Деноминация национальной валюты: опасности в тени благих намерений

15 июня 2021 года Центральный банк Узбекистана выпустил в официальное обращение новые бумажные купюры национальной валюты с номинальным достоинством в 2 000 и 20 000 сумов. Сделано это на основе постановления Сената Олий Мажлиса, который в этом вопросе переступил границы своих полномочий.

Экскурс в историю вопроса

В феврале 2019 года Центральный банк выпустил в обращение купюры с достоинством в 100 000 сумов, что вызвало слухи о скорой деноминации национальной валюты. Тогда бывший первый заместитель председателя ЦБ Илхом Норкулов заявил:

«Не могу назвать точную дату. Это может быть через пять или десять лет. Нынешние номиналы валют — это результат копившегося годами уровня обесценивания денег. Выпуск 50-тысячных и 100-тысячных купюр был, в первую очередь, осуществлен для облегчения расчетов в наличной форме, уменьшения расходов, связанных с оборотом наличных средств. Деноминация, говоря простыми словами, проводится для того, чтобы в статистических расчетах уменьшить количество нулей. Чтобы не было путаницы».

Также он отметил, что вопрос деноминации регулятор готов будет рассмотреть, когда будет совершен переход на инфляционное таргетирование.

Цинизма Центральному банку, конечно, не занимать. В мае 2020 года председатель ЦБ заявлял, что «не было бы счастья, да несчастье помогло», имея в виду беду с коронавирусом и его влияние на сокращение показателей инфляции (в первой половине 2020 года из-за карантинных мер совокупный спрос стремительно упал, и это остановило существенный рост цен). В эти годы ЦБ торжественно докладывал, что фактический уровень инфляции приближается к однозначной цифре, показав по итогам 2020 года показатель равный 10,5% годовых. Таким образом, условие, оговоренное в 2019 году – таргетирование инфляции для проведения последующей деноминации национальной валюты, формально достигнуто.

С другой стороны, теперь в обращении есть вся палитра удобных для обращения и учета номиналов, нужных для проведения технических мероприятий с купюрами. Существующие купюры позволяют проводить технический размен купюры любого высшего достоинства комбинацией двух или трех купюр нижнего достоинства (100=50+50; 5=2+2+1; 50=20+20+10). До появления 2000 сумов и 20 000 сумов возникали технические неудобства при возврате 9000 сумов/49000 сумов, что заставляло эмитировать в больших объемах купюры низшего достоинства (1 000 и 5 000 сум), которые уже мало представляли собой реальную меновую стоимость какого-либо потребительского товара, однако фактически участвовали при всех операциях с наличностью. Иными словами, даже после эмиссии 50 000 и 100 000 сумовых купюр реальные расходы ЦБ по организации наличного денежного обращения не сократились. О чем, кстати, многие зарубежные эксперты указывали нашему ЦБ.

Большое количество номиналов низшего достоинства обозначает и большие расходы по организации наличного денежного обращения: кроме собственно расходов по эмиссии этих купюр, имеются также расходы по перевозке, хранению, учету и пересчету этих номиналов.

Немного отойдя от темы, скажу, что я был свидетелем бессмысленного пересчета наличных денежных средств, инициированного Центральным банком Узбекистана в 1994 году во всех без исключения банках и их филиалах, который продолжался почти 6 месяцев. Если не считать отдельных малозначимых расхождений в учете, эта бессмысленная операция поглотила миллионы трудовых часов кассиров и операционистов банков, привела их к нервным срывам, обеспечив много бессонных ночей, и при этом, не стоила выеденного яйца. Уверен, что многие банкиры старшего поколения прекрасно помнят эту бессмысленную авантюру и понимают, что такое затраты по учету и переучету денежных номиналов.
  
Что способствует деноминации

Появилось несколько важнейших составляющих возможного проведения деноминации национальной валюты:

  • вся экономика благодаря авантюре ЦБ работает в режиме таргетирования инфляции и это лучшее время для проведения деноминации, если руководство всерьез намерено удержать такие показатели в долгосрочной перспективе;
  • технические условия для проведения деноминации в виде наличия аналогов будущих единиц новой валюты имеются в полном составе (1 000, 2 000, 5 000, 10 000, 20 000, 50 000 и 100 000).
  • расходы ЦБ по эмиссии и организации наличного денежного обращения в условиях роста объемов теневой экономики, ухода от налогообложения огромные;
  • объем находящейся в обороте наличной денежной массы, темпы ее роста существенно давят на потребительские цены и на обменный курс;
  • именно рост операций с наличной валютой являются главным показателем роста теневого характера бизнеса, его стремления любыми способами уходить от налогообложения.

В таких условиях убедить некоторых политиков провести полномасштабную деноминацию национальной валюты будет не так уж и сложно, тем более, экономистов, которые имеют противоположное мнение, практически нет.

Семь опасностей деноминации

Во-первых, проблема находится в самой природе денег – как всеобщей меры меновой стоимости товаров и услуг. Дело в том, что в любой отрезок времени денежное выражение стоимости товара и услуг является неким отражением баланса между спросом и предложением. К примеру, сейчас большинство потребителей согласны и считают справедливой цену за 1 лепешку равной в 2 000 сумов или 1 000 сумов за одно куриное яйцо (цифры условные, для пояснения). Именно эта цена является модой (наиболее часто встречающийся признак), а значит, признанной большинством в экономическом пространстве рынка этих товаров. При этом, если допустить, что себестоимость этого товара обходится продавцам на 10% ниже, то получаются цифры 1 800 сумов и 900 сумов, соответственно. А теперь вообразим, что мы 3 ноля убрали и 1000 сум стали 1 сум по новой номинации. 1 800 сум стали 1,8 сумов, а 900 сум = 0,9 сум.

Ясно, что любое малейшее изменение этой новой пропорции в любую сторону (не 0,9 сум, а уже 1 сум для удобства учета и расчетов) вызовет тут же всю последующую цепочку пересмотра цен (кондитеров, ресторанов, всех, в том числе бюджетных организаций, учреждений общепита и т.д.).

Иными словами, в новых условиях оценки результатов труда в виде выручки, некий экономический агент может не согласиться с новым уровнем цен и, пользуясь моментом, немного изменить цену в свою пользу… И пойдет цепная реакция, которая вызовет галопирующий рост цен без особых надежд на скорое восстановление баланса. Недавние попытки правительства РФ по регулированию цен на важнейшие потребительские товары полностью показали правоту этого тезиса – «добровольное ограничение цен» самими агентами производства привело к взрывному росту цен в чуть более поздний период, ударив по карману потребителей.

Во-вторых, в условиях всеобщей паники, новые деньги будут не полностью отражать реальную стоимость активов, которыми располагают участники рынка, либо с предлагаемой временной рыночной ценой большинство держателей активов (та самая мода) будет не согласно! В этих условиях многие участники рынка начнут переводить свои средства на иные активы, которые менее поддаются прямой деноминации (жильё, недвижимость, машины, золото, драгоценности, ликвидные товарные запасы – металл, иностранная валюта). В этих условиях на рынке каждый день устанавливается новый уровень баланса цен, который на следующий день будет опять меняться. Поэтому хаос, начавшийся с простой технической меры, охватит все народное хозяйство.   

В результате будут полностью утрачены и искажены все сложившиеся народнохозяйственные балансы производства и потребления в денежном и физическом плане, поскольку многие субъекты будут адаптировать свои цены к новым условиям. Товар, который стоил 10000 сумов теперь будет 10 сумов (к примеру).

Многим это покажется несправедливо низкой ценой и они могут уже поставить 11 сумов или даже 12 сумов (посмотрите пример внедрения евро в странах ЕС, когда стоимость чашки кофе во всех кафе Парижа стоило 5 франков – около 0,8 евроцентов, после 3 лет внедрения евро везде стали стоить те же 5, но уже евро);

В-третьих, рост цен на потребительские товары, на которых спрос постоянен, будет перманентным и неизбежным, поскольку продавцы теперь будут стараться компенсировать вероятность сбоев из-за ухудшившихся условий логистики, а также закладывать цену риска повышения стоимости этого же товара при следующем цикле воспроизводства.

В-четвертых, стоимость долгов (перед банками и другими кредиторами) и обязательств уже не будет отражать новый уровень соотношения цен, и кредиторы будут принимать дополнительные меры по страховке своих активов, требуя ускоренное погашение долгов, внедряя методы индексации стоимости активов, пытаясь компенсировать убытки от роста цен, пытаясь диверсифицировать активы в формы, менее поддающиеся деноминации.

В-пятых, все участники рынка свернут инвестиции и перестанут инвестировать в расширение производства в условиях опасной неопределенности.

В-шестых, платежеспособный спрос упадет со всеми вытекающими последствиями, и стагнация развития экономики не заставит себя ждать;

В-седьмых, реальные доходы населения существенно упадут, растущие расходы бюджета не смогут компенсировать падение реальных доходов, как это уже было в 2020 году во время карантина и после. Общественность испытает огромный шок, повысится социальная напряженность со всеми сопровождающимися рисками.

Все вышесказанное приведет к веерному хаосу и нестабильности во всей экономике и социальной жизни общества. На стабилизацию понадобятся долгие 4-5 лет, огромные кредитные ресурсы, бюджетные ассигнования. Но даже при всем этом вернуться к исходному положению уровня реальных доходов населения до 2020 года будет невозможно.

Почему же правительство и ЦБ все-таки допускают проведение деноминации

Семь бед – один ответ. При определенном стечении обстоятельств социальные волнения, спровоцированные проведением деноминации национальной валюты и последующие меры по «успокоению ситуации и восстановлению общественного порядка» могут привести к монтажу диктатуры, когда народ будет рад «мирному небу без смуты» и будет согласен на значительное урезание свобод в обмен хоть и на малый, но стабильный кусок хлеба. В истории примеров этому немало.

Такой сценарий вполне возможен, если ситуация с накоплением и возвратом внешнего долга будет ухудшаться, если наши соотечественники за рубежом начнут пересылать меньше денег или хуже того – массово начнут возвращаться на Родину. Добавьте к этому ошибки в энергетике, которые вызывают нарастающее недовольство населения, которое проявляется в виде неповиновения власти. И все это на фоне усиливающейся радикализации религиозности общества…. Это, вполне, может обрести правоустанавливающую силу, которая сметет светские органы власти, погрязшие в коррупции.
 
Абдулла Абдукадиров,
экономический обозреватель Anhor.uz

Фото с сайта UzNews

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.