KNAUF : «Мы были готовы к вызовам кризиса»

2020 год стал серьезным вызовом для строительной отрасли. Не всем удалось без больших ущербов удержаться на рынке и адаптироваться под новые условия. Компания KNAUF в числе тех, кому удалось сохранить баланс и пойти дальше несмотря на новые вызовы. 
 
KNAUF вошел в молодой, но динамично развивающийся строительный рынок Узбекистана в 2003 году. За эти годы компания провела большую работу в производстве современных строительных смесей и комплектных систем, а также проявила себя социально-ответственным производителем. И сегодня KNAUF занимает одну из ведущих позиций на рынке сухого строительства. В интервью Anhor.uz генеральный директор группы предприятий KNAUF Дмитрий Дерипалко подвел итоги 2020 года, рассказал о том какие изменения произошли на рынке и как строительная отрасль адаптировалась к новым реалиям.  


 
– Уходящий год выдался сложным и для строительного сектора. Что позволило компании KNAUF сохранять баланс и двигаться дальше?
 
– Действительно, 2020 год выдался непростым, перед нами встало много негативных факторов, на которые мы никак не могли повлиять, но отчасти мы были готовы к вызовам кризиса. В частности, в вопросе диджитализации. В свое время наша команда внедрила SAP на всех предприятиях KNAUF в Узбекистане, эта программа позволяет повысить производительность труда сотрудников, автоматизировать многие рутинные операции, повысить качество планирования закупок, производства и продаж. Ряд местных компаний только-только начали использовать SAP, а мы работаем с этой программой почти 10 лет.
 
Переход на удаленный график работы дал мощный импульс роста в сфере углубления цифровизации производства KNAUF. В этом направлении даже в условиях ограничений на личные контакты между сотрудниками и партнерами качественное оказание услуг не ухудшилось. Столкнувшись с вызовами пандемии, мы еще раз убедились в том, насколько важно иметь систему управления рисками, в которой продуманы ключевые действия и внедрены технологии, обеспечивающие функционирование основных процессов компании в кризисной ситуации. К сожалению, не все фирмы Узбекистана смогли без ущербов адаптироваться под новые условия. Причина – цифровые технологии слабо внедрены в бизнес среде.

Пандемия спровоцировала положительные перемены в этом направлении и, наконец, в стране заработали электронные счет-фактуры, появилась возможность обращаться в госорганы через личный кабинет, но все эти процессы нужно «докрутить», чтобы они работали бесперебойно и повсеместно.

Мы надеемся, что в ближайшее время рынок нашей страны перейдет на массовое использование цифровых технологий, иначе не получится развивать и двигать отрасль вперед. Сегодня конкурентоспособность производств во многом определяется уровнем ее информатизации, и драйверами роста являются, в том числе, использование высоких технологий. Пандемия продемонстрировала участникам рынка, что повышать уровень диджитализации — это требование времени и точка роста для появления новых высокотехнологичных предприятий.
 
– Вы несколько раз упомянули о диджитализации. На общемировом уровне, в условиях глобализации трудно представить экономику без цифровизации. Как стандарты и протоколы KNAUF совмещаются с национальной системой документооборота?

Сейчас правительством особое внимание уделяется цифровизации во всех отраслях экономики. Это намного упрощает документооборот и экономит время для бизнеса. Но существуют некоторые несоответствия и проблемы в сфере финансовой отчетности.

К примеру, есть моменты, когда нововведения вносятся в слишком короткий срок, а в некоторых случаях, даже без вступивших в силу оснований.

Так, к примеру, при заполнении электронных фактур платформами было внесено поле «Единый электронный национальный каталог товаров (услуг)», но на сегодняшний день в постановление Кабинета министров от 14.08.2020 г. за N 489 не внесены изменения. Не говоря о том, что каждое изменение формализованных документов для бухгалтерского учета ведет за собой изменения в учетных системах предприятия, что в свою очередь отнимает время и средства для интеграции доработанных документов в учетные системы. Почему нельзя вносить изменения в электронные документы после официального внесения изменений в положения и дать время на интеграцию, например 3 месяца?

Еще одна проблема связанная с выставлением счет-фактур, согласно вышеуказанного постановления КМ, фактуру можно выставлять до 10 числа по истечению календарного месяца, но технически на этих электронных платформах, где оформляются счет-фактуры таких ограничений нет и поставщик может выставлять фактуру за прошлый месяц после 10-го числа в разрез с постановления КМ.

Почему до сих пор не ввели электронное блокирование фактур после 10 числа месяца, следующего за отчетным месяцем, непонятно.

На мой взгляд, необходимо уделить внимание самим электронным платформам, их продуктам, в части интегрирования между платформами для обмена файлов (подтверждающие документы для фактур). Так же обратить внимание на внедрение управленческих функционалов, таких как согласование фактур внутри предприятия, которые в некоторых платформах есть, но пока недоступны вот уже почти один год. Решение этих инструментов в свою очередь приведет к углублению цифровизации электронного документооборота, экономию времени, средств и соответственно принятия своевременных управленческих решений на базе отчетов, составленных на более ранних стадиях и конечно к более ранним взаиморасчетам с партнерами и бюджетом. Все же понимают, что своевременность важна не только контролирующим органам, но и самому бизнесу, который должен вносить корректировки в свои действия, опираясь на данные истекшего периода.
 
– Усложнилась ли коммуникация с партнерами?
 
– Конечно, нельзя сказать, что рабочий процесс шел гладко. Первые два месяца после объявления карантина мы испытывали определенные трудности. Многие поставщики и партнеры не привыкли работать онлайн и возникали сбои. Например, мы не могли вовремя получить счет-фактуры от газоснабжающих предприятий. Компания достаточно терпеливо подошла к этой проблемы и смогла убедить партнеров в необходимости использования современных инструментов коммуникации.
 
Если говорить о производственной части, то еще в начале 2020 года, то есть до объявления карантина, мы ввели противоэпидемические мероприятия. Как только мы стали получать от наших коллег в Европе информацию о распространении коронавируса за пределами Китая и серьезности угрозы, с которой столкнется в скором времени каждая страна, мы незамедлительно приняли меры для предотвращения распространения инфекции в производстве. Наши сотрудники проявили высокий уровень ответственности и дисциплинированности, что позволило нам избежать вспышку COVID-19 на производстве.

Правда, в апреле производство простаивало около трех недель. Мы не могли доставить сотрудников на предприятие, поскольку требовался специальный пропуск, формат которого менялся ежедневно. Мы были вынуждены постоянно обращаться в администрацию города, области, чтобы решить эту проблему, поскольку не было координации между государственными структурами, несмотря на принятые единые правила игры.
  
– Пришло время энергосбережения, имеется масса программ по данной теме. Какие шаги предпринимает ваша компания в этом вопросе?
 
Любой нормальный производитель обязан думать об экономии энергоресурсов, такова жизнь, себестоимость – королева любого бизнеса. Тем более, что предприятия стройматериалов уже три года приобретают газ дороже, чем он обходится предприятиям у ближайших соседей (я говорю про страны имеющие собственную добычу) – в Казахстане и России. Да и другие отрасли нашей экономики получают газ по более щадящим ценам.
Именно поэтому любое наше производство изначально проектируется и строится с ориентиром на рациональное потребление энергии. С прицелом на то, что несколько следующих десятилетий наши системы управления будут «чемпионскими». Только такой подход позволяет нам оставаться конкурентными внутри страны и экспортировать часть продукции.
 
Для достижения реального эффекта экономии в масштабах государства необходимо и далее переводить в цифру всех поставщиков и потребителей энергии. Надо увеличивать число специалистов в этой отрасли.

– С какими результатами KNAUF завершает уходящий год?
 
– Мы планировали, что рост производства по итогу 2020 года составит 5% по сравнению с прошлым годом. Но пандемия внесла свои правки. Очевидно, что год закончим практически с такими же показателями, как в 2019 году – 38 миллионов м2 КНАУФ – листов и 100 тысяч тонн гипсовых смесей. Надо отметить, что не смотря на ситуацию с пандемией, мы предложили в текущем году нашим клиентам новый продукт – модульное жилье.
 
– Какой сценарий развития строительной индустрии наиболее вероятен в 2021 году? И какие планы у KNAUF в наступающем году? 
 
– Думаю, что производство в отрасли вернется к темпам 2019 года с небольшим ростом. Это будет твердое восстановление объемов, упущенных в 2020 году. Надо заметить, что у строительного сектора были хорошие показатели в 2019 году, поэтому возвращение к прежним темпам — это хороший признак стабилизации с точкой для роста в 2022 году.
 
Что касается наших планов, то мы продолжим строительство предприятия по производству гипсокартонных КНАУФ-листов в Ферганской области, которое было начато в 2019 году. В 2020 году строительство было заморожено на полгода из-за того, что некоторые поставщики оборудования и услуг были парализованы карантинными ограничениями. Тем не менее, решение об инвестировании в строительство предприятия остается в силе. По нашим прогнозам, уже к концу 2021 года наши клиенты получат дополнительно около 17 млн кв. м. качественного гипсокартона от ферганского предприятия KNAUF. Что касается заводов в Бухарcкой области, то в наступающем году мы сможем увеличить объемы производства сухих смесей в два раза в сравнении с 2020 годом. В целом, мы продолжим развивать производство и поддерживать социально значимые проекты.
 
– Компания KNAUF на протяжении последних лет активно работала в области обучения будущих специалистов в сфере строительства. Были внедрены новые предметы и учебники по сухому строительству в колледжах и вузах Узбекистана. Продолжается ли работа в этом направлении?
 
– Мы продолжаем поддерживать в материально-техническом плане профильные учебные заведения. В этом плане пандемия никак не сказалась на нашей работе, но, что касается учебного процесса, то мы были вынуждены трансформировать программу, то есть перейти на онлайн формат. Для того, чтобы в этот период избежать лишних контактов и не подвергать сотрудников и учащихся риску заболеть, мы временно приостановили офлайн курсы в учебных центрах, расположенных в Ташкенте и Бухаре, где мастера бесплатно обучались технологиям сухого строительства и навыкам штукатурного дела.

Важно подчеркнуть, что у нас нет цели массово готовить специалистов. Куда важнее то, что на строительных объектах появляются профессионалы, которые хорошо знакомы с методами сухого строительства, владеют высоким уровнем навыков и выполненная ими работа будет сделана просто качественно.  
 
KNAUF является главным опекуном и спонсором заповедника «Джейран» в Бухарской области. Вы продолжаете помогать в сохранении и популяции животных?
 
– Да, мы продолжаем их поддерживать, поскольку вопрос покупки корма неумолимо встает перед питомником каждый год. Природных кормов хватаем не на весь год и подкармливать животных помогает помощь неравнодушных. Именно поэтому мы сотрудничаем с питомником и поддерживаем «Клуб друзей питомника» – сообщество из неравнодушных компаний, благотворительная помощь которых пойдет на покупку корма животным. В течение этого года несколько государственных структур присоединились к Клубу. Однако бизнес структуры пока не сильно активны и не проявляют свою заинтересованность в сохранении популяции редких видов животных. Заповедник «Джейран» — это уникальное место и нельзя оставить его без нашей с вами поддержки. Адресную помощь в этом направлении KNAUF продолжила и в Ташкенте: мы оказали финансовую помощь Приюту для бездомных животных «Хает-жизнь» и взяли их под свою опеку до весны.
 
Беседовала Элина Рустамова 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.