Чьи интересы в энергетике
Обнародован проект указа президента о Государственной программе по реализации «Года поддержки молодежи и общественного здоровья». Проект документа, наряду с несомненно важными идеями, которые необходимо реализовать для достижения поставленных целей, содержит пункт 15, который не имеет к поставленным целям никакого отношения и, потому, привлек внимание.
Этот пункт, в частности, требует:
До 1 марта 2021 года разработать «дорожную карту» по формированию оптового рынка для производителей и импортеров путем внедрения рыночных механизмов в области поставок электроэнергии и природного газа.
Минэнерго должно обеспечить разработку «дорожной карты» и на первом этапе, с 1 августа 2021 года, предусмотреть, что крупные предприятия получат право покупать электроэнергию и природный газ на основе импорта.
О чём это
Нынешней зимой объем добычи природного газа на территории Узбекистана резко сократился и, в результате, вышли из строя различные энергогенерирующие предприятия, в том числе парогенераторы, замерзли сотни насосов, обеспечивающих циркуляцию, вышли из строя компрессоры, повышающие давление газа.
Эта ситуация вызвала протесты среди населения, которое стало действовать радикально, перекрывая дороги, призывая к ответственности хокимов, дело доходило до оскорблений. Один из депутатов Олий Мажлиса потребовал от министра энергетики уйти в отставку. Похоже, что в такой обстановке Министерство энергетики решило «элегантно» выйти из возникшей ситуации.
На самом деле предложение по составлению «дорожной карты» по формированию оптового рынка будет иметь очень печальные последствия для Узбекистана. Причина в том, что «внедрение рыночных механизмов в сфере поставок электроэнергии и природного газа, формирование оптового рынка» фактически означает разделение отрасли на три части: «производители — оптовики — розничные торговцы». Это, в свою очередь, неминуемо приведет к следующим последствиям:
— Производители (генерирующие компании и газодобывающие компании) будут продавать свою продукцию оптовикам, которые «покроют свои расходы», устанавят надбавку и продадут энергию розничным торговцам;
— Розничные торговцы, в свою очередь, будут продавать электроэнергию и природный газ множеству мелких потребителей, таких как малые предприятия и население. Естественно, они также «покроют свои издержки», установят надбавку, перед тем, как продавать населению. А теперь представьте, сколько появится при этом налогов с оборота, там будут излишние расходы и торговая надбавка. Конечно, цены резко вырастут;
— «Рыночные механизмы» будут служить не для строительства новых производственных мощностей, тщательной реабилитации и повторной эксплуатации существующих газовых месторождений, строительства новых трубопроводов и доставки газа населению не для снижения затрат, а для того, чтобы реализовать энергию платежеспособным потребителям и только им. У населения нет выбора, и большинство из них останется без энергии. Рыночные механизмы не могут работать в условиях монополии;
— Объемы добычи природного газа и, как следствие, объемы производства электроэнергии будут продолжать снижаться, и ритейлеры будут испытывать давление с двух сторон — высокие оптовые цены, с другой — потребители, большинство из которых неплатежеспособны. Они будут разоряться, и они же окажутся «виноватыми»;
— Оптовые предприятия – поставщики энергетических ресурсов будут приватизированы, как центры прибыли, а производители и конечные потребители останутся с убытками и столкнутся с чудовищным повышением цен на энергоносители и на все остальное.
В итоге, виноватым окажется не министерство, а «жадные» ритейлеры, которые один за другим начнут оказываться в кризисе. А население, как было без энергии, так и останется испытывать в этом проблемы. В то же время, производители и оптовые торговцы, которые остались без внимания населения и государства будут делать что хотят, получая новые кредиты и ссуды на сомнительные и дорогие проекты (эти ссуды сильно обогащают менеджеров), закладывая под них, в качестве залога, газовые и нефтяные месторождения. В результате мы даже не заметим, что все месторождения и высокоприбыльные оптовые продавцы в течение 3-5 лет перейдут в руки иностранных компаний-ловкачей.
Таким образом, это «маленькое предложение» равносильно контрреволюции в энергетическом секторе, и неслучайно оно было, как бы «ненароком» прилеплено к проекту и к основной цели проекта не имеет никакого отношения.
Поскольку пока это проект указа и он выставлен на обсуждение, есть возможность высказать свое отношение к документу.
Владимир Громов
Комментарии