Учимся нырять в пустой бассейн

Учимся нырять в пустой бассейн
В таможенной сфере за минувший год произошли существенные изменения. Сказать, что стало намного лучше, чем раньше,  пока нельзя, но определенные продвижения в сторону упрощения процедур таможенной очистки есть. Безусловно, на текущий момент, пока эти изменения внедряются «наживую» работать сложно.
 
Причем тяжело всем: таможенным брокерам, импортерам/экспортерам, инспекторам и внештатным служащим. Все это дело напоминает старый анекдот: «сначала научитесь нырять, а уж затем мы наберем воду в бассейн». Вот… учимся нырять. Но обо всем по порядку.
 
Система электронного декларирования успешно работает уже много лет в таких странах СНГ, как Россия, Казахстан, Беларусь, Украина. Ввиду грядущего вступления в Таможенный союз, внедрение такой системы было неизбежным. Конечно же, это современно, быстро и удобно. Ушёл в прошлое ворох бумаг, заверяемый печатью и подписью импортера, канула в лету «карточка ввоза товаров», нужная для подтверждения валютной операции в банк.
 
Таможенная электронная система взаимоинтегрирована с аналогичными системами складов, налоговой инспекции, с целым рядом госкомитетов и органов сертификации. У импортеров и экспортеров появилась возможность контроля пересечения их груза через таможенную границу, возможность регистрации и проведения внешнеторговых контрактов лично (раньше регистрация проводилась в банке). Здорово, удобно, но по факту мы имеем следующее:
 
В реалиях плохо работающего интернета, учитывая сырость и «тяжесть» всей электронной системы, людям приходится постоянно сталкиваться со сбоями и ждать. Период ожидания может достигать нескольких суток. Увы, но даже для скоропортящихся продуктов не предусмотрено упрощение – сверху сказали только «электронка», значит только «электронка». И люди ждут, платят за простои вагонов, за лишние дни пребывания груза на складах.
 
Кроме прочего сразу стала очевидна вопиющая некомпетентность должностных лиц, которые оказались совершенно не подготовлены для работы с такими «высокими технологиями». Ладно, провели ряд семинаров по повышению компьютерной грамотности сотрудников. Как не сложно догадаться, пока эти мероприятия проводились поток оформления грузов существенно сократился. Электронная система, электронной системой, но амбарные книги, в которые вписываются порядковые номера грузовых деклараций и актов досмотра так никто и не отменил. 
 
Отдельное внимание стоит уделить внешнеторговым контрактам и договорам. Точнее их регистрации. В один прекрасный день банки просто перестали самостоятельно вносить данные о контрактах в систему. Приказ сверху – теперь участники ВЭД должны это делать самостоятельно. Программный продукт от негласных монополистов «ШаркБизнесСервис» откровенно «сырой» по сей день (а с момента внедрения системы прошло уже несколько месяцев). Можно установить «расширенный пакет», включающий в себя программу для заполнения грузовой декларации, которая участникам ВЭД совершенно ни к чему, потому как у них нет разрешения для осуществления деятельности в качестве таможенного брокера. Но программ «ВЭД Контракт» работает вменяемо только при наличии программы «ВЭД Декларант», а это дополнительные рассходы.
 
Постоянные ошибки базы данных, ошибки самой принимающей системы, без указания почему контракт не был принят к обработке. Снова «сначала научитесь нырять, а уж затем мы наберем воду в бассейн». Однако недавно прошел семинар и в портале интерактивных гос.услуг появился pdf файл с подробным описанием порядка регистрации контрактов в электронной системе. Программные ошибки с выходом новой версии не исправились, программный продукт этот, к слову аттестован государственным таможенным комитетом.
 
Худо-бедно все это все-таки работает. Но тут участников ВЭД подстерегает новый сюрприз: «закрытие» таможни. Таможенная очистка (в миру – растаможка) просто прекращается. На N-времени. Почему же так происходит? Все дело в том, что доля импорта значительно превышает долю экспорта, даже при условии, что статистически все подгоняется под красивые цифры, к концу года импорт все равно переваливает допустимый для процветающего государства барьер.
 
Статистическая стоимость при оформлении экспорта берется от таможенной стоимости товара, которая, как правило, выше фактурной. В случае с импортом – наоборот, стат. стоимость берется от фактурной стоимости, которая для импортных товаров всегда ниже фактурной (таможенная стоимость выше фактурной в разы.Тем не менее, экспорта слишком мало, как ни завышай его значение. Комичность этой ситуации заключается в том, что таможня первый барьер (оплот?) для защиты отечественного производителя от импортных конкурентов. Для этого применяются меры тарифного и нетарифного регулирования. Однако применяются они порой абсурдно.
 
Ярким примером может служить единственное (до момента применения «защитных» мер) производство скотча в СНГ, как и многие производители, зависящее от импортного сырья.  Клейкая лента в необработанном виде (в бобинах, но с нанесением клея на одну из поверхностей) импортировалась в Узбекистан из Китая и классифицировалась определенным кодом ТН ВЭД, под классификацию которого попадает как сырье, так и готовая клейкая лента. Так вот, решив, что раз у нас производство клейкой ленты есть, следует ввести акцизный налог на импорт данного товара. Соответственно вводится акциз, который, к слову составил 30% и  комбинированная ставка таможенной пошлины (60%, но не менее 2 USD за кг) на группу товаров, классифицируемых кодом ТН ВЭД клейкой ленты. Что естественно тут же отражается на дороговизне производства этого продукта и как следствие подорожания готового товара для простого потребителя на рынке. Такие вот защитные меры.
 
Тем не менее, маховик системы раскручен в сторону улучшений к лучшему. Практически свелись к минимуму контакты сотрудников таможенных органов с частными лицами, что подразумевает искоренения коррупции. Электронная система претерпевает изменения, что делает процесс таможенного оформления грузов быстрее, чем тот же год назад.
 
Анфиса Ковганюк

Источник: Потребитель.uz 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.