В Узбекистане в свет вышла монография кандидата искусствознания Махсуры Мирзамухамедовой «Узбекская анимация». Появилась возможность детально познакомиться со становлением в Узбекистане нового вида искусства.UT опубликовал некоторые заметки, которые были сделаны во время знакомства с новой книгой.

Работа над первым в истории отечественного кинематографа мультфильмом началась в 1965 году. Художник «Узбекфильма» Юрий Петров и молодой режиссер Дамир Салимов приступили к съемкам мультфильма «В квадрате 6x6». Он был посвящен злободневной теме – о роли химии в борьбе с вредителями хлопчатника. Герои – куклы, которые помогли сделать специалисты Республиканского театра кукол. Работа над фильмом была непростой, поскольку на тот момент в стране не было специалистов в этой области и создателям приходилось в буквальном смысле слова учиться по ходу создания ленты. Но результаты окрылили: их труд был удостоен первой категории. Создавались новые мультфильмы. В 1969 году вышел в свет первый рисованный отечественный мультфильм «Храбрый воробей», в процессе его создания в стране были освоены новые технологии создания фильмов.

Однако настоящее развитие рисованного кино в Узбекистане наступило в середине 70-х годов прошлого столетия с приходом профессионалов и с преобразованием мультипликационного цеха «Узбекфильма» в Объединение кукольных и рисованных мультфильмов. Первым мультфильмом, созданным в объединении, были «Баллада о соколе и звезде» Мавзура Махмудова и «Озеро в пустыне» Назима Тулаходжаева. Мультипликаторы стали работать над оснащением студии современным оборудованием. В стране появился станок, который позволил делать мультфильмы марионеточно-перекладным способом. Первой ласточкой созданной по этой технологии стал «Ходжа Насреддин».

 Большие изменения произошли после 1996 года, когда развитию отечественного кино стали уделять больше внимания. Рядом с мэтрами мультипликации Мавзуром Махмудовым, Назимом Туляходжаевым, Светланой Муратходжаевой выросло молодое поколение специалистов – Дмитрий Власов, Азиз Мухамедов, Гаянэ Мативаосян и другие. Наряду с государственной студией мультфильмов «Узбекфильма» на рынке стали работать частные компании. Основным средством создания новых мультфильмов с 2000-х годов становятся компьютерные технологии. Несколько мультфильмов сделано из пластилина. При этом отечественные мультипликаторы не забывают классические приемы.

За последние двадцать лет расширилась тематика произведений. Чаще стали обращаться к лучшим произведениям мировой литературы, в том числе Ганса Христиана Андерсена, Оскара Уайльда. Впервые авторы обращаются к произведениям восточных классиков. По произведениям Алишера Навои сняты мультфильмы «Бахром и Дилором», «Черный дворец», «Фарход и Ширин», «Лев и Турач». Художники обращаются к исторической тематике, устному народному творчеству. Ставятся мультфильмы «Достан о Джалолитдине», «Тумарис», «Спитамен», «Звезда зороастра».

Узбекские народные традиции стали проявляться не только в одежде героев, но и их характерах, диалогах, интонациях. Выработан новый подход к выбору произведения. За основу фильмов художники берут только те сказки, содержание которых поучительно и для современного поколения.

- Почему мы редко видим отечественные мультфильмы? – с этим вопросом корреспонденты издания обратились к автору монографии, на что получили ответ:

- Думаю, причина в том, что пока недостаточно развит механизм их проката, возможно, мало рекламируем свою продукцию. Хотя ею можно гордиться. Первой работой наших мультипликаторов получившей международную награду стала лента «Будет ласковый дождь». Он был удостоен основного приза - премии «Золотой голубь» на международном фестивале неигрового и анимационного кино в Липецке. Высоких оценок удостаивались мультфильмы, созданные отечественными мультипликаторами в годы независимости. Так, например, «Соловей» Мавзура Махмудова получил первую премию московского детского международного кинофестиваля «Золотая рыбка», а «Гончар» Светланы Муратходжаевой и Дмитрия Власова – золотую медаль на фестивале в Тегеране».