«Пять вечеров» с Московским областным ТЮЗом
Публика собралась у входа в Государственный Академический Большой театр им. Алишера Навои, площадь наполнилась голосами, кто-то томится в ожидании спутника, кто-то уже встретился и оживленно беседует, предвосхищая театральное действо, кто-то ждет своей очереди, чтобы пройти контроль и войти.
В фойе играет мягкая классическая музыка. Новогодняя инсталяция создает настроение торжественности и ожидания чуда, какое всегда происходит при встрече с большим искусством.
Дамы в вечерних платьях, кавалеры… очень хочется написать в смокингах, но нет, не в смокингах, однако нарядны и степенны… так и вспоминается пушкинское: Театр уж полон;
Ложи блещут;
Партер и кресла — все кипит.
С таким настроением входишь в зал, ожидая роскошного занавеса и всего того, что обычно видишь в театре оперы и балета…
Сцена — в черно-белых тонах заснеженной улицы, фонарь в углу горит желто-коричневым маячком, из цветовых пятен только морковный нос снеговика… Меняется настроение, какой-то диссонанс… посещает мысль: «Видимо, нас ожидает нечто философское, глубокое». Предвкушение подкрепляют первые сцены спектакля: бегущий по кругу человек, молчаливый и спотыкающийся – так же и мы часто бежим по кругу, совершая одинаковые ошибки, молча, боясь поделиться своими переживаниями и страхами, как герой пьесы «Пять Вечеров» Александр Ильин.
Главный герой с морем комплексов, один из которых — комплекс неполноценности. При этом он пытается каждого обвинить в том, что они не могут жить так, как им хочется, и быть теми, кем им хочется. Все время играют роли. Но главный «масочник» — он, взяв себе чужую жизнь, пытается произвести впечатление. Главный герой в таком случае должен вызывать стойкую неприязнь, но игра актера была настолько серой, что для меня герой, увы, оказался безликим. Актер в роли друга Ильина — Тимофеева гораздо ярче, он вызвал мои симпатии и как честный герой, и с точки зрения актерского мастерства. — делится впечатлениями один из зрителей спектакля.
Ильин останавливается, прекращает бессмысленный бег, задумывается, рядом с казалось бы легкомысленной женщиной Зоей. Она много говорит, и вроде ни о чем, но как болезненно ее одиночество, как глубоко за показной веселостью она спрятала его, как ей хочется быть с кем-то, может быть, с ним, но она не его женщина. Он вспоминает… он уходит от нее в прошлое, где на четвертом этаже живет его «Звезда» — так называют ее подруги.
Мы мало знаем об этих людях, кто они, как прожили они эти годы, чего добились, в каком времени они живут… Мы видим лишь эпизод, одну историю.
Тамара – героиня Нонны Гришаевой – на первый взгляд гордая, далекая и одинокая, действительно «звезда». Что-то не сложилось в личной жизни, что-то помешало им быть вместе. Это что-то – малодушие, неуверенность героя в том, что любимый человек готов принимать и любить таким, какой есть… Они встречаются, как чужие люди, не доверяющие друг другу и как символ недоверия и злости, негодования по поводу прошлого – закрывающиеся с грохотом двери…
Дверей в этом спектакле много, и они одни — это створки души, впускающие людей и отгораживающие; за ними можно трусливо притаиться, спрятаться от нежелательных разговоров и не показать своих чувств.
Шумно распахнув двери врывается на сцену Катя. Такая же у нее и душа, открытая и настоящая. Катя очень наблюдательна, и несмотря на то, что говорит казалось бы глупости (во всяком случае племянник Тамары так их воспринимает), она наблюдательна, осмысленно подходит к жизни. «Воробьиха воробья за крыло таскает, наверное, он ей изменил.- говорит она, — Птицы сидят, он спит, а она его клюет, потому что ей скучно» — пытается донести свои переживания Катя, ведь она тоже боится, что ее заподозрят в любви. В этой пьесе любовь и доверие часто воспринимаются как подчинение, зависимость, униженное положение, поэтому герои и закрываются, одевают маски.
Главная мысль : жизнь спектакль, а люди в нем актеры. И не всем удается жить без масок. Искренность может быть пугающей и даже вызывающей, как это видно в Катерине. Она просто хочет быть собой. А ее в серой массе за яркость клеймят девушкой легкого поведения. А если копнуть глубже, то она единственная из всех героев, кто искренен, кто живет своей жизнью.
В спектакле много деталей, над которыми хочется подумать. Снег — символ чистоты и нетронутости, он мягкий, пушистый, но холодный, он сопровождает героев на протяжении всей пьесы. Его грубо сгребают лопатами, и эти лопаты стучат, создавая напряжение, передавая какую-то тревогу. А иногда он мягко и ласкающе, ложится на плечи героев, укрывая их, обнимая, помогая скрыть чувства.
Желтые цветы в трехлитровых банках — предвещают скорую разлуку; постоянно рассыпающийся снеговик, которого приходится собирать вновь и вновь, как человеку приходится собирать свои разбросанные чувства; перемещающийся забор, не только отгораживает условное пространство, но и людей друг от друга. Они сами выстроили эту преграду, она условна, ее легко можно перешагнуть.
Слава — племянник Томары часто перешагивает условные препятствия, он воспитан этой женщиной, он тоже не лишен масок но в нем есть и юношеский максимализм.
Мне понравилась история Кати и Славы, это зарождение отношений, они еще легкие, без тех условностей и требований, которые выстроили вокруг себя взрослые Александр и Тамара. Эти отношения обещают быть счастливыми, несмотря на то, что Слава живет не своей жизнью, он под присмотром тетушки.
Первое впечатление от спектакля — это просто житейская истоирия о двух одиноких людях, заканчивающаяся вполне благополучно. Но пьеса вызывает желание поразмыслить, все время всплывают новые детали и ты думаешь, зачем? Для чего было именно так, и находишь ответы. Каждый находит свои.
Московский театр юного зрителя привез в Ташкент спетакль «Пять вечеров». Не захватывающий с первых сцен, но заставляющий думать и сопреживать, осознавать и примерять на себя, понимать и принимать те эмоции, которые транслируют герои.
Дарья Османова
Комментарии