Open air: волшебный танец души
Шум улицы, сигналы машин, шуршание и рокот моторов, вечерняя прохлада осеннего Ташкента и тихое звучание Чардаша из динамиков на фасаде ГАБТ имени Алишера Навои. Проход через металлоискатели по мягкой красной дорожке к своему месту в зале под открытым небом – так начался Опен эйр «Ночь серенад, классики и рока». Очень разная публика (кто- то в джинсах и куртках, кто -то в вечерних туалетах, взрослые и дети, ценители и обыватели) постепенно наполняла пространство вокруг. Площадка оформлена в красном цвете, что создаёт ощущение уюта, камерности и торжественности.
Саунд- чек, звуки настраивания инструментов, на сцене записывают стендап для телевидения — приятная суета добавляет чувства сопричастности, как будто вы пришли в гости к близким людям и застали последние приготовления к празднику.
Это тот момент, когда можно рассмотреть детали, когда главное буйство красок и звуков еще не началось, зрители ещё неспешно проходят вдоль рядов, ищут свои места, оглядывают зал в поисках знакомых лиц – улыбки, приветствия, теплые объятия – это тоже составляющие атмосферы Опен эйр. Ароматы парфюма перебиваются запахом кофе, прожекторы прочерчивают темное небо, выхватывая причудливые очертания деревьев и фонтана. Артисты в театральных костюмах проходят по площадке – они часть представления, часть образа этого вечера.
«Я была очарована встречающими гостей артистами в невероятной красоты костюмах. Атмосфера праздника начиналась с первых минут. Как говорится, театр начинается с вешалки. Все было продумано до мелочей». Карина Арутюнова
Шум разговоров нарастает, места заполняются, месяц ярким рожком повис и тоже ждёт начала концерта. И вот звучат фанфары. «Объединенный оркестр молодёжного симфонического оркестра Узбекистана и симфонического оркестра Государственного академического большого театра им Алишера Навои. Дирижёр заслуженный артист Узбекистана Камолиддин Уринбаев — объявляет ведущая. — Сегодняшний концерт посвящен открытию всех театральных сезонов нашей столицы, в том числе открытию сезона Государственного академического большого театра имени Алишера Навои. Сегодня будет много романтики и мелодичных композиций. Мы вместе с Камолиддином и оркестром предлагаем забыть обо всем, наслаждаясь живым звучанием музыки. Мечтайте, парите, летайте».
Звуки симфонической поэмы Рихарда Штрауса «Так говорил Заратустра» захватывают слушателя уникальными находками автора в красках оркестра. Музыка иллюстрирует философские образы литературного первоисточника Ницше, переводит их на чувственный язык с помощью художественных средств.
«На концерт open air желала попасть давно. В этот раз получилось. В спутницы пригласила свекровь, искусство и театр всегда ей были по душе. Сама атмосфера меня унесла куда- то высоко над городом, живая музыка проникает во все клеточки твоего организма и уносит ввысь. Такое эмоциональное состояние, когда ты забываешь все земное и возвышаешься вместе с музыкой». — Нозима Муратова
Первоначальный лирический настрой поддержало трио «Grand Voice» Акылбека Пиязова, Алимбая Каримбаева и Сардорбека Азатова и выступление солиста ГАБТ имени Алишера Навои Дамира Рахмонова. Густые мужские голоса наполнили пространство вокруг. Мысли и чувства унеслись, вслед за волшебными итальянскими песнями «Volare» и «Cancone per te».
Лиричное настроение в зале заиграло оттенками светлой грусти, когда музыканты отдали дань памяти ушедшей в этом году Дильбар Абурахмановой. «Это потеря не только для нашего театра, но и для всех музыкантов нашей страны. Мы говорим о первой женщине –дирижере в Узбекистане. Для нас она всегда останется примером беззаветного служения искусству и преданности своей профессии. Следующее произведение мы посвящаем светлой памяти этой женщины, которая оставила яркий след в истории культуры нашей страны» — сказал дирижер, взмахнул палочкой и сопровождаемые видеорядом полились аккорды адажио из балета «Щелкунчик». Великая музыка дополняла фотографии, изображающие женщину, одухотворенную творческим порывом, сплеталась с ними и вызывала неповторимые чувства.
Грусть, сменилась жаркой страстью романса «Очи черные». В этот вечер музыка царила в душах зрителей и по мановению дирижерской палочки возникали и угасали разные эмоции, гаммы и аккорды чувств.
В харизматичного дирижера я просто влюбилась. Он заражал всех своей энергией, очаровывал улыбкой. Обожаю таких людей! Карина Арутюнова
Так были подобраны произведения, что эти чувства переливались, расцветали, почти угасали и возникали вновь — до мурашек, до диссонанса в каждой клеточке организма. Музыка Уильямса из фильма «Список Шиндлера» и скрипка Даврона Хашимова заставляли плавится душу, подобно свече, спроецированной на экран. И казалось, даже мотылек, высвеченный прожектором в темноте неба, кружится ей в такт и летит на пламя, завороженный.
И следом роковая вещь – «Кашмир» Led Zeppelin, в исполнении оркестра. Так лиричность сменилась душевным подъемом: «Болеро» Равеля, Композиция из пятой симфонии Бетховена и «Полет шмеля» Римского-Корсакова, электрогитара Зиеда Ишанходжаева очень гармонично перевели эмоциональный настрой на мажорный лад. А дальше и вовсе стало по-африкански жарко. Хэнсли Пойнен из Маврикии в сопровождении театрально-танцевального коллектива Art-way исполнил фрагмент из мюзикла «The Lion King» «Circle of life».
И снова лирика и нежность. Хрупкость, почти нереальность как будто фарфоровой Джульетты в исполнении артистки балета Нодиры Хамраевой. И музыка, опять пробирающая все естество. Романс Н. Ротто из кинофильма «Ромео и Джульетта». И снова волны совершенно разных эмоций под знакомую музыку из кинофильма «Крестный отец», «Imagine» Джона Ленона, «November rain» Роуза.
И вновь экспрессия потрясающего голоса Надежды Банделет и мужских партий Рустама Алимардонова, Абдуллы Ширинова, Хужаназара Жумаева, Мансура Кадырова в «Призраке оперы». Восхитительный Женисбек Пиязов с песней Муслима Магомаева «Синяя вечность». А сколько энергии выплеснула в зал замечательная Сабина Мустаева, исполняя «Песню Земли» Майкла Джексона. Хотелось вскочить и участвовать в этом действе, и зритель участвовал, поддерживал и сопереживал.
«В прошлом году не смогла попасть ни на один сезон open music. В этом году очень ждала открытия сезона. Как только вошли на концертную площадь, ощутили удивительную атмосферу: сказочное оформленние, герои в роскошных костюмах, организованный кейтеринг для кофеманов, все это уже настраивало на прекрасный вечер. Весь вечер звучали легендарные песни, мелодии всех лет. Показателем успешности для меня были гости из Германии, которые подтанцовывали и пели даже под узбекские мелодии» — Камилла Муминова.
Вообще, зритель в продолжение всего концерта был вовлечен, встречал и провожал артистов аплодисментами. И зритель был не только на площади, но и за пределами ее. Аудитория не хотела отпускать артистов, после исполнения попурри из произведений узбекской классики зал взорвался овациями и вызывал артистов на бис.
«В конце особо впечатлили произведения, исполненные на бис… Это родные всем мотивы нашего Ташкента в гениальном исполнении оркестра были просто огонь!!! Проект open air удивителен тем, что огромными усилиями и просто действием воспитывает в нас чувство восхищения и уважения к живому исполнению. Так высокое искусство выходит за рамки огромных каменных стен и идет в массы. Тем самым формируя вкус к хорошей музыке, профессиональному исполнению, живому голосу. Оркестр и дирижёр большие молодцы и настоящие мастера своего дела. А то, как они живут в музыке, невольно переходит и на зрителей и слушателей. Огромная благодарность низкий поклон авторам и организаторам за их труд» — Нозима Муратова
Действительно не хотелось, чтобы этот праздник живой музыки закончился, хотелось разделить свои переживания и эмоции, хотелось слушать и слушать прекрасные голоса солистов и хора, музыку оркестра, смотреть на театральные постановки и танец балета, быть погруженным в это таинство театрального действа… Но ведь это открытие театрального сезона, Это начало театрального волшебства.
«Open air прошёл, безусловно, успешно, мне кажется. Видна огромная работа организаторов. Репертуар, участники подобраны внимательно. Атмосфера царила грандиозная. Очень порадовало количество публики на таком мероприятии. Это говорит об уровне культуры в городе. Из минусов могу отметить произношение некоторых исполнителей. Отсутствие кейтеринга. Концерт проходил поздно вечером. Если бы был перерыв, в который можно было бы перекусить и попить, было не неплохо. От этого выиграли бы и организаторы, и гости. На следующий open air обязательно тоже пойду». — Юлия Жукова
Дарья Османова
Фото Юрия Корсунцева
Комментарии