Голубая керамика Риштана (фото)

Голубая керамика Риштана (фото)

«Я к гончару зашел: он за комком комок
 Клал глину влажную на круглый свой станок,
 Лепил он горлышки и ручки для сосудов
Из царских черепов и из пастушьих ног»

Омар Хайям  «Рубаи»

Мне кажется, что именно риштанским керамистам посвятил свое четверостишие великий поэт и мыслитель древности. В этом убеждаешься еще раз, когда берешь в руки прекрасные изделия умельцев из этого небольшого городка, раскинувшегося в сам сердце Ферганской долины.  
 

По преданию керамика Риштана возникла около тысячи лет назад. Издавна по всему Великому шелковому пути славилась изготовленная здесь посуда, ведь на Востоке всегда почитался цвет бирюзы.

Изготовленную здесь посуду любили не только за практичность, — вода в кувшинах даже в жаркий полдень была прохладной, а плов на блюде долго сохранялся горячим, но и сказалось вечное стремление людей к прекрасному: ляганы, пиалы и чайники восхищали изяществом форм и красотой свободной росписи. 

Действительно, в этих изделиях нет ни одной лишней детали, а краски и глазурь, как и в древности, сегодня вываривают из горных трав, поэтому живописный слой со временем под воздействием влаги и лучей солнца не тускнеет, а становится ярче и сочнее.
В этом её уникальность!

Все же главный секрет риштанской керамики, наверное, в том, что каждый мастер, создавая блюдо или сосуд, вкладывает в комок красноватой глины частичку своей души. А затем, уже после обжига, также любовно расписывает свою работу, передавая краски окружающей его природы: голубого неба и снежных горных вершин, зреющих в садах гранат и спелой хлебной нивы.

И сегодня гончары, как и в старину, работают в дуканах – домашних мастерских, здесь же расположены и печи в виде огромных тандыров.  От отца – сыну, от сына – внуку передаются секреты мастерства.

Так, в семье потомственного гончара, заслуженного деятеля искусств республики, академика Академии художеств Узбекистана Шарафутдина Юсупова подрастает уже десятое по счету колено керамистов  – 14-летний внук Камрон. Отрадно и то, что сын Шарафутдина  – Фирдавс, чьи работы с успехом экспонировались на многих республиканских и международных вернисажах, сейчас готовится к персональной выставке в Париже.

Керамисты — члены творческого объединения получают со стороны государства поддержку. А вот как живут другие гончары в нынешних непростых условиях?

Так, Хамро Кодыров и его сын Равшан регулярно привозят свою продукцию в Ташкент, где сдают её на реализацию в подарочный отдел ЦУМа и перекупщикам на столичных базарах.

А вот Ганижон Элибаев 7 лет  проработал в Москве, в арткафе «Гончары»  на Пертовско-Разумовской улице, что рядом со станцией метро «Динамо». На глазах посетителей из куска глины он создавал произведения искусства, раскладывал и ожигал их в печи, потом расписывал. В Первопрестольной он пользовался успехом.

Но ведь от хорошей жизни Родину не покидают…

Совсем по-другому сложилась жизнь керамиста Рустама Усманова. Его дом расположен у большого тракта. Посмотрите на снимки — с какой любовью и вкусом он привел его в порядок. И теперь все туристические маршруты не обходят стороной это становище.

Я поинтересовался ценами посуды на прилавках и стенах. Его яркие и  красочные сувениры по европейским меркам недорогие, по — 5-10 у.е. Это любому туристу по карману. Рустам недурно изучил их психологию!

И еще подобрал добросовестных помощников. По секрету мне рассказали, что его бизнес так развернулся, что самому садится за станок уже некогда. Он только успевает ставить на изделиях свой автограф.

Молодец, тезка!

Жаль, что с приходом рыночной экономики перестал существовать Риштанский завод  художественно-керамических изделий, считавшийся крупнейшим отраслевым предприятием республики. Здесь для мастеров были созданы благоприятные условия, было задействовано современное отечественное и импортное оборудование.

И все же, несмотря на трудности,  местные мастера и сегодня бережно сохраняют и развивают традиции прадедов. Они с гордостью осознают, что Риштан по праву считается колыбелью гончарного искусства всей Ферганской долины. В этом – феномен стабильности развития древнего ремесла.

Рустам Шагаев,
Специально для Anhor.uz.

Фото автора.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.