Пленка в век цифровых технологий. Зачем?

Пленка в век цифровых технологий. Зачем?

Фотографией Юрий Веденин стал увлекаться с 20 лет, именно тогда он нашел в шкафу у отца пленочную камеру “Киев”. Так как Юрий учился на живописца, он стал снимать объекты, композиции, которые ему были интересны для живописи. Позже, фотография переросла в самостоятельное увлечение. Юрий признается, что у него “масса камер”, но, сколько именно не уточняет, говорит, что “не считал”. Он увлекается живописью, скульптурой, фотографией на пленку, а также занимается дизайном. Юрий известен тем, что, пожалуй, является одним из немногих фотографов в городе, который снимает на старые камеры.

— На какие камеры вы снимаете?

— Я снимаю на очень старые камеры, которые никак не задействованы от электричества. Камера — это уменьшенная темная комната, то, что называется “камера-обскура”. Вот эту купил у какой-то узбекской семьи в старом городке. У меня есть и другие камеры такого формата, но именно эта мне милее, потому что у нее есть история. К тому же, она легкая и простая по конструкции.

— У вас есть проект про чинары. Его вы сняли на камеру, которая одного возраста с этими деревьями…

Да, это камера, которая принадлежала торговому дому Иоахим и Ко, и которой больше 100 лет. Пленка не единственный аналоговый материал, который я использую, так же я снимаю на бумагу. Не печатаю, а именно снимаю на фотобумагу сразу. Почему?
Потому что пленка на камеры большого формата очень дорогая.

Пленка это неспешный процесс. О каждом кадре думаешь, невозможно сделать 50 дублей, а если и можно, то это просто глупая растрата пленки. В зависимости от пленки, рулон 30.5 метров стоит приблизительно 60-70 долларов. Я режу пленку в ванной, если замерять примерно от стиральной машины до жерди — то это 24 кадра.

— Вы сталкиваетесь с непониманием о вашем занятии со стороны близких?

Многие не понимают, как можно заниматься тем, что не приносит ежемесячной выгоды. Фотография — это что-то некоммерческое, я делаю какие-то такие сугубо личные проекты, и все время трачу на них. С непониманием сталкиваюсь и среди близких и среди людей, которых иногда снимаю.

— Какие советы вы можете дать фотографам, которые занимаются портретной фотографией?

Если ты хочешь снять человека, нужно быть дружественным. Если человек отказывается фотографироваться, то не надо его снимать. Нужно быть терпеливым, общаться с людьми и тратить на это свое время. У нас все фотографы сталкиваются с такой чисто ташкентской паранойей, когда люди пугаются человека с камерой. В других городках, Бухаре или Самарканде люди понимают, зачем ты их снимаешь. Один из выходов преодоления этой паранойи — нужно выглядеть как турист. Тогда  в тебе не видят врага или шпиона. Люди порой думают, что ты турист и охотно идут на контакт. В старом городе могут позвать домой, пытаться чем-то угостить или просто познакомиться. Очень разочаровываются, когда узнают, что я из Ташкента.

— Есть ли у вас любимая фотография вашего авторства?

Пожалуй, вот эта. Мне нравится здесь то, что все подобно. Тень подобна входу, лестницы подобны друг другу. Все повторяется, даже деревьев два, два фонаря. Называется фотография «Одно из другого». 

Понятие визуальной эстетики сложно как-то научно объяснить, хотя есть труды по композиции. Я к этому отношусь более интуитивно, нежели разумно. Мне нравится настроение и то, что я вижу, вызывает у меня какие-то определенные ассоциации.

— Почему вам нравится снимать на пленку?

В аналоговой фотографии есть свое обаяние. Это процесс получения фотографии подобен мистерии. Таинство — мистерия зарядки пленки в бачки и сама проявка, ожидание и просмотр результата, радость от удавшегося кадра…

— Есть ли у вас любимые фотографы из Узбекистана?

Вот Александр Барковский это фотограф или художник? Сам я снимаю документальные проекты, но в арт-стиле. Где разница между фотографом и художником? Мне нравятся работы  Александра Барковского, Юрия Усеинова и Виктора Ана.
Из мировых фотографов среди других выделяю Алека Сота, Эдварда Шериффа Кертиса и Сергея Прокудина-Горского.

— У уличных фотографов часто случаются конфликты, потому что общество порой негативно реагирует на человека с камерой. Как поступать в таких случаях?

Если возникает какой-то конфликт, я объясняю, почему я снимаю людей. Что это не есть какое-то желание посмеяться. Человек может выглядеть очень красиво относительно обстановки. Я не снял большое количество интересных людей, которые мне встречались на пути. Они могли бы получить замечательные характерные фотографии и стать частью истории. Проблемы, связанные с человеческими страхами существуют не только в фотографии, а в целом. Мы постоянно с ними сталкиваемся. Выход здесь как в любом другом случае, просто стараться делать свое дело.
 
Справка: Юрий Веденин живет в Ташкенте, закончил Республиканский художественный лицей, а также Ташкентский архитектурно-строительный институт. Участвовал в Ташкентской международной Биеннале современного искусства.
 
Текст и фото на главной: Дана Опарина
Фото: Юрий Веденин

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.