Миздакхан, мавзолей Мазлумхан-Сулу и на что еще можно посмотреть в Каракалпакстане
Министерство экологии, охраны окружающей среды и изменения климата вместе с Комитетом по туризму провело пресс-тур по древним историческим памятникам Каракалпакстана.
Немногие знают о богатой истории Республики Каракалпакстан. До середины 70-х годов, на территории Каракалпакстана было 1200 археологических памятников, многие из которых были утрачены, в период освоения целинных земель. Однако сохранились городища датируемые IV в. до н.э. — IX в. н. э.
Древняя архитектура Каракалпакстана рассказывает историю о происходящих событиях в те времена. Существует немало легенд об этих местах. Например, легенда о мавзолее Мазлумхан-сулу. Легенда гласит, что местный правитель пообещал выдать замуж свою дочь Мазлум за того, кто построит такой дворец, какого нет на земле. Возлюбленный девушки воспринял эти слова в буквальном смысле и построил дворец под землей с куполом на поверхности. Тогда правитель спросил его, сможет ли он в знак доказательства своей любви броситься вниз с недостроенного купола. Юноша выбросился с купола и погиб, а Мазлум в горе от потери возлюбленного повторила его поступок. Сегодня, в мавзолее Мазлумхан-сулу ограждена середина зала, куда, согласно легенде, упали Мазлум и ее возлюбленный.
Еще одна красивая легенда Каракалпакстана связана с древним некрополем Миздакхан (археолого-архитектурный комплекс, построенный в IV в. до н.э. расположен в 25 км от Нукуса). По преданию здесь находится могила первочеловека, Адама. Над ней возведен кирпичный мавзолей, так называемые «Мировые часы» или «Часы Апокалипсиса». Каждый год из сооружения выпадает по одному кирпичу, и когда последний коснется земли, наступит Конец Света. Паломники, посещающие Миздахкан верят, что если сложить столбик из семи выпавших кирпичей, то можно продлить жизнь Земле еще на семь лет. Также существуем поверие, что, если загадать желание в процессе возведения столбика, оно обязательно сбудется.
Помимо исторических мест, края Каракалпакстана предлагают и гастрономические туры. Так, в уютной устахоне (мастерской) в Чимбайском районе вам покажут как готовить местное традиционное блюдо с необычно звучащим названием жугери гуртик — одно из самых любимых и распространенных в каракалпакской кухне. Представляет оно собой блюдо с бараниной или индейкой и раскатанными кусочками теста из джугарной муки (сорго), сваренного в мясном бульоне.
Кроме традиционной кухни, в устахоне можно увидеть, как местные ремесленники изготавливают традиционные каракалпакские юрты. Юрта имеет большое символическое значение. Она представляет не только жилище, но и место, где семья может собраться вместе, это мощная опора и надежная защита для кочевников.
У каракалпаков было несколько разновидностей юрт: обычная юрта кара-уй, покрывалась темным войлоком, и праздничная юрта отау-уй, покрывалась светлым войлоком.
В летнее время юрты ставились рядом с водоемами и арыками в тени деревьев. Чтобы обеспечить прохладу, войлок частично открывали, создавая воздушный коридор. Зимой, когда глинобитные дома были холодными, юрта устанавливалась рядом с огнем в крытом дворе. В настоящее время традиционная каракалпакская юрта используется только летом.
И это лишь малая часть того, ради чего стоит поехать в эти края. Помимо вышеперечисленного есть древние крепости, как Аяз-кала. По данным археологов крепость Аяз-кала относится ко II веку н.э. – периоду расцвета Кушанской империи. Она входила в систему пограничных крепостей, защищавших оазис со стороны пустыни, располагаясь цепочкой с востока на запад.
Все это лучше увидеть своими глазами и послушать истории от местных гидов, погрузиться в древний, или даже античный мир и узнать много интересных исторических фактов, которые, возможно вы не знали.
Мила Аксёнова
Комментарии