Открытое письмо инвесторов СЭЗ «Навои» и «Ангрен» с комментариями редакции

Открытое письмо инвесторов СЭЗ «Навои» и «Ангрен» с комментариями редакции
Центр «Стратегия развития» совместно со швейцарским фондом PeaceNexus в 2018 году провел полевые исследования в СЭЗ «Навои» и «Ангрен». Выяснилось, что многие иностранные инвесторы сожалеют, что вложили средства в свободные экономические зоны (СЭЗ) Узбекистана – таковы были результаты исследования. Ситуация за два года не улучшилась.
 
В редакцию Anhor.uz обратилась группа инвесторов СЭЗ «Ангрен» с коллективным обращением, которое ранее было адресовано в Генеральную прокуратуру Узбекистана, но осталось без ответа. Отсутствие коммуникации, предусмотренной рядом законов, подрывает доверие инвесторов к Узбекистану, как правовому государству. Ниже приводим текст коллективного обращения, направленного в Генеральную прокуратуру Республики Узбекистан и Конституционный суд Узбекистана, а также комментарий редакции Anhor.uz
 
Коллективное обращение участников СЭЗ «Ангрен»
 
20.08.2020 года, мы, нижеподписавшиеся участники СЭЗ «Ангрен» («Инвесторы») направили в ваш адрес коллективное обращение (номер обращение 49501-r/20, код обращения: a18fb1abc9), которое до настоящего времени остается без рассмотрения.
 
В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 26 октября 2016 года № УП-4853 (с внесенными изменениями согласно №УП-5719 от 15.05.2019), участники СЭЗ освобождаются от уплаты земельного налога, налога на прибыль, налога на имущество юридических лиц, а также таможенных платежей (кроме сборов за таможенное оформление) за оборудование, сырье, материалы и комплектующие изделия, завозимые для собственных производственных нужд, с целевым направлением высвобождаемых средств на создание новых, а также на модернизацию, реконструкцию и техническое, технологическое перевооружение, расширение действующих производств, строительство производственных зданий, приобретение сырья и материалов, необходимых для собственных производственных нужд.
 
В соответствии с частью второй статьи 218 Налогового кодекса, принятого Законом Республики Узбекистан от 25 декабря 2007 года №ЗРУ-136, высвобождавшиеся при этом суммы НДС принимались в зачет.
 
Законом Республики Узбекистан № ЗРУ-599 от 30 декабря 2019 года «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Узбекистан», была введена в действие новая редакция Налогового кодекса Республики Узбекистан, предусматривающая невозможность предоставления льгот по НДС на условиях целевого использования высвободившихся сумм в определенных целях. (ч.8 статьи 75 НК).
 
Одновременно с этим, согласно статьи 4 указанного Закона «льготы по налогам и другим обязательным платежам, предусмотренные актами налогового законодательства, в том числе решениями Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров Республики Узбекистан, принятыми до 1 января 2020 года, действуют до истечения срока их действия
 
Также, Законом Республики Узбекистан от 17 февраля 2020 года № ЗРУ-604 «О специальных экономических зонах» установлено, что за участниками свободных экономических зон, зарегистрированными дирекциями СЭЗ до вступления в силу данного Закона и реализующими инвестиционные проекты на территории СЭЗ, сохраняются предусмотренные законодательством льготы и преференции до истечения срока их предоставления (статья 48 Закона).
 
Кроме того, Постановлением Президента Республики Узбекистан за №ПП-3356 от 25 октября 2017 года, определено, что «при изменении налогового законодательства участники свободных экономических зон вправе применять нормы и положения по уплате налогов и других обязательных платежей, действовавшие на дату их регистрации, за исключением норм и положений актов, регламентирующих налогообложение подакцизных товаров».
 
Указом Президента № УП-6011 от 19 июня 2020 года, в Указ Президента Республики Узбекистан от 26 октября 2016 года № УП-4853 были внесены изменения, вступающие в силу с 1 октября 2020 года, в соответствии с которыми пункт третий указанного нормативного документа в корне изменил свою редакцию и об освобождении от уплаты НДС с последующим целевым использованием сумм речь уже не идет.
 
При этом, в соответствии с пунктом 3 Указа Президента Республики Узбекистан от 13 апреля 2012 года №УП-4436, установлено, что в течение срока функционирования СЭЗ «Ангрен» на ее территории действуют особый налоговый режим и таможенные льготы и в отношении хозяйствующих субъектов, зарегистрированных в СЭЗ «Ангрен», не применяются акты налогового законодательства Республики Узбекистан, ухудшающие положение налогоплательщиков, за исключением актов, регламентирующих налогообложение подакцизных товаров.
 
Однако, налоговые и финансовые органы на наш взгляд не совсем правильно трактуют вносимые в законодательство изменения и их применение на практике.
 
Учитывая, что статьёй 15 Конституции, а также статьёй 7 Закона Республики Узбекистан «О нормативно–правовых актах» (новая редакция) предусмотрено безусловное верховенство Конституции и Законов Республики Узбекистан.
 
Помимо этого, статьёй 10 Закона Республики Узбекистан «О нормативно–правовых актах» (новая редакция), предусмотрено, что «Президент Республики Узбекистан на основе и во исполнение Конституции и законов Республики Узбекистан принимает нормативно-правовые акты в виде указов и постановлений».
 
Принимая во внимание приведённые выше документы, а также то обстоятельство, что согласно ныне действующей редакции УП-4853 от 26.10.2016 г. предприятия ежедневно несут дополнительные расходы, не имеют единого восприятия норм действующего законодательства и вынуждены, в целях обеспечения защиты законных прав и интересов обратиться в Генеральную Прокуратуру, руководствуясь изложенным, просим вас, на основании ст.ст. 4, 23, 25 Закона Республики Узбекистан «О Конституционном суде», инициировать обращение в Конституционный суд Республики Узбекистан с последующим уведомлением нас, как заявителей, об ответах Конституционного суда на вопросы, изложенные ниже:

1. Дать правовое толкование абзацу второму статьи 42 Закона Республики Узбекистан «О специальных экономических зонах» от 17 февраля 2020 года, и определить распространяется ли данная норма Закона на участников специальной экономической зоны при изменении налогового законодательства и вправе ли они применять в течение срока действия льгот, но не более десяти лет, нормы и положения по уплате налогов, сборов и других платежей (в частности земельного налога, налога на прибыль, налога на имущество юридических лиц, а также таможенных платежей (кроме сборов за таможенное оформление) за оборудование, сырье, материалы и комплектующие изделия, завозимые для собственных производственных нужд, с целевым направлением высвобождаемых средств на создание новых, а также на модернизацию, реконструкцию и техническое, технологическое перевооружение, расширение действующих производств, строительство производственных зданий, приобретение сырья и материалов, необходимых для собственных производственных нужд), действовавшие на дату их включения в Реестр участников специальной экономической зоны, предусмотренные абзацем третьим пункта 3 Указа Президента Республики Узбекистан от 26 октября 2016 года N УП-4853 «О дополнительных мерах по активизации и расширению деятельности свободных экономических зон»;
 
2. Дать правовое толкование абзацу второму статьи 48 Закона Республики Узбекистан «О специальных экономических зонах» от 17 февраля 2020 года, и определить сохраняются ли предусмотренные законодательством льготы и преференции, предусмотренные абзацем третьим пункта 3 Указа Президента Республики Узбекистан от 26 октября 2016 года N УП-4853 «О дополнительных мерах по активизации и расширению деятельности свободных экономических зон» до истечения срока их предоставления на участников свободных экономических зон, зарегистрированных дирекциями свободных экономических зон до вступления в силу данного Закона и реализующими инвестиционные проекты на территории свободных экономических зон в соответствии с инвестиционными соглашениями;

3. Дать правовое толкование на предмет правомочности участников СЭЗ, зарегистрированных до введения в силу Налогового кодекса в редакции 2020 года, принимать к зачету суммы НДС, в случае, если по импортированным товарам предоставлена льгота в виде освобождения от уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость, с условием направления высвободившихся средств на определенные цели.
 
В рамках настоящего обращения, просим от лица Инвесторов СЭЗ «Ангрен оказать содействие в защите законных прав и интересов участников свободных экономических зон, зарегистрированных дирекциями свободных экономических зон до вступления в силу Закона Республики Узбекистан «О специальных экономических зонах» от 17 февраля 2020 года и реализующими инвестиционные проекты на территории свободных экономических зон предусмотренные нормативно-правовыми актами Республики Узбекистан.

Группа инвесторов.

 

Комментарий редакции

Создание специальных экономических или иных зон, где применяются налоговые, таможенные и другие экономические преференции на основе специального законодательства было идеей-фикс многих государств. Казалось, если государство законодательно будет гарантировать инвесторам (особенно иностранным) особые индульгенции и способ правоприменения на определенной географической территории, то этого будет достаточно, чтобы инвесторы вложили свои капиталы именно сюда. По этой логике решил действовать и Узбекистан.
 
Однако, поскольку практически, во всех, без исключения, развивающихся странах создавались, так называемые, «свободные зоны» наметилась даже некая конкуренция между странами по убеждению инвестора исключительностью собственных «льгот и преференций».
 
В итоге пропала главная составляющая приманки –исключительность, поскольку все страны стали предлагать разнообразные пакеты льгот и условий для привлечения инвестиций. А капитал, как плыл в те страны, где есть стабильное и уважаемое законодательство, устоявшиеся традиции предпринимательства, так и плывет именно в этом направлении.
 
Текущий 2020 год для инвесторов Узбекистана, ознаменовал себя началом нового этапа налогового реформирования и первым вестником стало принятие налогового кодекса в новой редакции, где значительно упразднились предоставляемые льготы и преференции, а также упразднена возможность зачета НДС участниками СЭЗ, использующих льготы по импорту комплектующих деталей и оборудования для осуществления производства.
 
Следующим «ударом» стал Указ Президента Республики Узбекистан УП-6011 от 19. 06.2020 года «Об отмене отдельных налоговых и таможенных льгот», согласно которому, была отменена льгота по налогу на прибыль. И, несмотря на предоставление «взамен» льгот по налогу на имущество, экономическая выгода создания, развития производства в Узбекистане, с учетом того, что как правило СЭЗ находятся в отдаленных регионах — разом утратила свой смысл.
 
Свободная экономическая зона «Ангрен» (далее — СЭЗ «Ангрен») была создана в Ташкентской области в апреле 2012 года. Несмотря на существование СЭЗ «Ангрен» уже в течение восьми лет, обращение её участников в Генеральную прокуратуру демонстрирует, что специальное законодательство в СЭЗ «Ангрен» трактуется налоговыми органами достаточно своеобразно и однобоко.
 
Обратим внимание на несколько важных моментов:

  • Все специальные экономические зоны (ранее «свободные экономические зоны») были созданы на основе законов Республики Узбекистан, которые являлись специализированными законодательными актами, т.е. актами, имеющими более высокий правовой статус относительно общих актов законодательства. Иными словами, если в стране принимаются другие законы и законодательные нормы, касающиеся деятельности специальных экономических зон, то они действительны только в той части, которая не противоречит специально принятому законодательному акту.
  • Несмотря на ясность всех положений указов президента о введении в действие положений нового Налогового Кодекса, Государственным налоговым комитетом допускается двойственное толкование положений НК Узбекистана и Указа о введении его в действие (как это указано в обращении).
  • Принципиально, что изменение приоритетов государства не должно негативно отражаться на тех инвесторах, которые инвестировали средства и время, поверив законодательным гарантиям государства.
С момента принятия решения о создании СЭЗ «Ангрен» в ней созданы несколько сотен предприятий и охвачены работой тысячи людей. Именно это является самым главным фактором, чтобы относиться к этому «Обращению участников СЭЗ «Ангрен» с должным уважением.
 
В текущей налоговой среде, инвесторы СЭЗ находятся в растерянности, так как возникают острые разногласия между налоговыми органами и предприятиями: одни требуют уплатить налоги, другие считают, что имеют право на обещанные льготы и преференции.

При этом, можно легко понять и аргументы инвесторов, которые надеялись на долгосрочный характер основных льгот по налогу (особенно в части порядка зачета сумм льготного НДС), ведь фактически действие льготы по зачету сумм НДС продлилось менее 7 месяцев, а с учетом применения этих льгот были разработаны ТЭО проектов, подтверждены бюджеты, оформлены кредиты. И, кредиторы в любом случае будут требовать возврата средств и процентов по ним в полном объеме.
 
Можно по-разному относиться к деятельности свободных экономических зон. Найдутся и те, кто скажут, что в СЭЗ идут инвесторы, которые не могут конкурировать в нормальной экономической среде, что, мол “так им и надо”. Однако, несомненно одно — если страна законодательно установила что-то, чтобы привлечь инвесторов, то она должна уважать и обеспечивать применение собственных законов.

С другой стороны, СЭЗы позволили пусть в относительно незначительных объемах, но привлечь инвестиции, производственные технологии и ноу-хау, квалифицированных иностранных специалистов, способных обучить местных работников. Кроме того развивается производственная кооперация с местными производителями и потребителями.
 
В заключении отметим, что гарантии инвесторам в СЭЗ закреплены: законом «О специальных экономических зонах» № ЗРУ-604 от 17.02.2020, согласно которому, за участниками СЭЗ, зарегистрированными и реализующими проекты утвержденных ТЭО — сохраняются предусмотренные законодательством льготы и преференции до истечения срока их предоставления (ст. 48 Закона);

Постановлением Президента № ПП-3356 от 25.10.2017 года, где определяется, что при изменении налогового законодательства участники свободных экономических зон вправе применять нормы и положения по уплате налогов и других обязательных платежей, действовавшие на дату их регистрации, за исключением норм и положений актов, регламентирующих налогообложение подакцизных товаров.

Эти положения законодателя закрепило более ранние нормы, изложенные в Указе Президента №УП-4436 от13 апреля 2012 года (п.3), согласно которым в течение срока функционирования СЭЗ «Ангрен» на ее территории действует особый налоговый режим и таможенные льготы. В отношение предприятий, зарегистрированных в СЭЗ не применяются акты налогового законодательства Республики Узбекистан, ухудшающие положение налогоплательщиков.
 
Поэтому при несоблюдении изданных норм со стороны государства, как было подчеркнуто в начале статьи, капитал, как плыл в те страны, где есть стабильное законодательство, устоявшиеся традиции предпринимательства, так и плывет именно в этом направлении.
 
Надеемся, что юридическая сторона вопроса в данном случае ясна и требует лишь уточнения для компетентных органов, способных внести ясность в сложившейся ситуации.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.