День рождения Паганини в Ташкенте отметят премьерой

День рождения Паганини в Ташкенте отметят премьерой

25 октября в Органном зале Государственной Консерватории Узбекистана впервые в Центральной Азии в исполнении лауреата международных конкурсов Зульфии Башировой прозвучит одно из последних сочинений легендарного итальянского скрипача Никколо Паганини — Этюд в 60 вариациях на тему генуэзской песни «Барукаба» для скрипки соло, опус 14.
 
Имя Паганини стало нарицательным ещё при жизни. Коллеги-современники, побывав на его концерте, горько шутили, что им «теперь можно писать завещание». Паганини не случайно считают одним из первых представителей эпатажа в истории искусства. Каждый его концерт превращался в настоящее театральное действо. Все номера и выходы были тщательно продуманы — от репертуара, состоящего исключительно из его собственных композиций, до эффектных трюков, вроде лопнувшей струны и «чао из деревни» (подражание голосам животных). На экзальтированную публику эпохи романтизма всё это производило столь сильное впечатление, что некоторые падали в обморок в зале. Ни одна историческая личность не может сравниться с Паганини по количеству невероятных слухов, удивительных легенд и страшных тайн, связанных с его именем. Одна из тайн, занимавших умы всех, кто, так или иначе, соприкасался с творчеством Паганини, — это секрет его великолепного владения скрипкой.

Паганини сам постоянно упоминал о «необычайных секретах своей игры, которые он обнародует только по окончании карьеры». При жизни музыканта было издано столь ничтожное количество его сочинений, что и этот факт, по мнению его современников, свидетельствовал о боязни автора к обнаружению «секрета» его феноменальной виртуозности. Тем, кто критиковал его за исполнение только собственных произведений, Паганини ответил так: «У меня есть собственный стиль, и в соответствии с ним я выстраиваю композицию. Для того, чтобы играть сочинения других авторов, я должен приспособить их к своему стилю. Я лучше сам напишу пьесу, в которой в полной мере смогу высказать свои музыкальные чувства».
 
Одной из таких пьес, а точнее – грандиозным опусом является Этюд в 60 вариациях на тему генуэзской песни «Барукаба», опус 14. Сочинение было написано в 1835 году в Генуе – родном городе Паганини и преподнесено в качестве свадебного подарка другу – адвокату Луиджи Джерми. Изначально вариации были написаны для скрипки и гитары и явно не предназначены для публичного исполнения. Как написано в предисловии к изданию,  подготовленного к печати влиятельнейшим немецким музыкальным издательством Hans Sikorski (редакция Франца Шмидтнера для скрипки соло) – «предположительно этот опус должен был стать частью обширного курса игры на скрипке, в котором Паганини намеревался раскрыть «секрет», столь трепетно оберегаемый автором. Эти вариации являются экстрактом скрипичной техники Паганини и поэтому очень подходят в качестве введения в стиль Паганини и в качестве подготовки к исполнению 24 каприсов».
 
Отметим, что ровно год назад лауреат международных конкурсов Зульфия Баширова — впервые в Центральной Азии(!) — исполнила 24 каприса Паганини в одном концертном выступлении. Невозможно переоценить значимость и масштабность этого события, сопоставимого разве что с одиночным покорением высочайших горных вершин планеты. К концерту Зульфия готовилась под руководством авторитетнейшего специалиста – Владимира Юденича, «посвятившего свою творческую жизнь служению виртуозно-романтическому направлению скрипичного исполнительства». Интерес ученицы Владимира Георгиевича к сочинениям легендарного итальянского скрипача вполне объясним – ведь до сих пор В.Юденич являлся «единственным в Узбекистане исполнителем, солировавшим в монографических концертах, посвящённых творчеству Паганини». Владимир Георгиевич воспитал не одно поколение скрипачей-виртуозов в Узбекистане, но впервые в его педагогической биографии появилась ученица, способная осуществить столь грандиозный концертный проект. В репертуаре Зульфии постепенно формируется коллекция сочинений итальянского скрипача и композитора, в их числе — Концерт для скрипки с оркестром ре мажор, опус 6 (свободная обработка А.Вильгельми, Каденция Э.Соре), Интродукция и вариации на струне соль на тему из оперы Россини «Моисей в Египте», опус 24. И вот новая творческая цель – «Барукаба», достижение которой намечено на 25 октября. Дата выбрана далеко не случайно – 27 октября музыкальный мир будет отмечать 234-летие со дня рождения величайшего виртуоза в истории скрипичного искусства.

В заключение отметим ещё пару примечательных фактов. В отличие от цикла из 24 каприсов, фигурирующего в дискографии многих выдающихся скрипачей современности, вариации «Барукаба» были записаны только Руджеро Риччи (Италия) и Гидоном Кремером (Латвия). Насколько часто исполняли эти скрипачи 14-ый опус Паганини на концертной сцене – история и гугл умалчивают. Одно абсолютно точно — в нашем регионе это сочинение прозвучит впервые.
 
 
Римма Расмус

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.