Современное искусство в Ташкенте – новый горизонт или тупик?
Прошли те времена, когда художники властвовали над сердцами, выступления поэтов срывали овации в переполненных залах, а в синематеках собирались молодые интеллектуалы с горящими глазами. Каков облик искусства сегодня? Может ли оно воздействовать на реальность и сознание, как раньше, или способно только озадачивать и эпатировать?
Современное искусство вряд ли входит в сферу интересов большинства наших соотечественников. Тем не менее, в столице регулярно проводятся концептуальные выставки современной живописи и фото-арта, действует несколько киноклубов. Интеллектуальная жизнь Ташкента пульсирует преимущественно в галерее Art and Fact и театре «Ильхом», в стенах которого развернулся настоящий центр современного искусства. Мы поговорили с теми, кто создает арт-объекты и представляет их вниманию столичной публики.
«Безусловно, появление целой волны современного искусства в Ташкенте – явление достаточно заметное, – говорит Ольга Федина, фотограф, организатор и участник многих арт-проектов. – Дело в том, что выставки, на которые ходит рядовой зритель, обычно очень скучные. С точки зрения не только организации мероприятия, но и художественной ценности. Живопись в ее первозданном виде вряд ли вновь станет такой же волнительной и важной, разве что уровень мастера сможет поспорить с достижениями прошлого.
Хотя, в принципе, живопись остается, или становится, частью контемпорэри арт. Сейчас иначе никак – время движется быстро. Количество ежедневно потребляемых картинок возросло до миллионов, миллиардов. Стихийно рождаются новые вкусовые течения, неосознанные флешмобы. Вот тут-то и появляется истинное современное искусство. Оно очень самоироничное, остроумное и прикладное. Это если говорить о хороших примерах. Есть, конечно, ситуации, когда безыдейно наваленную кучу мусора называют современным искусством. Это нельзя считать полноценным продуктом. Даже «куча мусора» должна вызывать возмущение или смятение, или наполнять еще какими-то ощущениями. Но не оставлять равнодушным, то есть взаимодействовать с публикой, работать».
Противопоставляет традиционное и современное искусство и фотограф Тимур Камилов:
«Если рассматривать искусство в пределах нашей страны, то оно будто бы поделено на два лагеря. К одному из них относятся свободные творческие люди, мыслящие вне рамок системы, амбициозные, стремящиеся внести свою лепту в развитие искусства. Эти люди часто сталкиваются с общественным непониманием. А вот другой лагерь – более массовый.
Мы же живем в стране, где в воздухе витает столько традиций, что, образно говоря, можно воткнуть вилку перед собой, и она зависнет в воздухе. Наша традиционная культура имеет намного больший охват, потому что душой она ближе большинству (с непониманием которого как раз и сталкивается первый лагерь). Я ни в коем случае не умаляю значение фольклорного искусства – красочного, хотя несколько консервативного и однообразного – и его роли в жизни общества. Приятно видеть, что сегодня из круга традиционного искусства выбиваются люди, стремящиеся переосмыслить его и преподнести по-новому.
С непониманием своего творчества я пока не столкнулся. Но вот непонимание того, чем я занимаюсь, встречается чуть ли не каждом шагу. Мое консервативно настроенное окружение по большей части считает фотографию, да и вообще занятия творчеством, чем-то непрактичным и ненужным». Если большая часть населения нашего города, так сказать, проходит мимо, не рискуют ли арт-проекты стать встречами «только для своих»?
Вот что говорит Азиз Хакимов, организатор показов киноклуба Paradiso:
«Современное искусство не играет никакой роли в жизни Ташкента. Это, скорее, развлечение для узкого круга людей. Из более 2.6 млн. жителей оно интересно в лучшем случае паре-тройке тысяч человек. Причем организационные вопросы держатся на чистом энтузиазме. Такая сельская самодеятельность, во всех сферах культуры. Мне всегда кажется, что я киномеханик в сельском кинотеатре».
Другого мнения придерживается Ольга: «Это везде делается для очень узкого круга людей. В любом городе всегда одна и та же тусовка. Наоборот, в Ташкенте, небогатом на события, как раз больше шансов, что кто-то случайно забредет, случайно услышит – очень легко сделать событие заметным».
«В больших городах, тем более столицах, обычно существует хоть какая-то инфраструктура и монетизация искусства, которая часто выступает стимулом для дальнейшей активности», – замечает Азиз.
Каков же стимул у тех, кто занимается искусством в Ташкенте? Что ими движет?
«Когда я общаюсь с людьми, столкнувшимися с непониманием, порой возникает вопрос: «А кому это вообще надо?» Надо всем, даже тем, кто этом не догадывается. В искусстве нет места эгоизму. Творческий человек – альтруист по умолчанию», – считает Тимур. «Энтузиазм, и, возможно, амбиции. А еще мне был сон, что я должен стать киномессией, – иронизирует Азиз. – Но, в основном, мной движет интерес. Как только он пропадет, я перестану этим заниматься».
«Я была свидетелем жарких споров и разделения людей, далеких от искусства, на лагеря согласных и возмущенных. Я видела вовлеченность. Если это присутствует, значит, контемпорэри арт точно работает и нужно, – рассуждает Ольга. – Думаю для нашего города, столь не избалованного качественным, умным и эстетичным искусством, оно как лекарство. Или гомеопатия… На мой взгляд, Ташкент просто создан для того, чтобы вдохновлять современных художников. Вот только мне бы хотелось, чтобы сами художники переходили на новые уровни. Ведь все мысли можно донести очень простым способом. Настолько простым, что нужно десять голов сломать, прежде чем придумаешь что-то настолько гениально простое!»
А Вам, читатель, интересно современное искусство?
Комментарии