Paxta: в Ташкенте открывается выставка, посвященная рефлексии художников и исследователей Узбекистана о значении хлопка

Источник: Дана Опарина/Anhor.uz

17 декабря в Ташкенте открывается коллективная выставка Paxta, посвященная рефлексии художников и исследователей Узбекистана о значении хлопка как сельскохозяйственной культуры, полностью изменившей быт, контекст, ландшафт Центральной Азии. Выставка пройдет в 139 Documentary Center и продлится до 2 февраля 2023 года. Журналистка Anhor.uz Дана Опарина побеседовала с со-куратором выставки и основателем центра, Тимуром Карповым.

«Хлопок – это сильно политизированная тема»

Как отмечает Карпов, когда говорят про Узбекистан, он всегда ассоциируется с хлопком.

«Эта тема, которая вызывает много разных дебатов: политических, социальных, экономических, экологических. В то же время это как бы происходит немного в отрезе от людей, сообщества и на мой взгляд, художники или гражданское общество недостаточно уделяют внимание этой теме, в то время как образ хлопка повсеместен. Художники, за исключением, наверное, Inkuzart, публично и открыто работы, связанные с хлопком, нигде не выставляли».

По словам Тимура Карпова, это объяснимо, потому что хлопок – это сильно политизированная тема.

«Долгое время во времена Каримова было табу что-то на эту тему говорить, делать. Не существовало ни одного документального фильма про хлопок, рассказанного непосредственно узбекистанцами, и чтобы он не был политически ангажированным. Какой-то рефлексии на эту тему за эти 30 с лишним лет Независимости, ее практически не происходило. Если она и происходила, то это все оставалось в столах или за очень редким исключением где-то за границей Узбекистана демонстрировалось, но тоже критически редко».

Как говорит Тимур Карпов, было важно все эти работы, всю эту рефлексию художников, гражданского общества, активистов, правозащитников собрать в одном месте и поговорить на тему того, что хлопок для общества значит: «Насколько его образ повсеместен, насколько грубо говоря промыты наши мозги, что мы уже не понимаем как этот образ на нас влияет, мы его просто не замечаем».

«Хлопок — это колониальное влияние»

Хлопок — это колониальное влияние, это имперское влияние, потому что хлопок здесь никогда не рос, отмечает собеседник.

«Его нам привезла сюда Российская империя. Контекст у этого такой, что, когда случилась гражданская война в США, который был одним из главных поставщиков хлопка, поставки сократились. Как раз параллельно с этим Российская империя колонизировала Центральную Азию и начала здесь выращивать хлопок, потому что хлопок в первую очередь – это порох. Хлопок нужен для войны. А мы самый северный регион на планете, который выращивает хлопок. Качество нашего хлопка не близко к качеству американского. Хлопок должен расти немного южнее».

Источник: Дана Опарина/Anhor.uz

Тимур Карпов отметил системное нарушение труда и принудительный детский труд, который существовал до 2015 года.

«Хлопок до недавних пор продолжал ассоциироваться с рабством. Получается, что больше 100 лет страна находилась в хлопковом рабстве. И это только один отрицательный аспект».

Как известно, на выращивание хлопка уходит много воды.

«Хлопку требуется очень много воды, а мы вододефицитный регион. Результат хлопка – исчезновение Аральского моря. А это по разным оценкам, самая большая экологическая катастрофа от человеческих рук. Эта трагедия, связанная с Аральским морем, она влияет и еще будет влиять на поколения вперед, она уничтожает и отравляет весь регион, а виной всему хлопок».

Экскурсия по выставке

Тимур Карпов провел для журналистов экскурсию по выставке. Первой работой, на которой мы остановились, стала работа Александра Барковского.

Источник: Дана Опарина/Anhor.uz

«Здесь фотозона — это некоторая ирония, сделанная в поп-арт стиле. Вырезаны лица детей, каждый может побыть этим ребенком на хлопковых полях, потому что до 2015 года Узбекистан использовал детский принудительный труд. То есть автор подчеркивает инопланетность происхождения этого всего, этого хлопка, эта работа деколониального характера».

Следующая работа, здесь в качестве бэкграунда используются фотографии Умиды Ахмедовой, которая уже на протяжении многих лет по всей стране ездит и снимает советские и неосоветские, и даже часто современные хлопковые образы.

Источник: Дана Опарина/Anhor.uz

«В частности, вот этот забор с орнаментом хлопка, который можно встретить в любом регионе страны. Или вот справа у нас мозаика, которая тоже полностью на хлопковую тему, потому что, понятное дело, в советское время хлопок подавался как «белое золото», достояние».

На этой стене будут представлены работы Умиды Ахмедовой, Тимура Карпова и Анны Ивановой.

«Здесь будет блок работ Умиды Ахмедовой, который полностью посвящен ее исследованию образа хлопка, используемого в пропаганде. Сейчас, понятное дело, немного меньше, но в советское время очень интенсивно и агрессивно, когда надо было оправдывать почти 100%-е использование посевных площадей под хлопок».

Тимур обратил внимание на сфотографированную мозаику из Эликалинского района Каракалпакстана.

«Это очень говорящая мозаика, видно, как самолет отравляет поля пестицидами, идет машинизация, перекрытие вод и рек и разделение их на мелкие каналы. В советское время хлопок подавался как некая гордость и честь. А в действительности это все уничтожение экосистемы и людей».

Фотографии из семейного архива

На другой стене работы Вячеслава Ахунова, который работает в технике соцреализм. На фоне – фотографии из туркестанского архива Олега Карпова и от людей, которые присылали свои семейные фотографии с хлопковых полей.

Источник: Дана Опарина/Anhor.uz

«Получается, что нет ни одной семьи, нет ни одного человека в этой стране, кто бы так или иначе не был бы задействован в этой хлопковой мобилизации. Кто-то от хлопка пострадал, кто-то его романтизировал, но прямая связь с полем есть».

Рядом представлены работы Диляры Каиповой, которая уже 10 лет экспериментируют с традиционными чапанами.

Источник: Дана Опарина/Anhor.uz

«Здесь ватники, ассоциирующиеся напрямую с ватниками, которые носили заключенные. То есть у ватника есть свой сильный советский такой образ угнетения. И она как бы переносит такой же образ на хлопковые поля, как бы увеличивая угнетение в своих работах. Мы в каком-то смысле заложники, мы в тюрьме этого хлопка».

Еще одна работа, представленная на выставке, работа Александра Федорова.

«Работа очень очевидная и откровенная. Мы видим атомный взрыв из хлопка и детей, танцующих вокруг, а также советские лозунги».

По всей выставке также представлены различные бытовые предметы – сюзане, фарфоровые вазы, чтобы подчеркнуть бытовую повсеместность хлопка.

Первый документальный фильм о хлопке, снятый в Узбекистане

В рамках выставки будет представлен фильм режиссера Михаила Бородина – Cotton100%. Тимур Карпов выступил продюсером, оператором и соавтором фильма.

«Мы снимали в 2018-2019 годах. Потому что в 2017 м году началась активная кампания по борьбе с принудительным трудом, скажем так, по очистке имиджа страны. И тогда мы с моим другом и коллегой решили, что самое время посмотреть, что же действительно происходит».

Авторы проехали через всю страну, по словам Карпова, они «достаточно легко сняли этот фильм» и с системными препятствиями не столкнулись.

«Были какие-то местные власти с комплексом вахтеров, которые пытались продемонстрировать свою силу».

Фильм строится на рассказе двух героинь – правозащитниц: одна из Хорезма, другая из Ташкента.

«Мухаммат, которая из Хорезма, она еще и фермер. У нее свое хозяйство, она как раз еще выращивает хлопок в том числе. Когда мы ездили по Хорезму, там возникали сложности, люди очень напрягались, просто не хотели сниматься».

«Задача искусства – вызвать эмоции»

Еще одна работа представлена на входе в галерею – это исследовательская работа Наби Агзамова.

«Это рендеры бассейна Аральского моря и всей водной системы, которая питает Аральское море. И здесь можно увидеть, как оно уменьшалось и все антропогенные факторы, повлиявшие на высыхание Аральского моря. Красным выделены каналы, которые так или иначе «съедают» всю эту воду, которая не попадает в Аральское море».

Выставка не ставит цели что-то подчеркнуть, продемонстрировать, что происходит прямо сейчас с хлопком.

«Какую информацию и какую рефлексию, какие чувства вы из этого выносите? Это уже остается на ваш суд. Это не задача искусства что-то объяснять. Задача искусства вызвать эмоции».

Тимур Карпов отметил, что в Узбекистане не должно быть хлопка. «Если он даже и остается, допустим, в каких-то регионах, где наименьшая проблема с водой, где будет полная автоматизация, где он будет собираться по правилам XXI века, а не 17-го, тогда и хлопок будет лучшего качества и дороже, меньше с ним будет проблем».

Источник: Дана Опарина/Anhor.uz

139 Documentary Center проводит краудфандинговую кампанию к выставке и сопутствующие инициативы, которые будут реализованы как продолжение экспозиции. Кампанию можно поддержать, приобретя лоты на сайте галереи.

Дана Опарина

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.