Сегодня, когда Узбекистан заново открывает себя миру, полезно узнать о себе мнение непредвзятого собеседника. Который говорит не для «парадного» ТВ, а высказывает свою собственную точку зрения. Узбекские журналисты имели такую возможность на Международном  медиа-форуме «Журналисты мусульманских стран за партнерство цивилизаций». Форум проходил на минувшей неделе в Ялте, был организован Группой стратегического видения «Россия – исламский мир». Для откровенного разговора съехались  свыше 50 ведущих политологов и журналистов трех континентов, среди которых  были весьма значительные фигуры (их книги наверняка есть в библиотеке вашего вуза).

«Мир на перепутье», «Мир на пороге неизвестно чего», «Шаг до пропасти» - вот такая точка зрения у людей, которые хорошо знают хитросплетения  международной политики и механизм принятия решений на уровне своих правительств. Какое же место отводят знающие люди Узбекистану в это непростое время? – Об этом и поговорим.

Читатели Anhor.uz, конечно, хорошо знают «гуру» современной политологии Самюэля Хантингтона. И наверняка читали его стратегический труд «Столкновение цивилизаций». Причем, я уверен, заметили, что в своей статье «Столкновение цивилизаций?», вышедшей за 3 года до появления книги, он это «столкновение» берет под вопрос. А когда выпускает в свет книгу, то вопроса этого уже нет. Столкновение уже состоялось: вовсю бушует «арабская весна», рушатся империи, свирепые боевики  режут головы мусульманам, христианам и своим вчерашним союзникам, Европу заполонили миллионы беженцев, на границах бывшего СССР не прекращаются войны, в Закавказье – постоянные революции (не поймешь – «цветные» или еще какие)… Волны этого бушующего океана обходят Узбекистан? Как знать…

Полмесяца назад «Washington  Post» опубликовала цифры вернувшихся в Центральную Азию из Сирии боевиков ИГИЛ и других бандитских формирований. Из тех, кого ЦРУ отслеживает «пофамильно»  в Таджикистан вернулись 147 человек, в Афганистан – 120, в Киргизию - 40 человек. С Узбекистаном почему-то цифры «общие», указано только количество боевиков, которые намерены вернуться  - таких 1500 человек. Будем надеяться, что не все доедут, и по пути поймают все-таки «свою» пулю? Возможно, наши спецслужбы правильно делают, что не будоражат народ. Но  все таки надо  знать, что в Идлибе воюет целый «игиловский» батальон «Самарканд», и из названия понятно, люди какой национальности в его составе. Известно также, что  10 боевикам этого батальона было «доверено» участвовать в качестве палачей в обошедшем весь мир ТВ-ролике показательной казни 30 пленных, которым  резали головы…

…Приведу пример китайцев. У них в военной Доктрине тоже записано, что за рубежом их солдаты не воюют. Но вот когда боевики «Туркестанского легиона» (это уйгурские сепаратисты из СУАР) слишком уж начали активничать в Сирии, китайские спецслужбы приняли меры. В декабре прошлого года китайский десантный корабль «486» (название иероглифами) высадил в российской базе в Тартусе  две группы спецназа – «Ночных тигров» (из Ланчжоу) и «Сибирских тигров» (из Синьцзяна). И знаете, как-то этот бандитский «легион» из боевых сводок исчез… Ни на что не намекаю, но вот могут же люди…

Но вернемся в Ялту, где эти кровавые события обсуждали люди солидные, с респектом друг к другу, и даже если спорили, то вполголоса. Но вот дело то в том, что их «вполголоса» иной раз звучит громче, чем старт «Томагавка». И вот о чем эти джентльмены говорили, упоминая и Узбекистан.

Самуэль  Хантингтон в своей книге «Столкновение цивилизаций» выводит восемь современных цивилизаций: Западную, Православную, Китайскую, Японскую, Исламскую, Индуистскую, Латиноамериканскую и Африканскую. (Если какой доктор наук будет спорить, то  скажем для порядка: Генри Киссинджер выводит только шесть мировых центров – США, Европа, Россия, Китай, Япония и – возможно – Индия). Причем как аксиома принято (и на примере сегодняшних мировых катаклизмов доказано) что «попытки переноса общества из одной цивилизации в другую бесплодны». Так какое же место в этой табели о рангах отводят  мировые властители дум нашей стране? А  очень своеобразное…

По менталитету люди Узбекистана, несомненно, принадлежат к исламской цивилизации. Но вот их мироощущение, их древние корни роднят их с православием.  Узбекистан – это старинная страна городов, с культурой, которая стала значительной частью мировой. Причем, что интересно: сближает наша история нас не с западной цивилизацией (стремление к жестокой экспансии, нажива в качестве главной цели), а именно с православной (мягкая, но настойчивая, склонная к компромиссу, но не за счет самоуничижения). Прочтите бестселлер нашего великого современника Сухейля  Фараха «Диалог культур: опыт России и Востока», там он сказал об этом просто и понятно.  То, что говорит этот большой ученый и  замечательный человек, по счастью, признается и на Востоке, и на Западе. Кстати, в прошлом году одну из его 16 книг затеяли было перевести и у нас, но что-то «не срослось»…

В  Ялте на форуме доктор Сухейль не раз говорил о том поистине замечательном и не повторенном  нигде в мире опыте «сосуществования двух цивилизаций» на одной земле – в Туркестане. Постулат, который в 20-м веке вывел Хантингтон, 100 лет до него уже был реальностью в Туркестане : не « перенос общества из одной цивилизации в другую», но возможность их  совместного на одной земле развития. Кстати, еще в 1788 году, еще до присоединения земель Средней Азии к Империи, Екатерина выделила 50 тысяч рублей для постройки медресе в Бухаре – она хотела быть понятой жителями этой земли. Вы об этом знаете?  Но об этом мне напомнил в Ялте журналист газеты «Дейли стар» Шахриар Фероз из Бангладеш. И  еще сказал: «В нашем мусульманском мире все чрезвычайно чувствительны к поведению иноверцев.  Бухарский эмир  как-то спокойно отрубил головы двум английским посланникам, но встал при появлении русского посла. Возможно, он вспомнил, что его отец и он сам молятся в святой мечети, построенной на деньги русской императрицы»… Тот самый вопрос «сосуществования цивилизаций»…

Напомню: когда появилась необходимость удалить из Петербурга Великого князя Николая Константиновича, его отправили в ссылку в самое спокойное место Империи – в Туркестан.  В  Туркестане даже не было представителей Корпуса жандармов. Не было необходимости…   Новая администрация сохранила привычные  людям городское и махаллинское самоуправление, шариатские суды, институт старост и т.д. В Ташкентской городской думе заседали представители всех национальностей, а городским «головой»  по очереди были мусульмане и православные…

 Пример: в марте 1892 года по всей стране решено было вознести молитвы  за императора. Коран запрещает молиться за иноверцев. Мудрый ташкентский кази  Мухитдин Ходжа предложил совершенно удивительный текст молитвы, который примирял две религии. За это и за другие заслуги он награжден был орденами Святого Станислава, Святой Анны и другими. Но вот незадача: ордена с крестом носить мусульманину нельзя! Мухитдин Ходжа вновь выход нашел…  В 1913 году в Русском Туркестане было 445 медресе из 1064 по всей России. Православная администрация доверяла мусульманам, а они доверяли ей… Повторюсь: во время дискуссий в Ялте доктор Сухейль  Фарах считал этот выдающийся исторический прецедент особенно важным для сегодняшнего мира… Я гляжу, им из-за границы, выходит, лучше видно?  Служебные «методички» не мешают?

Предвижу вопрос: если все было так хорошо, так почему же было в 1916 году восстание Имангельды Иманова? На это у меня встречный вопрос: если это было восстание бедноты, то на какие деньги у его участников 50 тысяч лошадей и корм для  них, и откуда у них 50 тысяч винтовок «ли энфильд»  с индийского арсенала по цене 5 фунтов за штуку? Сейчас тоже есть силы, которые хотят нам помешать. И этот тревожный факт не надо забывать, глядя на уже упомянутые «батальоны» в  Сирии.

Мы выбираем свой новый путь. В Ташкент – визитеры с протянутой рукой дружбы. Будем вежливы, но мудры. А если кто со мною не согласен: выше в тексте есть имена людей, с которыми можно поспорить…

Юрий Черногаев