Аэропорты в чужие руки

Аэропорты в чужие руки

Аэропорты Самарканда, Ургенча и Намангана, обретают  новых  хозяев – российскую компанию Новапорт.

 Разговоры о необходимости реформировать НАК «Узбекистон хаво йуллари», улучшать  инфраструктуру и обслуживание, создание лоукостера и общее снижение цен на авиаперевозки активно обсуждаются уже несколько лет. Первым шагом реформ эксперты называют выделение сфер деятельности: авиаперевозки, аэропорты, топливо-заправочный комплекс – в отдельные предприятия. В числе лакомых кусков– высоколиквидных активов, привлекательных для инвесторов, – аэропорт Ташкент.

По заявлению  Министерства инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан в процессе изучения было выявлено, что  в «Узбекистон хаво йуллари», «Узбекистон миллий электр тармоклари», «Худудий электр тармоклари» на сегодняшний день иностранные инвестиции не привлечены».
Хотя до 2003 года в НАК “Узбекистон хаво йуллари”, вложения превысили $1 млрд.

Почему Новапорт?

В ведении компании Новапорт  находится ряд российских воздушных гаваней. Отзывы на сайте otzovik.com о работе  этих портов от пользователей не особенно восторженные. Неприхотливый портфель инвестора вызывает сомнения. Так почему же именно Новапорт?

Справка: ООО «Новапорт» – российская инвестиционная и управляющая компания. Основана в 2007 году. Штаб-квартира располагается в Москве. Компания «Новапорт» – совместное предприятие фонда AEON Corporation, управляющего активами бизнесмена Романа Троценко, и казахского инвестфонда Meridian Capital. Партнеры владеют холдингом через кипрскую компанию T.S. Trans Siberia Co Limited на паритетных началах. Бенефициары фонда не раскрываются. По информации Forbes, среди владельцев Meridian Capital – бывшие топ-менеджеры Казкоммерцбанка Аскар Алшинбаев, Евгений Фельд и Сауат Мынбаев.
Компания занимается реализацией комплексных программ развития аэропортов. Под управлением «Новапорта» находится ряд российских региональных аэропортов. Их суммарный пассажиропоток в 2017 году составил около 17 миллионов человек. Выручка холдинга в 2017 году составила 27,4 млрд руб., EBITDA — 10,9 млрд руб. при пассажиропотоке 14,9 млн человек.

В ноябре 2018 года заместитель премьер-министра Азиз Абдухакимов заявил: «Чтобы поднять уровень обслуживания в аэропортах планируется рассмотреть варианты их выделение в отдельную структуру, передачи на внешнее управление инвесторам на конкурсной основе».
Но есть мнение, что  инвесторы, желающие вкладываться в эту сферу, в очередь не выстраиваются. Вероятность прихода в Узбекистан других игроков мала: кроме аэропорта Ташкент, здесь не наблюдается  активов с высокой отдачей, да и в целом инвестиции в Узбекистан эксперты все еще называют рискованными.

 «Новапорт» стал первым из российских профильных холдингов, проявившим интерес к проектам в Средней Азии: этот шаг связывают с казахстанскими участниками холдинга (инвестфонд Meridian Capital), которые лучше знают условия ведения бизнеса в Средней Азии.
Участники рынка говорят, что регион может быть привлекателен для инвестиций в ситуации, когда российский рынок уже структурирован и распределен между основными игроками» – пишет газета  КоммерсантЪ. 

Кроме того, через инвестирование трех аэропортов холдинг Новапорт  может заработать лояльность в тендере на аэропорт Ташкент.


Аэропорты  Ургенч, Самарканд и Наманган

В концессию Новапорту передаются не убыточные аэропорты, такие, например, как аэропорт Карши, а те, что находятся в неплохом состоянии и были реконструированы не ранее 2015 года. К слову, после пуска скорого поезда Ташкент-Карши, авиабилеты  в этом направлении приобрести невозможно.


В инфографике использованы фото и информация НАК “Узбекистон хаво йуллари”


Что будет сделано?

Между Новапорт и правительством Республики Узбекистан подписано рамочное соглашение о модернизации и развитии аэропортов Самарканда, Намангана и Ургенча. «Новапорт» не претендует на участие в капитале: речь идет о концессии.  

Справка. Конце́ссия — вид договора о создании или реконструкции за счет средств инвестора объектов недвижимого имущества находящихся в государственной собственности, за счет чего инвестор получает возможность эксплуатировать объект на возмездной основе, собирая доход в свою пользу.

Тут надо иметь в виду, что инвестор — не благотворительная организация, он хочет максимальную прибыль за минимально короткий период, а  иностранный инвестор может иметь следующие интересы:

Он может быть связан с иностранным крупным хабом-конкурентом, и новый аэропорт будет использовать для вывоза пассажиров з Узбекистана через собственный хаб аффилированной авиакомпанией;

Еще один вариант развития событий: максимально поднять цену на обслуживание в аэропорту для авиакомпаний и пассажиров. Но в таком случае маловероятно, что хоть какая-то авиакомпания захочет туда летать.

Ближайшие четыре месяца при участии сторонних консалтинговых компаний будут разрабатываться условия и планы реализации. Объемы инвестиций и масштабы преобразований пока неизвестны.

В первую очередь будет реконструирован аэропорт Самарканда. Он должен быть готов к 2022 году, так как город принимает саммит Шанхайской организации сотрудничества, – крупное международное событие. Сроки реконструкции весьма коротки.
На модернизацию аэропортов Намангана и Ургенча отведено больше времени: около пяти лет.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.