Канатоходцы Ташкенбаевы: 150 лет на высоте
«Я стою на высоте 20 метров, впереди – километр тонкого стального троса, протянутого над рекой Ханган. Мне предстоит пройти по нему. Без страховки, балансируя 12-килограммовым шестом. Когда я оказался над водой, увидел потрясающую красоту: огромная река, корабли, вдалеке – город на противоположном берегу. На какие-то секунды возникло ощущение полета: есть я, есть высота и больше ничего, – так Джамшид Ташкенбаев, представитель шестого поколения полуторавековой цирковой династии, вспоминает о своем участии в международных соревнованиях канатоходцев в Сеуле. – Я, как и любой человек, испытываю страх. Разница в том, что я умею бороться со своим страхом, по крайней мере, со страхом высоты».
На протяжении 150 лет Ташкенбаевы заставляют зрителей ахать от ужаса, восторгают и поражают, демонстрируя артистическое бесстрашие и безукоризненно отточенное мастерство. А начало всему положил, как водится, случай. Родоначальник династии по имени Эгамберди совсем не планировал становиться цирковым артистом. По пути в Мекку, совершая хадж, он почувствовал себя больным и вынужден был остановиться в одной из арабских деревень. Здесь он познакомился с местными канатоходцами и изучил их искусство. Восстановив здоровье и получив новый интересный навык, Эгамберди закончил паломничество и вернулся в родные края, где начал показывать представления в разных городах. Его стали называть Ходжи-дарбоз – «канатоходец, который совершил паломничество».
В 1866 году, работая в Ташкенте, Ходжи-дарбоз получил известие о рождении сына, которого в честь этого города назвал Ташкенбаем. С этого момента начинается официальный отсчет династии. Первенцу Ходжи-дарбоза суждено было стать прославленным мастером балансировки на канате, умелым гимнастом и акробатом. Он был первым узбекским канатаходцем, который перенес уличные выступления на арену цирка. Ташкенбай Эгамбердиев прожил 97 лет, а способность исполнять трюки на канате сохранил вплоть до 80. Сегодня Ташкентский государственный цирк носит его имя, как и одна из улиц нашей столицы. На этой улице живут молодые Ташкенбаевы.
«Канатоходцем, как и поэтом, нужно родиться», – писал в мемуарах легендарный французский циркач Шарль Блонден. Однако пример братьев Джамшида и Бекзода Ташкенбаевых показывает, что эта профессия требует, прежде всего, систематического труда. «В возрасте 6-7 лет мы начали репетиции и выступления в цирке, – рассказывает Джамшид, которому сейчас 21 год (Бекзоду – 26). – Занимались акробатикой, учились владеть своим телом. Это – база, благодаря которой мы смогли достичь нынешнего уровня. Сейчас мы близки к своему пику». Останавливаться в развитии артисты не собираются: реализуют новаторские идеи, придумывают собственные трюки. Так, Джамшид, который увлекается музыкой и играет на гитаре, мечтает осуществить номер на канате с использованием этого инструмента: «Идее больше года, она все еще в разработке. Сложность в том, что никто в мире еще этого не делал. Очень многое приходится продумывать самому, потому что не у кого спросить совета. Номера с живой музыкой уже появлялись раньше в цирковой деятельности, но на канате такого еще не было. Если повесить на шею гитару и играть на ней, будут заняты руки, а ведь их канатоходец использует для баланса. Нужно провести серьезную работу в плане технической подготовки и режиссуры. Такой трюк должен выделяться среди других, «выстрелить» сразу. Мы к этому стремимся, не хотим делать что-то среднее».
Ташкенбаевы всегда выступают без страховки: «Все трюки идеально отрепетированы, мы абсолютно уверены в них. Порой требуются сотни тысяч подходов, чтобы подготовить один трюк. На репетициях можно попробовать все: со страховкой, на небольшой высоте. Когда приходит уверенность, страховка снимается. Конечно, нужно постоянно работать, держать себя в форме. Если спортсмены готовятся к соревнованиям к определенной дате, то нам надо на высоком уровне показывать большое количество представлений, по несколько сотен в год, и мы должны выкладываться по полной на каждом. Нельзя показывать что-то посредственное, ведь для публики шоу – это событие, праздник, то, что случается не так часто. Нужно оставить яркое впечатление каждому зрителю. Реакция зала очень сильно поддерживает и помогает. Когда ты чувствуешь отдачу, ярче полыхают эмоции, это стимулирует делать все еще лучше».
На счету братьев – призовые места на соревнованиях в Казахстане, России, Китае, Корее, Италии. Они объездили с выступлениями множество стран, работая по контрактам. Проводя большую часть времени в разъездах, артисты всегда возвращаются в Ташкент, несмотря на то, что получают предложения остаться на чужбине насовсем: «Ташкент – родной дом, это немаловажный фактор. Но посмотреть мир все-таки нужно». Самыми запоминающимися моментами своей карьеры Ташкенбаевы называют победу на фестивале «Золотой цирк» в Риме и чемпионат канатоходцев в Сеуле, на котором в 2007 году Бекзод занял пятое место. В 2009 году в соревновании приняли участие оба брата, причем Бекзод едва успел оправиться от травмы позвоночника, полученной во время подготовки экспериментального номера под названием «Колесо смерти». Исполнялся он не на канате, а на специально разработанной подвижной конструкции, подвешенной под куполом. За две недели до премьеры на одной из репетиций Бекзод сорвался с высоты 11 метров и упал на землю. Работа над этим номером была закончена.
«Мама не всегда смотрит наши выступления, чтобы не переживать… не всегда ей доставляет это радость», – признаются братья. Лола Ташкенбаева приветствует стремления сыновей, но считает, что человек должен быть развит всесторонне, иметь вторую профессию. Выкраивая время в плотном гастрольном графике, Джамшид дистанционно учится на журналиста в московском вузе. Бекзод – экономист по образованию. Отец, Мурад Ташкенбаев, сегодня не выступает на арене. Он руководит сыновьями, направляет их. «Нам с детства объясняли, что мы – молодое поколение династии, должны чего-то добиться, показать отличный результат. Но принуждения к этому не было. Так, младший братишка, 11-летний Акбар, не выступает с нами. Он занимается спортом, акробатикой, ходит по канату, но лишь для своего удовольствия, – рассказывает Джамшид. – Я также не планирую принуждать своих будущих детей заниматься цирковым искусством. Если у них возникнет такое желание, я им помогу, если нет – это будет их право, их выбор. Конечно, мы помним и чтим свои традиции, своих предков. Для нас очень важна преемственность. В прошлом году закончила выступления труппа Ташкенбаевых, которые жили и работали в Германии. Теперь мы – единственные представители династии, но, надеюсь, продолжение истории будет».
Комментарии