Живое дыхание жизни

Живое дыхание жизни

В Узбекистане повсеместно начали проводиться мероприятия, посвящённые предстоящему празднику «Навруз». В Ташкенте в Галерее национального искусства сегодня открылась выставка традиционной керамики, представленной самыми знаменитыми представителями основных школ и центров нашей страны.

Лучшие образцы творчества ведущих мастеров ХХ века, к счастью, сохранились в коллекции «Предприятия мастеров народного искусства «Устозода», которое любезно предоставило эти работы на праздничную выставку.
 
Сказать, что эти уникальные образцы удивляют и притягивают — явно мало: они вызывают чувство восхищения и преклонения перед их создателями. На выставке  выделены работы кудесников из Андижана и Гиждувана, Гурумсарая и Денау, Риштана и Ташкента, Ургута, Хорезма и Шахрисябза.
 
Как справедливо и образно высказалась на открытии выставки доктор искусствоведения Камола Акилова: «Каждый из центров — это своя легенда, это свой колорит, эта своя неповторимая плеяда выдающихся мастеров – керамистов». Такие же высокие эпитеты можно сказать и о каждом лягане, как живом воспроизводстве жизни, «дыхании» жизни, запечатлённой в тот или иной период  и в той или иной местности. Это и отражение жизни, и важнейший элемент культуры народа. Поэтому ремесло керамики — самое древнее, но, пожалуй,  и самое востребованное в современном Узбекистане.

В нашей стране и сейчас из керамики изготавливают большие ляганы и маленькие блюдца, пиалы для чая и косы для супов, вазы, чайники, горшки и расписные игрушки. Всеони, такие разнообразные по форме и очень удобные в употреблении, пользуются неизменным спросом и самого населения, и многочисленных гостей и туристов. Узбекские хозяйки говорят, что вода в глиняной посуде в сорокаградусную жару сохраняет прохладу и свежесть, а еда из такой посуды вкуснее. Кто бы стал спорить!? Плов и ляган, в котором подают это божественное блюдо — олицетворение и кулинарного искусства народа (кстати, как различны эти керамические изделия в разных областях республики, так же различны и виды плова — но все они прекрасны!), и душевной щедрости и гостеприимства людей, и их древней культуры и единения.
 
На выставке представлены образцы работ старых мастеров — керамистов Узбекистана  прошлого столетия, которые сумели поддержать великие многовековые традиции своих центров. Среди этих классиков декоративно-прикладного искусства такие великие имена, как Раимберды Матчанов, Максудали Турапов, Махмуд Рахимов. К ним можно прибавить Нумана Аблакулова  из Ургута,  Одилбека Матчанова из Хорезма, Мирзабахрома Абдувахобова из Андижана, Алишера Назирова из Риштана и многих других.  Имена этих гончаров — знак высочайшего качества узбекского народного искусства.
 
Традиционная поливная  керамика Узбекистана имеет две основные цветовые гаммы: сине-бело-зеленую (Риштан, Хорезм) и желто-зелено-коричневую (Гиждуван, Ургут, Андижан). Голубой оттенок глазури и блеск придает свинец, желтый цвет  дают олово, железо, сурьма. Эти компоненты  использовали в керамике со стародавних времен. Это цвета нашего края и именно в них находили источник вдохновения в прикладном искусстве художники Узбекистана. Работы великих мастеров стали частью наследия, которое продолжает жить, которое, несмотря на рыночные отношения,  сохраняется  и, безусловно, дойдёт до следующих грядущих поколений.
 
Ало Ходжаев, 
специально для Anhor.uz

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.