Взаимодействия Ташкента с Вашингтоном не подрывают его отношения с Москвой и Пекином.
 

Недавний официальный визит Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева в США с 15 по 17 мая был воспринят как историческая поездка, проложившая почву для «новой эры стратегического сотрудничества» между двумя странами. Узбекистан является ключевой страной в Центральной Азии, стратегическом регионе, расположенном между Россией на севере, Китаем на востоке, Южной Азией на юге и Ближним Востоком на западе.
Визит Президента Узбекистана вызвал большой интерес во многих столицах мира, имеющих свои собственные стремления и повестку дня в Центральной Азии. Такой интерес не случаен, поскольку любой процесс, связанный с Узбекистаном, осевой страной, граничащей со всеми другими странами Центральной Азии, включая Афганистан, несет в себе потенциал для оказания воздействия на целый регион. Следовательно, за реформами, осуществляемыми в Узбекистане, внимательно следят в Москве, Пекине и Вашингтоне.

С момента прихода к власти [Президент] Мирзиёев заверил [мировую общественность], что главным приоритетом внешней политики страны является Центральная Азия, и что правительство будет строить конструктивные и плодотворные отношения со всеми странами мира.

Поэтому он нанес государственные визиты в Москву и Пекин в апреле и мае 2017 года, соответственно, что не только обеспечило непрерывность [внешнеполитического курса], но и подняло отношения Узбекистана с этими странами на качественно новый уровень. Более того, проактивная региональная стратегия [Президента] Мирзиёева создала возрожденный дружественный климат в дипломатии среди центральноазиатских стран.
Аналогичным образом, недавний визит в Вашингтон ставил главной целью укрепление двустороннего диалога и сотрудничества между Узбекистаном и США во всех сферах, представляющих взаимный интерес, включая права человека, образование и др. В ходе визита было заключено более 20 крупных договоров между двумя странами; в случае их реализации они составят сумму около 5 млрд. долларов. Ход и содержание переговоров [в Вашингтоне], а также достигнутые результаты не могут ущемлять отношения Узбекистана ни с какой из стран мира. 

Однако, визит в Вашингтон был интерпретирован некоторыми [экспертами] как шаг, сигнализирующий некий сдвиг во внешнеполитических приоритетах Ташкента. Визит в Узбекистан командующего Центральным командованием вооруженных сил США генерала Джозефа Вотела 12 мая для обсуждения вопросов узбекско-американского военно-технического сотрудничества и сотрудничества в сфере безопасности за несколько дней до поездки лидера Узбекистана в Вашингтон, был также растолкован [некоторыми комментаторами] в одностороннем порядке.

Естественно, эксперты, искушенные в региональных процессах, осознают, что при нынешних обстоятельствах излишняя политизация и однобокая интерпретация не имеют никакого отношения к реальности. Визит лидера Узбекистана в Вашингтон вовсе не означает отход от традиционно тесного сотрудничества с Россией, Китаем или странами-партнерами по региону по простой причине того, что внешнеполитические приоритеты Узбекистана остаются неизменными.

Регион Центральной Азии и взаимоотношения с соседними странами остаются главным приоритетом внешнеполитической повестки дня Узбекистана. Безопасность Узбекистана ассоциируется с безопасностью всей Центральной Азии и наоборот. Ташкент неизменно придерживается четкой внеблоковой позиции.
 
Каждая из великих держав имеет свой собственный статус в расчетах Ташкента при принятии ключевых решений. Россия является важным стратегическим партнером Узбекистана с прочными культурными связями и присутствием русскоязычного сообщества внутри страны. В более широком смысле, ряд регионов России граничат с Центральной Азией, составляя более 7000 км общих границ.

Россия – влиятельный и активный участник процессов безопасности в регионе как в рамках многосторонних договоренностей (таких как ОДКБ и ШОС), так и двусторонних механизмов с дифференцированной политикой, адаптированной для каждой страны. Для Узбекистана Россия – это ключевой рынок и важный источник финансирования. По итогам визита Президента Мирзиёева в Москву в апреле 2017 года достигнут пакет соглашений на сумму 16 млрд. долларов – беспрецедентный случай как в количественном, так и в качественном отношении. Лидер Узбекистана настроен на расширении и диверсификации торговли с Россией в предстоящие годы, что созвучно с его политикой «открытых дверей».

В обозримом будущем Россия, вероятно, останется самой заметной внешней державой в Центральной Азии, как с точки зрения политического сотрудничества на высоком уровне и сотрудничества в сфере безопасности, так и широкого спектра инвестиционных проектов в Узбекистане и в регионе в целом.
 
Китай является еще одним важным игроком в Центральной Азии. В Центральной Азии Пекин заинтересован в поиске внешних рынков для своих компаний, в частности, занимающихся строительством и развитием инфраструктуры в рамках политики «выхода за рубеж» («Go Out»), стимулирующей иностранные инвестиции.

Продвигаемая Китаем инициатива «Один пояс и один путь» нацелена на улучшение торговых связей между растущим промышленным производством в Китае и европейскими рынками через Центральную Азию. В этом контексте Узбекистан является довольно выгодным партнером, обладающим большим потенциалом для промышленного и технологического развития, а также молодой рабочей силой.
Узбекистан имеет многовековые отношениями с Китаем, восходящими к истории знаменитого Великого шелкового пути. Современному Узбекистану нужны более крупномасштабные высокотехнологичные китайские инвестиционные проекты в такие сферы, как промышленность, энергетика, транспорт, телекоммуникации, сельское хозяйство. Во время визита [Президента] Мирзиёева в Китай в мае 2017 года достигнуто заключение около 100 соглашений с общей стоимостью 20 млрд. долларов.

Ташкент рассматривает инициативу Китая «Один пояс и один путь» в качестве модели выигрышного сотрудничества, нежели платформы, постепенно [и подспудно] усугубляющей конкуренцию с другими крупными державами. Большинство инструментов, используемых Пекином, такие как– отношения на высшем уровне, публичная дипломатия и экономические стимулы, поддерживаются Ташкентом сегодня. Выражая свое доверие к китайской инициативе, [Президент] Мирзиёев [делает акцент] на его потенциал, способный формировать «единый пояс мира и благополучия, процветания и прогресса» в плоскости всего Евроазиатского континента
 
Одним словом, Ташкенту нужны как Россия, так и Китай.
 
В то же время, Ташкент мыслит масштабно и проявляет заинтересованность в том, чтобы Центральная Азия была многополярным регионом с более чем одним игроком. Не следует считать, что якобы Узбекистан стоит перед неким ложным геополитическим выбором между Россией, Китаем и Западом. Акцент Узбекистана на многовекторной политике означает не «разыгрывание» одной державы против другой, а то, что каждая держава имеет свою собственную нишу для него.

Список партнеров Узбекистана обновляется и [поэтапно дополняется], многие из которых играют все более активную роль в процессах принятия решений в Ташкенте. Этот список сегодня также расширяется, например, за счет Турции, интенсифицирующей экономические и культурные отношения с Узбекистаном.

Независимая и самостоятельная, но прагматичная внешняя политика укрепят потенциал Узбекистана в консолидации усилий стран Центральной Азии для совместного решения общих проблем и вызовов региона. По этой причине, Ташкент стремится поддерживать конструктивные отношения со всеми державами, будь это США, Россия или Китай.

Следовательно, визит Президента Узбекистана в Вашингтон необходимо понимать в свете осознанного выбора руководства страны в пользу многовекторной внешней политики и [многоплановых межгосударственных взаимоотношений со всеми крупными державами мира]. Отличительными чертами этой прагматичной разнонаправленной внешней политики являются открытость, взаимное экономическое развитие и культурное разнообразие.

Полагаем, что опасения о том, что Узбекистан просто дрейфует среди великих держав, являются безосновательными.
 
Шерзодхон Кудратходжаев,
Председатель Международного пресс-клуба
(перевод статьи с английского языка)