Концерт памяти Владимира Юденича
На высоком подъеме прошел в Малом зале Государственной консерватории Узбекистана концерт «Никколо Паганини» с участием камерного оркестра «Туркистон» (художественный руководитель заслуженный деятель искусств Узбекистана Эльдар Азимов) и концертмейстера коллектива, солистки, лауреата Международных конкурсов Динары Сабитовой. Свое выступление музыканты посвятили светлой памяти своего коллеги, выдающегося узбекистанского скрипача и педагога Владимира Юденича, безвременно ушедшего из жизни нынешним августом. Многие годы он был бессменным концертмейстером «Туркистона», находясь в его составе с первых дней его становления.
Программа концерта была утверждена задолго до кончины Владимира Георгиевича. Летом он с энтузиазмом работал над ней с Динарой Сабитовой – одной из своих любимых учениц, щедро делясь своим опытом постижения великого Паганини, которого очень любил исполнять сам. Они готовили два его скрипичных концерта. «Для него это было очень важно, – вспоминает Динара, – приобщить своих учеников к творчеству своего кумира, открыть все секреты, которые когда-то открыл он сам». Но учителю не суждено было оценить плод совместной работы. 19 августа перестало биться сердце Владимира Юденича. А прошедший концерт, на который пришли вспомнить выдающегося музыканта друзья, коллеги, ученики и простые слушатели, стал лучшей данью его памяти. Вспомним его и мы.
Будучи потомственным музыкантом, Юденич, чей отец был известным виолончелистом, всю свою жизнь посвятил служению виртуозно-романтического направления скрипичного исполнительства. Его называли одним из самых совершенных и харизматичных исполнителей, «ташкентским Паганини», «гением скрипки». В современную музыкальную историю Узбекистана Владимир Юденич войдет одной из ее наиболее ярких личностей.
Рано, лишившись, матери, он воспитывался тетей, существуя вдвоем с ней на ее крошечную зарплату. Жизнь мальчика не была безоблачной и гладкой. Тем не менее, тетя чуть ли не ежедневно водила его на концерты и в кино, погружая, таким образом, в атмосферу волшебных музыкальных звуков. В то время, несмотря на трудное послевоенное лихолетье, в кинотеатрах Ташкента щедро крутили трофейные музыкальные фильмы, среди которых маленькому Володе особенно запал в душу «Великий Карузо» с не менее великим Марио Ланца в главной роли. Голос этого певца был близок звучанию его любимой скрипки, на которой мальчик упорно занимался.
В жизни ему невероятно повезло с педагогами. Как первую любовь он с теплом и благодарностью вспоминал счастливые дни общения со своим первым учителем скрипки В.А.Беленьким, у которого юный музыкант занимался в школе имени В.А.Успенского. Владимир Абрамович сыграл важную роль в его судьбе: он не только определил выбор жизненного пути своего воспитанника, но и повлиял на формирование его вкусов. Воплощением высокого профессионализма, олицетворением рыцарства, преданности и любви к искусству стал для Юденича и профессор М.Б.Рейсон, у которого он занимался в Ташкентской консерватории. Оба педагога были требовательными, и талантливый ученик понимал: если он не выучит тот или иной опус, то его ждет фиаско на сцене, а это очень неприятно и некрасиво, поэтому жизнь его была полностью подчинена музыке. Так в его репертуаре появились сложнейшие произведения Н.Паганини, П.Сарасате, К.Сен-Санса, П.И.Чайковского и других авторов, которые он легко и эмоционально исполнял на концертной эстраде. Уже тогда профессионалы отмечали зрелость интерпретаций молодого скрипача. В этом немаловажную роль сыграло посещение Юденичем филармонии, в стенах которой он проводил много времени, стараясь не пропускать ни одного интересного концерта и репетиций гастролеров, среди которых были скрипачи Б.Гутников, И.Безродный, О.Каган, О.Крыса и многие другие. И это была для него одна из самых действенных школ, которая формировала его как музыканта.
Впоследствии Юденич играл и соло, и в камерно-инструментальных ансамблях, выступал с оркестрами. Среди его партнеров были З.Хакназаров, В.Неймер, Э.Азимов, М.Турдыев и многие другие. Он гастролировал практически во всех городах Узбекистана, а также в Америке, России, Украине, Литве, Казахстане. У него были творческие контакты с видными музыкантами и дирижерами – А.Хачатуряном, Дм.Кабалевским, А.Козловским, А.Кацем, М.Левиным, Д.Алексеевым.
Большое место в жизни Владимира Юденича занимала и педагогическая деятельность. Практически все молодые скрипачи, выступающие на концертных эстрадах Узбекистана, на европейских и американских конкурсах — его ученики, среди которых немало лауреатов. Он помогал им найти свое место в жизни и во всем их поддерживал, будучи невероятно требовательным педагогом. Занимаясь с учениками, Владимир Георгиевич стремился воспитать в них художников, привить самостоятельность. Он всегда помнил, что у всех них разные характеры, поэтому ему была присуща комбинация разных качеств педагога на все случаи жизни. Так, работа над одним и тем же произведением с каждым учеником велась по-разному: он менял каждому аппликатуру, штрихи, корректировал нюансы, но всегда был солидарен с текстом композитора. Помимо того, что Владимир Георгиевич давал хрестоматийный, классический набор знаний и навыков, он обладал ярким талантом артиста. Юденич мог так сыграть, так зажечь ученика в классе, и это было так феерично, что последнему только оставалось органично и эффектно воплотить посыл педагога. Его огромный жизненный опыт, наблюдательность и чутье помогали ему легко направлять учащегося в нужное русло, где преодолевались любые трудности. Советы Владимира Георгиевича всегда отличались точностью и лаконичностью.
Юденич не уставал говорить своим воспитанникам, что нужно постоянно играть, выступать, несмотря ни на какие препятствия и трудности, возникающие на жизненном пути. «Он говорил, – вспоминает Динара Сабитова, – что скрипка всегда поможет справиться, отвлечь от многих негативных моментов. Так и есть! Скрипка, действительно, помогает. Для Владимира Георгиевича скрипка была делом его жизни, он ею жил. Также он говорил, что очень важно хорошо овладеть игрой на фортепиано, это расширяет творческие возможности, горизонты каждого музыканта – вокалиста, инструменталиста, композитора».
Сам Юденич всегда был со скрипкой в руках. Его феноменальная любовь к этому инструменту никогда не утихала. Когда этот музыкант появлялся на сцене, зал замирал. С сольными концертами он выступал редко — с периодичностью раз в 3-4 года, поэтому его выход на сцену становился настоящим праздником как для профессионалов, так и для любителей скрипичной музыки. Как правило, в зале не было ни одного свободного места. Еще бы! Он был скрипачом ярко выраженного виртуозного плана. Однако его виртуозность не была самоцелью – она была органична и романтична, и все виртуозные пассажи Юденич исполнял легко, играючи. Он был единственным в Узбекистане исполнителем-солистом монографических концертов, посвященных творчеству великого и непревзойденного Паганини, который был его кумиром и которому он посвятил всю свою жизнь. К 200-летию итальянского «демонического» виртуоза и композитора Владимир Юденич первым исполнил в один вечер три его сложнейших концерта для скрипки с оркестром – 1-й, 2-й и 4-й. Его завораживали сложные, виртуозные произведения этого автора, а публику и само исполнение.
Фамилия Юденич давно стала музыкальным брендом. Владимир Георгиевич – отец соцветия талантливых детей, с которыми неоднократно выступал на одной сцене. Старший сын, Станислав Юденич — известный пианист, проживающий в США. На престижнейшем Международном конкурсе имени Вана Клиберна он завоевал золотую медаль. В настоящее время Станислав профессор по классу фортепиано, исполнительный директор и художественный руководитель Международного Центра Музыки в США, а также профессор Международной фортепианной академии на Озере Комо (Италия). В числе его учеников всемирно известный пианист, наш земляк Бехзод Абдураимов. Лауреатами Республиканских и Международных конкурсов являются виолончелист Всеволод Юденич и скрипачка Анастасия Юденич. Самый младший сын – Эдуард Юденич – юный дирижер и скрипач, стипендиат Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова неоднократно стоявший за пультом «Виртуозов Москвы». Лауреат Международных конкурсов – и внучка Мария Юденич. Своей музыкальной династией старший Юденич очень гордился, неоднократно отмечая, что процентов 90 классных музыкантов выходят из музыкальных семей, и его дети яркое тому подтверждение.
Говорят, человек уходит от нас, но остаются его ученики, продолжающие дело своего Учителя! Конечно, это так. Но уход Владимира Георгиевича – невосполнимая утрата как для его учеников, в творчестве которых он успел оставить частицу своего таланта неповторимой личности, так и для родных, друзей, коллег и поклонников его виртуозного мастерства. Пройдут годы, и многогранная фигура Юденича обретет еще большее значение для скрипичной школы Узбекистана. Его художественная и педагогическая система – это природа музыки и жизнь в музыке: здесь ее живительные соки и неисчерпаемые силы. Светлая память выдающемуся маэстро и уникальному педагогу!
фото: Nuz.uz
Комментарии