Судьба как зеркало эпохи: к 85-летию со дня рождения дирижера Дильбар Абдурахмановой
К 85-летию со дня рождения народной артистки Узбекистана, лауреата государственной премии Узбекистана, профессора, дирижера Дильбар Абдурахмановой.
66 лет назад, в 1965 году на сцене Государственного академического большого театра оперы и балета им. А. Навои (ГАБТ) состоялась премьера балета «Коппелия» Лео Делиба, ставшего дебютной самостоятельной работой молодого дирижёра Дильбар Абдурахмановой. В этом году театр отмечает 85-тилетний юбилей уникального во всех отношениях дирижёра, посвятившего свою жизнь служению музыке.
Её любили и почитали все, кто, так или иначе, соприкасался с творчеством Дильбар Гулямовны. Её фантастическая работоспособность, стремление к расширению репертуарного диапазона и достижению новых вершин исполнительского мастерства, вызывали уважение коллег и восхищение зрителей на протяжении нескольких десятилетий. Трудно переоценить тот вклад, который внесла Дильбар Гулямовна в развитие отечественного оперного и балетного искусства. «Золотой век» — так называют период её деятельности в качестве главного дирижёра, осуществившего небывалые по размаху оперные и балетные постановки, ставшие резонансными в масштабе большой страны.
Ученица Мухтара Ашрафи, славившегося своей строгостью и требовательностью, с честью выдержала все творческие экзамены и испытания, неизбежно возникающие на пути каждого талантливого музыканта.
А началось всё в далёком 1936 году, когда в майский праздник в семье студентов первого набора узбекской оперной студии при Московской консерватории – Гуляма Абдурахманова и Зухры Файзиевой родилась малышка. По просьбе молодых родителей имя новорождённой выбрал Мухиддин Кари-Якубов, инициатор создания студии: «Я думаю, раз она родилась здесь, в нашей студии, у колыбели узбекской оперы, ей уготована артистическая судьба… Давайте же назовём её Дильбар!». Так было выбрано имя и предсказана судьба.
Правда, отец будущего маэстро видел в дочке учёного и отдал её в школу с математическим уклоном, а девочка ходила с папой в театр на все спектакли и репетиции. Дирижер ей тогда казался волшебником, ведь с помощью палочки он создавал музыку!
Как-то во время репетиции концертмейстер вторых скрипок Матвей Александрович Криворучко решил проверить слух и чувство ритма внимательной девочки, с большим интересом слушавшей оркестр. А затем отвёз в школу им.Глиэра, где работал и записал в свой класс.
Позже Дильбар занималась в классе Наума Ефимовича Повера, а затем у Исаака Николаевича Рейдера.
Дирижёрскую палочку Дильбар впервые получила, будучи концертмейстером школьного оркестра. Руководитель оркестра Н.Третьякова, ассистент М.Ашрафи, доверяла девочке вести репетиции, когда задерживалась в консерватории. А затем она предложила Дильбар выступить на отчётном концерте. На концерт пришёл М.Ашрафи и увидел её за дирижёрским пультом. Как говорила Дильбар Гулямовна: «Это сыграло в моей жизни решающую роль».
В консерватории девушка училась сразу в двух классах — она занималась оперно-симфоническим дирижированием у М.Ашрафи и по классу скрипки у Б.А.Тителя.
1957 стал знаковым для студентки третьего курса консерватории — она вошла в состав одной из скрипичных групп симфонического оркестра ГАБТа им.Навои, дебютировала в качестве дирижера на одном из праздничных концертов и стала победительницей отборочном тура конкурса молодых дирижеров и была удостоена диплома I степени на VI Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве.
А затем началась «череда первых» — большого спектакля (постановка «Аиды» Дж.Верди под руководством А.Ашрафи, его ассистентом была Д.Абдурахманова, 1960), выездных гастролей по городам Сибири, в Москве и в Ленинграде(1963-1964), первых в истории ГАБТа зарубежных гастролей балетной труппы театра в Египте. Впервые женщина – дирижёр из Узбекистана управляла египетским симфоническим оркестром, в котором, как выяснилось позже, работали музыканты со всего мира – США, Великобритании, Чехословакии. Позже каирская пресса писала, что впервые увиденная за дирижёрским пультом маленькая женщина покорила зрителей своим обаянием и талантом. Так состоялся успешный дебют на зарубежной балетной сцене.
Искренне восхищался профессионализмом и самоотверженностью невысокой женщины-дирижёра автор музыки балета «Спартак» А.Хачатурян, приехавший в Ташкент в 1967 году на премьеру спектакля.
В 1974 году Дильбар Гулямовне доверили пост главного дирижера ГАБТа и, опять-таки с присущим ей невероятным трудолюбием и энтузиазмом, она берется за постановку совершенно новых, ранее не ставившихся спектаклей. Среди них — «Анна Каренина» Р.Щедрина, «Испанские миниатюры», «Сотворение мира» А.Петрова, «Тановар» А.Козловского и многие другие.
Постановка оперы «Петр I» А.Петрова в конце 70-х годов прошлого века, стала началом не только одного из самых насыщенных периодов в истории театра, но и успешной совместной творческой деятельности дирижёра, народной артистки, лауреата государственной премии, профессора Дильбар Абдурахмановой и режиссёра — народного артиста Узбекистана и Азербайджана, лауреата государственной премии, профессора Фирудина Сафарова на протяжении почти сорока лет.
Поставленные ими спектакли – «Пиковая Дама» П. Чайковского, «Фауст» Ш. Гуно, «Отелло», «Бал-Маскарад», новые постановочные версии «Аиды», «Травиаты» Дж. Верди, «Севильского Цирюльника» Дж. Россини, «Самсона и Далилы» К. Сен-Санса, «Лейли и Меджнуна» Р. Глиэра и Т. Садыкова, первая в Узбекистане постановка авторской версии «Огненного Ангела» С. Прокофьева, воплощение премьерной версии новой оперы М. Бафоева «Омар Хайям» внесли достойный вклад в историю оперной культуры Узбекистана. Успешные показы этих спектаклей состоялись в рамках гастролей в России и Германии.
Надо отметить, что творчество дирижёра не ограничивалось постановкой крупнейших шедевров мирового оперного искусства. Именно благодаря Дильбар Гулямовне в 1986 году в ГАБТе состоялась двойная премьера – одноактными операми «Телефон» К.Менотти и «Голос человеческий» Ф.Пуленка открылась малая сцена. В 1987 году на малой сцене опять же под руководством Д.Абдурахмановой состоялась премьера одноактной оперы «Сердце матери» Хабибуллы Рахимова.
Специалисты отмечают, что Д.Абдурахманова прекрасно работала и как балетный дирижер, тонко чувствуя возможности танцовщиков. Ведь не случайно, в своё время она дебютировала с балетом! Назовём лишь несколько из десятков балетов, которые были поставлены под руководством Д.Абдурахмановой. Это — «Шопениана» Ф.Шопена, «Бахчисарайский фонтан» Б.Асафьева, «Франческа да Римини», «Лебединое озеро», «Щелкунчик» П.Чайковского, «Корсар» А.Адана, «Дон Кихот» Л.Минкуса, «Золушка» С.Прокофьева.
В одном из интервью, отвечая на вопрос «какой век стал для женщины Востока главным?», Дилбар Гулямовна ответила: «XX век, который дал право на образование, профессию, право трудиться для семьи и своей страны». Журналист стал спорить, мол, все равно потом многие не работают, а сидят дома. И тогда Дильбар Гулямовна сказала, что «знания, которые вкладываются в женщину, не пропадут. Ибо именно она воспитывает новое поколение. Если бы я родилась в XVI, XVII, даже XIX веках я бы не была той Дильбар Абдурахмановой, какой стала сегодня. Счастлива, что в нашей стране женщины образованны, уважаемы и почитаемы».
За свою творческую жизнь дирижер Д.Абдурахманова поставила 64 оперных и балетных спектакля. Её труд был неоднократно отмечен правительственными наградами, а Греческая философская академия в 2016 году присудила ей звание «Гражданин земли XXI века».
Но, как известно, самая высокая награда для артиста — это любовь и признание зрителей. И на протяжении нескольких десятилетий не стихал шквал аплодисментов, когда за пульт становилась Дильбар Абдурахманова – дирижер-постановщик, гордость и теперь уже навеки — одна из самых значительных фигур в истории ГАБТа им.А.Навои.
Статья подготовлена по материалам музея ГАБТ им.А.Навои
Комментарии