Внимание и понимание
С первого октября увеличены выплаты бюджетникам. Это повышение МРЗП, стипендий, пенсий и пособий произошло через 13 месяцев после предыдущего – такого перерыва между индексациями не было, по крайней мере, с 2005 года.
За последние 11 лет, периоды индексации составляли от четырёх до 10 месяцев. Так, в 2005 году повышение МРЗП, пенсий, стипендий произошло в мае и октябре. В 2006 году — в июле и ноябре, в 2007 году — в августе и ноябре. В 2008 индексация проводилась трижды – в апреле, сентябре и в ноябре. Последующие три года — в августе и декабре. В 2013 — в августе и декабре, в 2014 году — в сентябре и декабре.
В 2015 году повышение было произведено один раз и составило 10%, в то время как цены на многие товары и услуги, проезд в общественном транспорте, бензин, платежи ЖКХ успели вырасти таким образом, что говорить о росте благосостояния пенсионеров невозможно.
С первого октября 2016 года размер минимальной заработной платы установлен в 149 775 сумов в месяц, минимальной пенсии по возрасту 229 940 сум, пособия инвалидам с детства в размере 292 940 сумов в месяц, пособия престарелым и нетрудоспособным гражданам, не имеющим необходимого стажа работы, в размере 179 755 сумов в месяц
Каждое повышение встречается пенсионерами с опасением – ожидают повышения цен на продукты, лекарства, коммунальные выплаты, которые несоизмеримы с повышением пенсии. Добавьте к этому добровольно-принудительный перевод части пенсии на пластиковую карточку, что пока, увы, не облегчает жизнь пенсионеров, особенно в областях. Пенсия наличными выплачивается практически всегда с большим опозданием.
При таких условиях пенсионеры, в основной своей массе, против перевода пенсии на карточку, поскольку в существующих реалиях покупка товаров и продуктов на базаре и супермаркетах отличается на 15-20% в пользу базара, где терминалы пока большая редкость, особенно за пределами Ташкента.
В Чирчике пенсионеры вынуждены выстаивать очереди, чтобы обналичить пенсию, зачисленную на карточки из-за невозможности купить самое необходимое. И это не исключение. Увы…
В дополнение ко всем этим проблемам, пенсионный фонд добавил ещё одну от себя – каждые полгода пенсионер обязан явиться в районное отделение пенсионного фонда и подтвердить, что он существует по указанному адресу, т.е. не переехал и, пока жив и здоров в меру сил.
Правительство всячески поддерживает расширение и совершенствование проекта «Электронное правительство», и пора бы наладить обмен информацией между пенсионным фондом, паспортным столом, районным ЗАГСом. Это освободило пенсионеров от многих мелких проблем при получении пенсии.
В прошлом году одобряя Государственный бюджет Республики Узбекистан на 2016 год, сенаторы заявили, что предусматривается дальнейшее повышение размеров заработной платы, стипендий, социальных пособий и пенсий в размерах, опережающих темпы инфляции.
Возможно официальная инфляция, на которую рассчитывали сенаторы оказалась в рамках прогнозов, однако реальный рост цен превзошел их ожидания.
Одним из самых сложных вызовов для вновь избранного президента Узбекистана станут выплаты бюджетникам, вернее их реальная покупательная способность. Особая и самая незащищенная категория бюджетников — пенсионеры, которые получают деньги сегодня за то, что произвели в прошлом. Да, это прошлое и есть основа роста экономики сегодня, однако, все-таки это – прошлое.
2016 выдался непростым в экономическом отношении, однако в стране, судя по официальным отчётам, возведен фундамент для будущего развития, накоплен большой опыт по решению и преодолению разного рода проблем и трудностей.
Избранному президенту придётся преодолевать также и влияние внешних факторов. Продолжающийся глобальный финансовый и экономический кризис, сохраняющаяся нестабильность и непредсказуемость на мировых рынках, растущие угрозы терроризма и экстремизма, противостояния и конфликты в различных регионах, – все эти острые проблемы придётся преодолевать, чтобы успешно решать внутренние экономические проблемы.
Румия Анварова
Комментарии