был бы конкурентоспособный противник
Кто не верит – может сходить на «пятачок» недалеко от Куйлюкского рынка, где тусуются таксисты — там всегда людно, толпы желающих уехать встречают толпы таксистов. Дело поставлено на лад – частник, не государство – за цену, намного ниже, чем поезд, причем практически в любое время суток, он гораздо быстрей довезет клиента прямо до дверей дома.
Поэтому, если правительство решит снять эту проблему – придется учитывать требования рынка и конкурировать с помощью цены, чтобы человек добрался до автостанции или вокзала, затем удобно и быстро до дому, и, чтобы это было дешевле, чем до дома на такси от Куйлюкского пятачка.
И здесь запреты и препоны приведут только к удорожанию услуг таксистов и расширению зоны коррупции.
Кстати, практически все машины «бомбил» работают на газе, это – потенциальная опасность. ГИБДД МВД Узбекистана до настоящего времени, игнорируя все требования законов «О прозрачности деятельности органов государственной власти и управления» и закона «Об обращениях физических и юридических лиц» не ответило на вопросы Anhor.uz, который интересуется основными причинами взрывов газовых баллонов в автомобилях, которые имели место быть. Как это понимать – нет анализа причин или это, по чьему-либо требованию «закрытая информация»? Молчание ГИБДД рождает много вопросов, которые требуют ответов.
Справедливости ради, необходимо отметить, что одной из самых заметных и приятных перемен, происшедших за последний год стал поворот власти к проблемам людей, точнее сказать «очеловечивание» власти, для которой человек перестал быть цифрой в статистическом отчете, трудовые мигранты перестали быть «лентяями».
И если поворот к человеку и его проблемам – не лозунг, а новая составляющая, стержень политики, то можно верить, что проблема обеспечения безопасного перемещения рабочей силы и внутри, и за пределами Узбекистана станет одной из важных задач, над поиском гуманного рыночного решение которой озаботиться правительство.
Мансур Ибрагимов
P.S. Сегодня появилась информация, что хоким Ферганской области Шухрат Ганиев провел бурное совещание с чиновниками Ташлакского района. Оскорбив собравшихся, назвав их грязными словами, он сказал что «Никто не поедет в хадж из Ташлака! Никто! Всех исключить! Как можно отправлять [в Россию] неженатых парней? Где их родители были? Родители что, слепые? Пусть завтра жалуются на меня, если хотят. На всю республику опозорили нашу область!» – гневался Ганиев.
Хоким потребовал принять срочные меры: «Они все на машинах уехали, не самолетом, не поездом. Есть стоянки такси. Будете ходить по этим местам вместе с главой ГАИ. [Мигрантов] можно сразу узнать, у них обычно большие сумки, — подчеркнул Ганиев. — И всех таксистов области тоже обойдете: у нас есть список из 10 тысяч человек».
Что тут можно сказать? Возможно, у хокима просто сдали нервы — нагрузки ведь нешуточные, а тут такое…Однако, вновь мы видим стремление «Держать и не пущать»! Это совершенно не похоже на стремление глубоко проанализировать ситуацию и, как умный, конструктивный лидер вместе с активом района найти приемлемое решение. Уверен, решение этого вопроса не лежит в плоскости оскорблений, угроз и отлова мигрантов. Оно лежит в плоскости экономики района и области.
Хоким, возможно, должен был признать свою вину и помочь организовать безопасное перемещения мигрантов в те места, куда они хотят поехать за заработком, которого, увы, пока нет в Ташлакском и многих других районах, и не только Ферганской области. И что делать родителям, если они понимают, что для их детей поехать на заработки в Россию, порой, единственный путь устроить свою жизнь…
Вылавливать мигрантов по всей области и не пускать за рубеж — это не решение проблемы, а создание новой, ещё более острой…
Но самое возмутительное и никак не укладывающийся в голове факт, что хоким попрекнул людей материальной помощью семьям погибших, хотя он и сказал, что это не упрек… Это уже, на мой взгляд, совсем за пределами национального менталитета, которым мы все так любим гордиться…
Комментарии