Ярмарка тщеславия
Отличительной чертой многих известных художественных произведений является то, что имена их героев стали нарицательными, сюжетные линии — определяющими (в различных вариациях) основные жизненные фабулы, а названия — символическим выражением целых житейских явлений или философских понятий.
За примерами далеко ходить не приходится — достаточно вспомнить Грибоедовское «Горе от ума», «Пир во время чумы» Пушкина, Гоголевские «Мёртвые души», «Скорпиона из алтаря» Кадыри, Айтматовсое «Тавро Кассандры», и множество других. Каждое из этих словосочетаний само по себе может заменить целые научные трактаты или публицистические опусы.
К таковым относится и «Ярмарка тщеславия» английского писателя и журналиста Уильямса Мэйкпис Теккерея, который именно этим заголовком и введением в литературу и повседневный обиход слова «сноб» обессмертил своё имя.
«Снобами» стали называть двуличных людей, как правило, выскочек, которые, любыми способами добившись богатства, с презрением относятся ко всем нижестоящим, бедным и нуждающимся, и с подобострастием — ко всем вышестоящим, богатым и сильным. А «ярмаркой тщеславия» — общество или круг людей, в основном состоящий из снобов, в котором главным достоинством считается произвести фурор, впечатление — своим богатством, роскошью, масштабом торжеств, кичливым вызовом другим, таким же пресыщенным и алчным.
К огромному сожалению, в силу разных причин нередко и мы, люди, которые это видят и не приемлют тоже вынуждены принимать участие в таких «торжествах». И не всегда наш менталитет, часто из-за так называемой «андиша», т.е. неудобства причинить душевную боль позволяет открыто и в лицо сказать человеку нелицеприятное мнение.
Все-таки свадьба и юбилей – не место для поучений. Больно осознавать, но такие «ярмарки» честолюбия и тщеславия в абсолютном большинстве случаев организуют персоны с обеднённым или недоразвитым внутренним миром, лишённым понимания истинных ценностей человеческого духа и бытия. В той или иной степени подобные явления характерны для очень многих стран, особенно на стадии радикальных перемен в их социально- экономической и психологической жизни.
К сожалению, не обошло стороной это явление и наше молодое государство. Ни в коем случае не оправдывая эту тенденцию, в то же время надо заметить, что на то были и есть объективные и субъективные причины. Нет необходимости перечислять их в данной публикации. Важно отметить, что преодолевая их, не надо бросаться из крайности в крайность, «из огня да в полымя». Призыв «обогащайтесь», который приобрёл у нас официальную легитимность, по идее предусматривает максимальное использование огромных возможностей рыночной экономики.
Действительно, богатое государство должно опираться на богатых, зажиточных людей. Наверное, обогащаться можно и нужно — но только честным трудом, мобилизацией всех своих сил, способностей и средств, но не путём обмана государства, общества, конкретных людей.
Даже если с виду весьма респектабельный чиновник занят «чистыми» бухгалтерскими и договорными внешнеэкономическими операциями, в результате которых в его бездонных карманах оседают «посреднические», «откатные», или «гостевые», всё равно он по сути остаётся вором, грабителем, так как играет и спекулирует государственными интересами.
Такие факты встречаются в любой сфере — и в деятельности фискальных, налоговых служб, и в надзорно-контрольной системе, и в работе прокуратуры и милиции, и в учреждениях торговли и обслуживания.
А раскрывается сущность подобных нуворишей чаще всего в купеческом размахе всякого рода «домашних» мероприятий — свадеб, поминок, юбилеев, традиционных приятельских застолий — «гап» и пр.
Кто кого перещеголяет по объёму и этажности собственных застроек, по модерности и дороговизне импортных машин, по шику дамских (и не только!) одеяний и украшений, по массовости приглашённых гостей, по количеству и весомости подарков, перегруженности накрытых столов, по составам обслуживающих артистов и сыплющихся на них денежных купюр, по громкости музыки, наконец.
К слову сказать, может быть пришло время до конца навести порядок в музыкальном обслуживании частных торжеств — ведь на них невозможно даже нормально разговаривать с соседями по столу! Децибелы превышают все разумные санитарные нормы. И как тут не вспомнить мягкую фоновую музыку в зарубежных ресторанах, приятное, ласкающее сопровождение на тамошних мероприятиях.
Конечно, «о вкусах не спорят». Всё бы ладно — пусть будут и многоярусные особняки, и люксовые сверхмодные автомобили, и шикарные костюмы и застолья — пусть будет всё и как можно больше у широкого круга людей, но… не торопятся ли наши новоявленные «крезы»? Ведь у нашей страны ещё столько проблем, до полного благополучия дистанция ещё агромадная…
«Рынок» в экономике не должен превращаться в «ярмарку» тщеславия и бескультурья!
Не так ли?
Ало Ходжаев,
специально для Anhor.uz
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Комментарии