Улугбек был бы весьма польщен

Сразу – небольшое уточнение. Журналисты (и не только они) Узбекистана были так поражены научной сенсацией, что немного напутали. Поясним: в Ташкенте на Пятом международном Конгрессе Всемирного общества по изучению, сохранению и популяризации культурного наследия Узбекистана ведущий панельной дискуссии «главный француз Узбекистана» академик доктор Акмаль Саидов с присущей ему экспрессией сообщил залу о замечательной находке.

Речь идет о манускрипте  «Книга неподвижных звезд». С Бог знает каких времен этот бесценный документ лежит в Национальной библиотеке Франции. И еще лежал бы там спокойно не меньшее число лет. Но исследователи, которые по поручению Всемирного общества разыскивают по всему миру артефакты, связанные с Узбекистаном, нашли его. Помог и тот факт, что в Париже есть  филиал нашего Всемирного общества, и в этой стране работа идет особенно целенаправленно.

Автором труда является астроном и астролог Χ века Абд ар-Рахман ибн Умар ас-Суфи. «Книга неподвижных звезд»  оказала подспорье  Улугбеку, который работал тогда над созданием  Астрономических таблиц. Уникальный манускрипт  был создан по его заказу. И принадлежал лично ему: это не вызывает сомнений, поскольку книга открывается миниатюрой с изображением Мирзо Улугбека в виде созвездия Цефея. А пометки, сделанные золотыми чернилами – это явно рука Улугбека…

Итак, презентованный в Ташкенте манускрипт – это не рукопись Улугбека, а принадлежащая ему, бывшая у него в ежедневной работе книга. Что вовсе не преуменьшает значимость находки…

По заданию Всемирного общества факсимиле этой древней рукописи сделал австрийский издательский дом Mueller&Shindler. Надо было видеть с каким трудом – прямо от сердца отрывал – передавал книгу в руки доктора Саидова вице-президент Mueller&Shindler Александр Вильгельм. Потом он скажет журналистам: «Вам просто не понять, насколько нам дороги работы над такими рукописями. Вот женщины, которые лечили своих детей, поймут…»

Эта замечательная работа стала жемчужиной  проекта «Культурное наследие Узбекистана в собраниях мира». Чтобы стало совсем уж ясно, вот слова председателя Правления Всемирного общества Фирдавса Абдухаликова: «Ценность факсимильных изданий в том, что они практически на сто процентов создают представление о том, как выглядел оригинал».

Издательство Mueller&Shindler выпустило уже факсимильные издания: Катталангарский Коран (из Института восточных рукописей Российской АН), «Зафарнаме» (описание деятельности Темура), «Диван» Хусейна Байкары, рукописи «Мираджнаме» и «Темур тузуклари». Интересно, что будет следующим…

На этот вопрос пытались в эти два дня ответить ученые из 40 стран, съехавшиеся в Ташкент, несмотря на ковидные ограничения. Подержать в руках тот древний свиток, который мечтал хотя бы увидеть – оно того стоит.

Тем более, что в рамках Конгресса ученые привезли в Ташкент весьма ценные вещи. Работа Конгресса шла в пяти секциях – выбрать «самое» интересное – трудно. Интереснейшее сообщение сделала в своей секции научный сотрудник Эрмитажа Лариса Кулакова. Жалко, что не оказалось в зале тех «знатоков», которые утверждают, что у коня Амира Темура на памятнике в Сквере – «красноармейская упряжь», мол, скульптор был не знаток в коневодстве и напутал. Так вот, г-жа Кулакова прояснила ситуацию: кто у кого что заимствовал. Говоря о «наследии» узбекских ханств в Эрмитаже, эта научная дама подробно рассказала о вооружении и «оснащении» древних узбекских воинов. В Эрмитаже много таких предметов, поскольку  их дарили послы, прибывающие ко Двору. Сначала это богатство передавали в Царскосельский арсенал, а потом армия подарила эти сокровища Эрмитажу.

Глядя на, например, конское седло, украшенное алмазами (подарок Хивинского хана), ясно, садиться на такое седло себе дороже. И не потому, что алмазы будут натирать некоторые места тела, а просто потому, что за знатным всадником надо бы кому-то бежать и подбирать выпавшие из гнезд драгоценности. На этом седле каждый камешек – состояние. Так вот о сбруе: Эрмитаж – это крупнейший  исследовательский центр, и его работники пришли к выводу, что образцы конской сбруи азиатских кочевых народов, полжизни проводивших в седле, оказались наиболее рациональными. Их переняли и на Руси. Так что автор памятника в Сквере может вздохнуть спокойно…

И еще одно интересное сообщение, на этот раз Дарьи Васильевой, она тоже из Эрмитажа. Оказалось, что одна их бухарских делегаций привезла в Санкт-Петербург…  самовары. Здорово удивились российские придворные. Но хитроумные бухарцы все пояснили: оказывается, в Бухаре русский самовар «усовершенствовали». У него другой кран: не течет, не капает – все-таки в Бухаре совсем другое отношение к воде, нежели в прибрежном Питере.

Напоследок – о сообщении поляка Игоря Строецкого, праправнука исследователя Бухарского эмирата Леона Барщевского. Он жил в Бухаре 20 лет (Ташкентский проспект, дом 25), и только недавно его красивый особняк 19-го века разрушили, чтобы построить баню. Так вот у Барщевского было 700 фотографий, живописующих замечательную, сказочной красоты древнюю Бухару. И только на 5 фото из всего собрания – женщины. Но какие! Сказать, что это небесные феи, значит не сказать ничего…  Гордые, статные, с особой звездочкой в миндалевидных глазах. Кстати, без никаких тебе особых платков – не носили их в Бухаре…

Сегодня члены Пятого конгресса Всемирного общества выехали в Хиву, затем будут в Нукусе. Для них чудесная  восточная сказка продолжается… 

Юрий Черногаев

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.