В поисках рынков сбыта: куда пойдет Украина? Часть первая

В поисках рынков сбыта: куда пойдет Украина? Часть первая

В сложных условиях общественно-политической ситуации, Украина активно ищет новые рынки сбыта и надежных партнеров.
 
В последнее время в новостных сводках об Украине проходит в основном информация только о революции, терактах, убийствах, ведение АТО и прочих военных действиях властей направленных против ополченцев. По причинам этих событий на востоке, ситуация в остальных регионах страны как-то ушла на второй план.
 
Тем не менее, хозяйственная жизнь в остальных регионах идет своим чередом и абсолютно  понятно, что экономика страны, находящейся в состоянии конфликта и перманентной торговой войны со своим соседом, априори не может пребывать в процветающем состоянии. Но, рано или поздно конфликт закончится, и что дальше? Есть надежда, что движение Украины в сторону ЕС, с учетом недавнего подписания Соглашения об Ассоциации с Европейским Союзом, даст импульс развитию экономики и обещает сделать страну привлекательной для иностранных инвесторов и компаний желающих развивать свой бизнес на Украине.
 
Нелишне будет напомнить, что украинская экономика до и после распада Советского Союза имела огромнейший потенциал. И будь в начале 90-х у руля государства эффективные менеджеры, Украина, безусловно, была бы лидером экономического роста и благополучия в регионе и не зависела бы от поставок продукции своих предприятий одному государству, как это сейчас происходит.
 
Состояние украинской экономики балансирует около «точки невозврата», поэтому большинство  политиков и президент Украины понимают, что только решительные действия могут вернуть государству и его гражданам процветание, о котором они так мечтают уже многие годы.
 
Подписав Соглашение об Ассоциации с ЕС, руководство Украины видит в этом один из путей развития экономики страны. Открывая для себя рынок Европы, и начиная процесс глубокой модернизации экономики, Украина, прежде всего, хочет открыто и без ограничений вести торговую политику, как с Европой, так и со странами постсоветского пространства. Такой сценарий развития событий вряд ли будет интересен России, которая не желает отпускать ее из своей сферы влияния.
 
В то же время, трудно ожидать, что перенасыщенный рынок Запада с большим энтузиазмом откроет свои двери для продукции из Украины. И вполне будет логично, что в поисках рынка сбыта, Украина обратит свой взор на довольно емкий рынок среднеазиатского региона, в частности Узбекистана. А Украине, несмотря на сложность ситуации, есть что предложить. И если говорить о перспективах двусторонних отношений, то следует, прежде всего, отметить, что потенциал у обоих государств имеется огромный и касается это многих отраслей экономики.
 
Автомобильная промышленность
 
Как кажется, одним из перспективным направлений экономических отношений Украины и Узбекистана может стать автомобильная промышленность.
 
О потенциале автомобильного рынка Украины свидетельствует тот факт, что в настоящее время средний возраст автомобилей достиг 18 лет, в 2010-2011 годах потребители увеличили цикл покупок автомобилей на первичном рынке с 5 до 7,5 лет.
 
Спецификой украинского автомобильного рынка является наличие большого количества предприятий, которые в настоящее время загружены в несколько раз ниже своих проектных мощностей, а то и вовсе простаивают. Поэтому в случае экономического роста следует ожидать значительный рост автомобильного рынка, в первую очередь, путем капитализации существующих предприятий и увеличения объемов сборки на действующих мощностях.
 
По мнению экспертов, уже в обозримом будущем Украина может выйти на ежегодный объем продаж в 500-600 тыс. новых автомобилей, тогда как в 2011-2012 годах продавалось лишь 220 тыс., а в 2013 — лишь 200 тыс. Из них подавляющее большинство составляли импортируемые автомобили. Какую долю на рынке займет продукция украинских автопроизводителей, зависит от множества факторов, в первую очередь, от государственной поддержки, инвестиционного и бизнес-климата.
 
В условиях сложной социально-политической ситуации в стране и экономического кризиса, а также введения спецпошлин и утилизационного сбора в 2013 году, украинский автопром продемонстрировал рост благодаря существенному снижению импорта автомобильной техники из-за границы. Есть основания надеяться, что данный рост будет закреплен в дальнейшем при выходе из кризиса благодаря государственной поддержке, и соответствующей политике производителей.
 
Как свидетельствуют данные ассоциации автопроизводителей «Укравтопром», количество произведенных легковых автомобилей в апреле 2014 года выросло по сравнению с аналогичными прошлогодними показателями на 52%, а коммерческих — на 24%. Всего  в минувшем месяце на Украине было произведено 4.4 тыс. легковых и 140 коммерческих автомобилей. При этом производство в апреле несколько снизилось по сравнению с аналогичными показателями марта 2014 года.
 
Всего же с начала года на Украине было произведено на 86% автотранспорта больше, чем за первые четыре месяца 2013 года (18.8 тыс), в том числе рост производства легковых автомобилей выросло почти вдвое — на 93%.
 
Однако Украина за этот самый период смогла экспортировать лишь 898 единиц автомобильной техники. То есть, это говорит об экспортном потенциале отрасли Украины, нуждающейся в экспорте продукции своего автопрома и Узбекистан может стать одним из крупных его потребителей.
 
В этом случае при заключении соответствующих соглашений, вероятность встречных поставок автомобилей с маркой «Сделано в Узбекистане», может резко возрасти. 
 
К этому можно добавить, что по оценкам экспертов ташкентского Центра экономических исследований, в 2012 году доля произведенных в Узбекистане автомобилей на украинском рынке составляла 3% и имеет потенциал для роста, учитывая повышенную привлекательность автомобилей среднего ценового сегмента, в котором представлен основной узбекский автопроизводитель – «ДжиЭм Узбекистан».
 
Продолжение следует.

Максад Джангиров,
специально для Anhor.uz

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.