Обыкновенные сенсации необыкновенной выставки

Обыкновенные сенсации необыкновенной выставки

Выставка «Легенды узбекской керамики», проходящая в выставочном зале Министерства культуры подарила ташкентцам не только удивительные встречи с хранителями древних тайн гончарного мастерства, но и дала  повод для сенсаций  в мире искусствоведения, пищу для размышлений мастерам, знатокам  и ценителям.
 
Сама необычность и уникальность формата выставки уже повод для разговоров. Зачастую  конкурирующие керамические школы Узбекистана собрались под одной крышей, чтобы показать свое мастерство. И удивительное дело, звенящая глина, расписанная в разных техниках и в строжайших секретах, прекрасно смотрелась  рядом ничуть не соперничая друг с другом. Иногда казалось, что между творениями идет тихий неслышный диалог. Им было хорошо вместе. Интересно, люди поняли, что произошло? Те, кто пришел на выставку, восхищался, удивлялся, покупал  уникальные вещи? Такого никогда не было. Никогда.


 Cправа налево — Нуман Аблакулов, Рустам Музаффаров, Абдулвахид Каримов, Мехрож Бобомурадов, Исмаил Комилов.

Мастера приехали на эту выставку не  продавать свои вещи — многое из экспонатов просто не продается. Они приехали общаться, друг с другом, с нами. Смеялись до упаду, чуть-чуть поспорили, искрометно шутили, рассказывали байки о гончарах, вспоминали учителей, строили планы.
 
Таинственный Ургут и его единственный хранитель
 
Нуман Аблакулов — гончар высочайшего класса. Ургутская керамика особенная, сочетающая в себе   несколько приемов. Первое – это резка по сырой глине, в стиле «чизма» — когда свеже слепленную  зыбкую форму, которую то руками боязно трогать, режут специальным резаком в кружево. Эти работы похожи на связанную вещь, не сразу понимаешь, как мастер вырезал тот или иной ажур. Или вообще не понимаешь. На касах, ляганах и пиалах ургутской керамики в стиле «чизма» нанесен основной узор, тонкие бороздки символов — это и солярные знаки, и спиральки, которые принято считать символом развития, и всевозможные обереги. Эти рисунки сохраняются не то, что столетия – тысячелетия. Именно этот прием и донес до нас тайнопись прошлых веков.
 
Затем это все покрывается необыкновенно красивой глазурью — тысяча оттенков солнечного, от темно-коричневого до золотисто-белого, с яркой, буйной, огненно­й, рыжей серединой. И терракотовые, синие, зеленые  потеки – визитная карточка Ургута. Эти ляганы и пиалы имеют оптический эффект, необъяснимый, как многое из керамических тайн. Глазурь  не только меняет свой цвет  на солнце или в тени, но еще и проявляется странными цветами и всполохами на матрице фотоаппарата, которая  лишена воображения, ляган может обмануть наш глаз, но не технику. И на фото вдруг появляются совершенно мистические красноватые всполохи, сиреневые, фиолетовые оттенки. Их можно увидеть и невооруженным глазом, если приглядываться и не торопиться. Только кто это будет делать в нашем сумасшедшем современном мире?  Хотя бы вы попробуйте.


 

Открытие из Риштана

Вторая сенсация была очень человеческой и невероятно приятной для всех искусствоведов и мастеров. Риштан был  центром  керамического ремесла, значимая точка на Великом Шелковом Пути. И когда-то Риштан прославил один из величайших мастеров – Ибрагим Камилов, чье первенство признавали все мастера. Потому что ему не было равных в росписи, в качестве, в форме и в исполнении. Сейчас в Риштане есть музей Мастера.
 
Ни один из сыновей Ибрагима-усто не пошел по стопам отца. Кроме Исмаила, который долгое время не занимался керамикой. В этот раз усто Бахтиер Назиров пришел  к сыну Ибрагима Камилова, уговорил, упросил, буквально заставил его начать работать.
 
Исмаил  ворвался в керамическую элиту Риштана дерзко, как комета. Когда он привез свою синюю ишкоровую коллекцию  в Ташкент, искусствоведы ахнули и потеряли дар речи. Никто уже не надеялся, что династия Камиловых продолжит свое волшебное мастерство.
 
Это — классический Риштан. В каждой пиале, касе, лягане обязательно есть  знаки и символы, характерные для Риштанской школы — панжара, бычий глаз, рыбка, перо, и невероятно гармоничная, гениальная асимметрия. Исмаил показал свое умение на удивительной форме сплюснутого с двух сторон пространства. Попробуйте на гончарном круге сделать круглую форму, а затем ее с величайшей точностью превратить в плоский, затейливой формы кувшин, где не будет нарушена ни одна пропорция… Все таки гены есть гены. Это мастерство вписано в ДНК.  Фантастические вещи.
 
Вот  урдак, леечка для рук, для омовения. Прикладного значения она не имеет  — это древняя форма. Из тех,  что  должны украшать дом и напоминать. О чем эта вещь может нам напоминать? О чистоте рук, помыслов, необходимости благодарности за каждый прожитый день. Мы умываем лицо, мы умываем душу. Очень глубокий смысл у всех этих, немного странных древних форм именно сейчас, в наше время.
 
Рядом стоит Ургутская емкость для сбора воды после омовения. Чаша, ножка которой собирает воду.  И вода исчезает в отверстиях  чаши, унося все «плохое».  Очень сильный смысл.
 
Эти две утилитарные необычные вещи разделяли всего несколько метров. И нам казалось, что они точно разговаривают. Каждый день приносит удивительные открытия. Недаром эта выставка вне времени и пространства…
 


Продолжение следует.
 
Саша Иванюженко,
Специально для Anhor.uz.

Фото автора

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.