Подарок

Подарок

Я давно наблюдаю за творчеством художника Бобура Исмаилова. В свои сорок лет он достиг многого. Работал в кино и театре, мультипликации и книжной графике. Но, как он сам сознается, его призвание – живопись. Однажды я пришел в его мастерскую, чтобы подготовить о нем фоторепортаж. И в этот день произошел забавный случай.

 

В мастерской с ним был его приятель. Бобур познакомил нас:
— Зокир Умаров. Мой друг из Новосибирска.
После традиционных приветствий я начал снимать художника, его картины.
 

Ко мне присоединился и Зокир. Вижу: у него профессиональная цифровая «Лейка», такой камерой снимают арабские шейхи и американские сенаторы. Когда-то, в начале своей журналистской деятельности, я работал пленочной «Лейкой». Это была камера с очень тяжелыми линзами, но зато они создавали изумительно резкие снимки. Впрочем, просвещенный читатель наслышан про фотоаппараты этой знаменитой немецкой фирмы. Я же снимал «Никоном D70». Закир, увидев у меня в руках эту любительскую камеру, удивился. Я объяснил ему, что уходя на пенсию из Национального информационного агентства Узбекистана, мне пришлось расстаться с профессиональной камерой.
 

Мы разговорились. Закир сам родом из Бухары, но уже более двадцати лет живет в Новосибирске. Он подарил мне свежий номер издаваемого им журнала «Неизвестная Сибирь». Я заметил, что он снимал в черно-белом режиме, а это – совсем другое мышление. Когда фотографируешь на цвет, то все красивые эффекты получаются за счет красок. А черно-белая съемка гораздо сложнее: здесь все строится на контрасте света и тени.И тут я увидел картину Бобура «Зимний лес», где на чистом белом холсте написаны деревья, покрытые снегом. На этом дивном фоне стояли художник с другом. 
Меня осенило: вот он — черно-белый снимок! Я не удержался и попросил у Закира «Лейку». Минуту-другую подлаживался к ней, отбросив всё лишнее, выстроил кадр, затаил дыхание и плавно, словно стреляя из «Макара», нажал на спуск. 
Я вернул Закиру «Лейку, и когда они взглянули на монитор, то ахнули!

После съемки Бобур угощал нас чаем, а Закир показывал на планшете свои фотографии (кто дружит с Фейсбуком, тот часто любуется ими). И тут Бобур спросил: «Рустам-ака, каким человеком был Рашидов?». Я рассказал о том, как однажды в начале 1980-х годов готовил фоторепортаж о том, как первый секретарь ЦК КП Узбекистана Ш.Р. Рашидов пришел на персональную выставку Народного художника Абдулхака Абдуллаева в Центральный выставочный зал Союза художников. Он пришел не в день открытия, а позже и со своей свитой  внимательно осмотрел всю галерею портретов художника. А когда прощались, то спросил у Абдулхака Аксакаловича:
— Мне есть поручения?
Художник был так радостно взволнован посещением его выставки первым лицом республики, что даже растерялся от такого вопроса. Шараф Рашидович был человеком высочайшей культуры! А Абдулхак Аксакалович — выдающимся художником. Единственным из узбекских живописцев, чей «Автопортрет смеющегося человека» приобрела галерея Уффици – один из старейших музеев Италии и мира. Здесь собраны 3000 автопортретов самых выдающихся художников планеты: Рафаэля и Леонардо да Винчи, Рембрандта и Рубенса, Кипренского и Айвазовского. Работа нашего земляка пополнила эту коллекцию в 1999 году.
 

Друзья с интересом слушали меня, просили продолжения. И я рассказал еще один случай. Рашидов звонит директору УзТАГ Аслетдиновой:
— Хафиза Юсуповна, поздравляю! Сегодня «Правда» прекрасно представила Узбекистан! А «Правда» в те годы была газетой № 1 – все члены многомиллионной КПСС  обязательно выписывали её. Аслетдинова разворачивает газету, а там – мой снимок. Она сразу отдала приказ: «Шагаеву – директорскую премию!».
И на эти 40 рублей – хорошие деньги в ту пору — я купил чешские туфли «Цебо» и сделал «пловешник» для всей Фотохроники. Но больше всего радовало, что твою работу так ценят — у меня словно появились крылья. И хотелось еще больше бороздить по необъятной стране, находить  новости.
 
После этого рассказа Закир загадочно улыбнулся, полез в свой рюкзак и достал «NikonD700». Это была не новая, но профессиональная камера.
— Рустам-ака, я хочу сделать Вам подарок. Только передам после поездки в Самарканд — мне нужно снять памятники.
— Я не могу принять такой подарок, — отказался я. Ведь эта камера стоила как минимум тысячу долларов.
— Вы — профессионал и должны работать на профессиональной аппаратуре, — настоял Закир. — Вот только сгоняю в Самарканд…
Мы попрощались, и я уехал домой. Прошла неделя, я уже и забыл об этом разговоре, как звонит Бобур:
— Закир оставил камеру, заберите её…
Спасибо тебе, Закир, за царский подарок для бывшего репортера!
 
И еще вспомнился похожий случай. В Институте искусствознания АН Узбекистана многие годы работал фотографом Дмитрий Михайлов. Добрейший он был человек, дружил со многими археологами и художниками, обожал снимать спорт.
Однажды к нему в подвальчик пришел Эрнест Куртвелиев. Молодой фотокорреспондент был крайне расстроен: у него украли кофр с аппаратурой. Узнав об этом, Дмитрий Александрович открыл сейф, достал оттуда «PENTACON» и протянул парню:
— Снимай, Эрнест…              
Дмитрия Александровича давно нет среди нас, но пусть земля ему будет нежным пухом. Этот мир не без добрых людей!
 
Рустам Шагаев, фото автора,
специально для сайта Анхор.уз.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.