Еще раз об автопроме и о компетенции некоторых депутатов
Поводом для этого материала стало недавнее заявление депутата Алишера Кадырова о том, что автопром — отрасль, которая делает страны сильнее и экономически, и политически, и интеллектуально. «Сильные государства не зря поддерживают эту отрасль и в кризисные времена. К примеру, Россия даже во время самого сложного экономического кризиса не закрыла АвтоВАЗ. Кому надо — тот поймёт. Те «патриоты», считающие, что в Узбекистане нужно уничтожить автопром и наладить импорт автомобилей из-за рубежа, наверное, не разбираются не только в политике, но и в экономике».
Считаю такое заявление вызовом, поэтому вижу своим долгом изложить личную точку зрения. Возражая А.Кадырову, скажу: автопром Узбекистана делает нашу страну слабее и экономически, и политически, и интеллектуально.
Экономическая слабость страны, вызванная особым положением и действиями Узавтопрома проявляется в следующих факторах:
Во-первых, АО «Узавтомоторс», который объединяет более 20 предприятий отрасли, уже давно является одним из главных пожирателей золотовалютных резервов (ЗВР) страны, которые аккумулировались, в том числе, за счет экспорта продукции других отраслей экономики, продажи золота и иных природных ресурсов страны.
Так, по итогам 2020 года при объеме экспорта отрасли равном 0,22 млрд долларам США, она потратила на свои импортные нужды 2,34 млрд долларов США. Страна субсидирует валютные аппетиты отрасли уже на протяжении многих лет. И если бы Центральный банк каждый квартал публиковал сведения о самых крупных 20 покупателях иностранной валюты, то страна «знала бы своих героев в лицо». Важно чтобы общие объемы покупки валюты были прозрачными. К слову, по имеющимся у редакции сведениям, в 2020 году отрасль не привлекла ни 1 доллара США в виде инвестиций.
Во-вторых, АО «Узавтомоторс» не производит автомобили необходимые для бизнеса. Вы не найдете в линейке производимых ими автомобилей, действительно востребованные строительством, транспортом, малым бизнесом. Нет у нас малогабаритных легких грузовых автомобилей, автомобилей для фермеров, погрузочно-разгрузочных решений для грузовых автомобилей. Имея колоссальные инвестиционные возможности отрасль так и не сумела создать востребованные машины, которые помогли бы владельцам самостоятельно зарабатывать себе на жизнь не только извозом людей, но и создавая действительно нужное предложение услуг. Мне могут возразить и привести в пример Chevrolet Damas. Но все знают, насколько ограничены функциональные возможности этой не самой надежной машины (автомобиль не соответствует современным стандартам безопасности, в т.ч. по качеству тормозной системы и устойчивости при поворотах). Вместо громких лозунгов АО «УзАвтосаноат», мог бы за такой срок обновить данную модель (расширить, удлинить, повысить комфортность и мощность) собственными силами и создать новый «народный автомобиль».
В-третьих, АО «Узавтомоторс» вот уже три года ориентировано на импорт дорогостоящих машин, нежели на наращивание производства машин для малого бизнеса. Доходы от импорта машин дают более 41% валовых доходов отрасли, и импорт стал самым выгодным и беззаботным бизнесом отрасли. Импортируя всего около 12 тысяч дорогостоящих готовых машин (4% от общего количества проданных автомобилей) отрасль получает почти 41% доходов от общей выручки, при том, что, от сборки 278 тысяч автомобилей (в 23,56 раза больше – 96% проданных машин), она получает 59% от общей выручки. Теперь, думаю, даже А. Кадырову очевидно, где же реальные интересы отрасли. Они в импорте дорогостоящих, произведенных в других странах машин, освобожденных от пошлин и налогов, и оплачиваемых нашей страной за счет экспортной выручки других отраслей народного хозяйства. Отменив все налоги и пошлины на импорт машин АО «Узавтомоторс», правительство создало идеальные условия для иждивенчества и коррупции.
В-четвертых, АО «Узавтомоторс» не наладило широкомасштабную, эффективную систему постпродажного обслуживания машин. И даже, наоборот, практически уничтожило то, что было. Сегодня владелец машин GM за редким исключением обращается к сервисным центрам при дилерах компании, поскольку качество обслуживания, компетенция низкие, а цены относительно высокие. Практический отказ от развития системы техобслуживания затормозил развитие системы локализации. Местное производство запасных частей не стало для завода мотивирующим моментом, поскольку импорт без уплаты пошлин и налогов — гораздо выгодней.
В-пятых, отрасль не дала стране так сильно востребованную занятость. В ней работают всего около 28 тыс.человек. Если бы страна тратила ту же валюту на создание одного рабочего места, то ее сравнительные затраты составили бы 83,6 тысяч долларов США на 1 рабочее место. Можете ли вы назвать хотя бы одно производство, где такие инвестиции были бы позволительны… В результате многие люди из Асака и, в целом из Андижанской области, вынуждены искать работу за рубежом, покидая свои семьи и детей. Разве это главный способ повышения экономической мощи страны?
Не думаю, что после анализа всех этих фактов кто-то еще будет утверждать, что отрасль делает Узбекистан экономически сильным.
Теперь о политической составляющей этой ситуации. Все мы помним, что многие тысячи машин компании АО «Узавтомоторс», отправленные «на экспорт» в Россию, а также активы многих официальных дилеров компании в РФ были арестованы решениями судов различных инстанций РФ для обеспечения исков дилеров и покупателей, которые обратились в суды из-за невыполнения обязательств со стороны АО «Узавтомоторс». По сведениям РБК «Страной-лидером по количеству решений судов, принесенных для исполнения в Россию, … стал Узбекистан (29 решений). Всего за 2018 год арбитражные суды РФ рассмотрели 130 заявлений о признании и приведении в исполнение решений иностранных арбитражных судов на общую сумму требований около 6 млрд руб. в переводе с иностранных валют. Самая крупная сумма — 1,34 млрд руб. — фигурирует в решениях суда по иску СП «General Motors Uzbekistan». Но в отличие от большинства других дел это решение вовсе не о взыскании данной суммы: суд Узбекистана признал ничтожными договоры поручительства узбекского GM за своих российских дилеров перед российским банком «Пересвет» по кредиту на 1,34 млрд руб». То есть и судебная власть Узбекистана вынуждена защищать интересы нашего монополиста, несмотря на обязательства страны по двусторонним договорам о защите инвестиций. Ведь АО «Узавтомоторс» создано на основе преобразования СП «General Motors Uzbekistan» и по международному праву является правопреемником первого.
Разве можно считать политическим активом страны факт, что против одного из его самых известных экспортеров – государственной компании имеются иски столь большого количества партнеров (бывших) по которым суды принимают решения не в пользу государственного экспортера Узбекистана?
Интересно, какой логике следует депутат, выступая в защиту монополиста, деятельность которого приводит ко столь печальным экономическим и политическим последствиям. Нет ли в этом выгоды ограниченного числа сограждан, которые поставили свои интересы выше интересов страны и народа. Интересно бы услышать, что он понимает под терминами «патриотизм» и «компетентность».
И, наконец, об интеллектуальной составляющей: нельзя говорить об интеллектуальном потенциале целой отрасли, у которой нет подразделений по исследовательским, опытно-конструкторским и проектным направлениям, то что во всем мире называется Research and Development (R&D). Отрасли уже 28 лет, а подразделений R&D как не было, так и нет.
Какие новые патенты были заявлены и защищены предприятиями автомобильной отрасли? И насколько они легли в основу организации производства в Узбекистане, не говоря о мире?
О каком интеллектуальном потенциале отрасли для страны может идти речь, если в ней заняты всего 28 тысяч человек?
Во всем цивилизованном мире предприятия такого уровня используют систему SAP, которая не позволяет никому (никому!) самостоятельно вносить поправки в систему учета и отчетности. Однако, эта система до настоящего времени не внедрена в отрасли, хотя на неё потрачены многие тысячи долларов. Учет ведется на основе Excel программ (1-С).
Конечно, очень жаль, что такое обсуждение у нас заочное. Хотел бы я услышать ответы депутата на эти непростые вопросы. Думаю, что народный депутат прекрасно знает ситуацию. Да, видимо, лукавит из лишь ему известных соображений.
Абдулла Абдукадиров,
экономический обозреватель Anhor.uz
Комментарии