Кто контролирует эффективность государственных средств, взятых в долг

По состоянию на 1 октября 2020 года совокупный внешний долг Узбекистана составил 28 833,8 млн долларов. Из этой суммы 18537,7 млн долларов приходится на государственный долг, и 10296,1 млн долларов США – это долг частных компаний, в числе которых государственные предприятия и государственные коммерческие банки (за минусом суммы Евробонда страны в размере 1 млрд долларов США, переведенных на балансы государственных коммерческих банков). Таковы данные  Центрального банка Республики Узбекистан.

За 1 год – с 1 октября 2019 государственный долг вырос на 4942,1 млн долларов США или на 36,35%. Таких темпов роста размера внешнего государственного долга страна не знала никогда.

А воз и ныне там

13 июня 2020 года в ходе международного Круглого стола большинство международных экспертов выражали уверенность, что совокупный размер внешнего долга, относительно показателей валового внутреннего продукта Узбекистана и экспортного потенциала страны, не представляет собой большую угрозу. Внешне это так и выглядит: соотношение внешнего государственного долга к ВВП сейчас на уровне 32,8%. Однако относительно текущего экспортного потенциала страны (почти 11 млрд долларов США за 9 месяцев 2020 года), объем внешнего долга уже составляет 169%.

Министерство финансов пытвается демонстрировать спокойствие и контроль за ситуацией. Затраты на обслуживание внешнего долга составляют 6,14% от объема экспорта страны. Иными словами, если предположить, что текущие валютные поступления страны будут направляться исключительно на обслуживание внешнего долга, то через 1,6 лет страна выплатит долги полностью.

В ходе круглого стола узбекистанские эксперты, в том числе автор этих строк, отмечали, что более важное значение имеет фактор эффективности использования внешних заимствований. Отсутствие понятной и прозрачной экономической программы развития Узбекистана на ближайшие 5-10 лет ставит под сомнение логичность и целевую ориентированность получения международных кредитов.

Прошло шесть месяцев, а воз и ныне там, с гораздо более погрязшими в болото долгов колесами.

Пугают не столько взрывные темпы роста внешнего государственного долга, сколько отсутствие прозрачной картины эффективности вложения заимствованных средств. И здесь речь должна идти не только о государственных заимствованиях, но и о заимствованиях, якобы, частных компаний — государственных корпораций-монополистов, таких как АО «Узбекнефтегаз», АО «Узтрансгаз», АО «Узбекистан Хаво Йуллари», Навоийский и Алмалыкский ГМК и другие. Для сведения скажем, что все эти монополисты являются операторами и распорядителями государственной собственности в виде месторождений полезных ископаемых, добываемого нефти и газа, а также транспортных средств, купленных на государственные деньги.

Долги государственных корпораций

Министерство финансов делает вид, что долги вышеназванных государственных корпораций не касаются государственных интересов и по ним несут ответственность руководители этих госкорпораций. Руководители же госкорпораций ведут себя так, будто это их частная собственность, и они могут закладывать любые государственные активы в виде залога под кредиты иностранных коммерческих банков, особо не оглядываясь по сторонам, не согласовывая вопросы с другими ведомствами.

Вызывает тревогу, что пока нет прозрачных отчетов этих госкорпораций по использованию кредитных средств и по их залоговому обеспечению. Все эти долги коммерческие, а значит, риски кредиторов должны быть каким-то образом защищены. Полагаю, что в залоге находятся государственные активы, т.е. то, что куплено или построено за счет государства.

Вызывает недоумение, что Министерство финансов, имея в своем подчинении Агентство по управлению государственными активами, ни разу не опубликовало его отчет о работе за прошедшее время.

По итогам 3 квартала 2020 года из общей суммы роста государственного долга 2,7 млрд долларов США было привлечено в отрасль нефти и газа (это 14,7% от общего объема государственных заимствований за это период), 2,6 млрд долларов США привлечено для развития отраслей электроэнергетики (13,8% заимствований), 2,3 млрд долларов США (12,6%) привлечено для развития отраслей транспорта и транспортной инфраструктуры,  2,0 млрд. долларов США (10,5%) привлечены для отраслей коммунального и жилищно-бытового хозяйства.

Все эти цифры отражают лишь государственные заимствования для развития этих отраслей, однако, не включают их собственные прямые заимствования под залог государственных активов.

Кто же отвечает за эффективность использования привлеченных средств

В отчетах Министерства финансов экспертное сообщество не может найти конкретных результатов по итогам таких колоссальных кредитных средств. Если результатом является отсутствие природного газа и электричества, из-за чего население стало перекрывать трассы, полагаем пора бы соответствующим органам строго спросить за такое использование средств.

Никто не понял о каком «заговоре» против отраслей энергетики говорил министр энергетики в своем знаменитом интервью изданию Alter Ego, ударившись в конспирологию. Судя по объему инвестиций и фактическим результатам отрасли, если и есть «заговор», то он задуман не против отраслей экономики Узбекистана

И еще, полагаю, что приведенная статистика Министерства финансов и Госкомстата не совсем точна. Этим органам следует рассматривать и учитывать весь прирост внешнего долга страны, не разделяя на государственный и частный, поскольку весь прирост частного заимствования происходит по инициативе государственных корпораций, которые ставят в залог государственные земли, полезные ископаемые и другие активы государства.

Министерство финансов, как правило, остается в стороне от установления ключевых показателей эффективности (KPI) по каждому привлекаемому доллару на проекты, финансируемые за счет государственного долга и за счет кредитов государственным корпорациям. Именно это, вкупе с бездарным учетом государственных активов, контроля отдачи по ним, порождает широкое поле для коррупции в этих отраслях.

Таким образом, на каждого гражданина страны, включая новорожденного, по состоянию на 1 октября 2020 года приходится в среднем 850,42 долларов США внешнего долга страны. А с учетом ежегодных затрат на обслуживание (проценты и комиссии) — чуть менее 900 долларов США на каждого гражданина Республики Узбекистан.
 
Абдулла Абдукадиров
Экономический обозреватель Anhor.uz

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.