Об идее декларации имущества государственными чиновниками

Об идее декларации имущества государственными чиновниками
«С плохими законами и хорошими чиновниками вполне можно править страной.
Но если чиновники плохи, не помогут и самые лучшие законы»
Отто фон Бисмарк

 

Директор Агентства по борьбе с коррупцией Акмал Бурхонов 6 октября опубликовал свои комментарии по поводу внедрения системы декларирования доходов и имущества всеми государственными чиновниками от президента до рядового сотрудника, и подчеркнул, что такая система декларации имущества должна внедряться поэтапно и начинаться с верхнего уровня власти, а не с низов. Поскольку, по его мнению, данный шаг требует создания «целой системы», то на это потребуется, возможно, до 5 лет.

Это заявление руководителя Агентства вызвало активное обсуждение давно назревшего вопроса, и основным вопросом населения был один — «а зачем так долго — 5 лет»? Почему не пять недель, не пять месяцев, не год, в конце концов? Тем более, что в соответствии с Налоговым Кодексом обязательная декларация доходов всеми гражданами, имеющими более одного источника доходов, введена давно. Мы попытались разобраться в возможных трудностях декларирования имущества чиновниками (что, в конечном итоге потребует декларацию всех доходов тоже) и членами их семей.

Первая но, возможно не самая главная трудность внедрения системы декларации имущества чиновниками заключается в том, что чиновники играют ключевую роль в управлении страной. И любая инициатива, бросающая тень на авторитет и социально-экономическое положение чиновника будет ими же блокироваться до последнего.

Надо признать очевидное: без «социально-экономического и политического контракта» (читай – согласия) между управляющей элитой (кланом) с одной стороны, и чиновниками, прежде всего, силового, правоохранительного блока, — с другой стороны, никакой государственный строй не продержится и трех дней.

Некому будет охранять дворцы, имущество и интересы, обеспечить соблюдение законов, защищающих интересы и имущество правящей элиты, не говоря об интересах народа. Недавние события в Беларуси и события, которые развернулись в Кыргызстане это ясно показали. В Беларуси правящая власть удержалась только потому, что силовики, государственные чиновники, пусть даже с некоторыми колебаниями, но в большинстве своем остались верными режиму. А в Кыргызстане — наоборот, отсутствие консенсуса и вышесказанного контракта привело к тому, что толпа за 2 дня смела власть, установив анархию в стране.

Все революции последних лет в Кыргызстане с точки зрения политэкономии показывают, что претендующие на государственную власть кланы не имеют принципиальных позиций, объединяющих их вокруг какой-то концепции, идеи, и, соответственно, представители силовых структур, способные защищать эту концепцию и идеи, тоже не могут прийти к согласию с ними. Возникают неустойчивые, временные союзы. Это будет продолжаться, пока не появится личность, которая объединит вокруг себя силовиков, военных, способных гарантировать ее (личности) власть, в обмен на собственные материальные и иные блага. Здесь вопросы выработки и внедрения систем правоохранения, правоприменения, взаимного сдерживания, выработки баланса сил и соблюдения договоренностей на обозримое будущее принципиально важны. Для подобных обществ, где ещё не установилась твердая система демократического права и цивилизованные механизмы, которые принуждают неукоснительно соблюдать баланс интересов применима формула, предложенная президентом Мексики Плутарко Элиас Кальес (1924—1928 гг.): «Всю поддержку и понимание — моим друзьям, всю тяжесть закона — моим врагам» (Todo el apoyo y la comprensión a mis amigos y todo el peso de la ley a mis enemigos).

Прозрачная система декларирования имущества чиновниками, введенная ускоренными темпами, разрушит не писанные законы соблюдения интересов правящей элиты, поскольку сделает очевидным, кто живет по средствам, а кто – нет. Очевидно, что первых среди чиновников высшего звена окажется очень мало. Именно поэтому недовольных будет очень много. Ведь с этими недовольными, чьё обретенные не на государственную заработную плату имущества станут достоянием общества, надо будет что-то делать: увольнять, возбуждать уголовные дела, в крайних случаях, — отбирать имущество…

И здесь мы подходим ко второй существенной причине, почему требуется так много времени на поэтапную выработку и внедрение системы: чтобы те, кто получили непомерное имущество, находясь на государственной службе, успели свыкнуться с мыслью о неизбежности декларирования имущества со всеми вытекающими последствиями или успели перепрятать это имущество от зоркого глаза Закона. Время необходимо на поиск лояльных людей, на которых можно переписать это имущество с гарантией его возвратности. Иначе вполне вероятен взрыв недовольства и провокация гражданского неповиновения, поскольку немало тех, кто не хочет отдать свое «кровное имущество», даже если оно нажито незаконным путем.

Так что, вопрос «умиротворения элиты, обладающей имуществом», требует разработки ряда законов, касающихся форм владения и управления имуществом, которые бы позволили формально изменить владельца имущества при сохранении его реального имущественно-распорядительного права. Возможно, этим объясняются предложение поэтапного внедрения системы декларирования имущества, имитация борьбы с коррупцией, казнокрадством государственными структурами теми же государственными чиновниками.

Третья существенная причина в том, что государство не обеспечивает своим служащим заработную плату, которая гарантировала бы иметь квартиру, машину, минимальные сбережения, обеспечивающие комфортную жизнь, финансирование образования детей, возможность различных путешествий и прочего, хотя бы к 40 годам, работая в государственной службе 10-15 лет. То есть, нравится нам или нет, пока государственная служба не будет гарантировать la Dolce Vita для служителей в обозримом будущем, общество будет вынуждено «терпеть компенсацию ущерба» путем коррупции, казнокрадства, злоупотребления властью. Возможно это самая главная причина невозможности декларирования имущества государственными чиновниками, ведь сегодня в глазах многих случайных чиновников именно власть и дает возможности коррупции, воровства, чтобы иметь некие материальные возможности к среднему возрасту.

И последнее. Пора осознать, что разработка и наличие хороших законов недостаточно для процветания государства. До тех пор пока само общество в большинстве своем не готово действовать строго в рамках закона, и считает нормой попытку обойти его, выгадывая для себя блага, оно не сможет заставить элиту, государственных служащих исполнять закон. Ведь коррумпированный чиновник – тот же вчерашний член общества, который перестал по известным ему причинам уважать закон.

Все изложенное является частным мнением и нисколько не направлено на то, чтобы оправдать бесконечные отсрочки внедрения системы декларирования имущества государственными чиновниками.

При наличии твердой политической воли и определенного консенсуса в обществе, все указанные факторы и преграды легко преодолимы, если подойти к ним с пониманием их сути и глубинных причинно-следственных связей. А пока же, мы все слушаем умные речи о важности поэтапного подхода к решению задачи, где ни сами этапы, ни их суть не обозначены, кроме красивых пожеланий красиво названного Агентства.

Абдулла Абдукадиров, Экономический обозреватель Anhor.uz

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.