Что случилось с экономикой Ташкента за время правления Артыкходжаева

Источник: пресс-служба президента Узбекистана

Хоким Ташкента Джахонгир Артыкходжаев является, пожалуй, самым упоминаемым и часто критикуемым в национальном медиапространстве высокопоставленным чиновником Узбекистана. Попытаемся проанализировать, как изменилась столичная экономика в период его правления, как неоднозначная риторика градоначальника повлияла на доверие общества к проводимым в стране реформам, а также возможные причины непотопляемости «Заслуженного строителя Узбекистана».

Справка: 26 апреля 2018 года Джахонгир Артыкходжаев был назначен исполняющим обязанности главы администрации Ташкента, крупнейшего мегаполиса Центральной Азии и четвертого по величине города в странах постсоветского пространства. Восемь месяцев спустя, 22 декабря того же года его окончательно утвердили в должности столичного хокима.

Рассмотрим изменения в экономике Ташкента в период с 2018 по 2021 годы, опираясь на показатели валового регионального продукта (ВРП) столицы Узбекистана.

Для рядового читателя поясним, что эти показатели отражают суммарную добавленную стоимость всех продуктов и услуг, созданных предприятиями того или иного региона. В свою очередь добавленная стоимость — это разница между стоимостью проданного товара/услуги и стоимостью материалов, затраченных на его/её производство. Одним словом, ВРП служит основным показателем развития экономики региона, тогда как ВВП – народного хозяйства всего государства в целом.

Экономика Ташкента за рассматриваемый период развивалась достаточно динамично, опережая темпы роста экономики республики. Доля ВРП столицы в ВВП Узбекистана выросла с 13,1 процента по итогам 2018 года до 16,6 процента по итогам 2021 года. Помимо этого, обратим внимание, что если в первый год рассматриваемого периода рост ВРП Ташкента составил 8,1 процента, то в прошлом году – 14,1 процента, тогда как рост ВВП страны в указанные годы зафиксирован на уровнях соответственно 5,1 и 7,4 процента.

Также увеличился ВРП на душу населения — с $2,65 тыс. в 2018 году до $4,07 тыс. в 2021 году или на 53,4 процента. При этом ВВП на душу населения вырос соответственно с $1,53 тыс. и $1,98 тыс. с ростом на 29,4 процента. На первый взгляд, экономика Ташкента развивалась намного динамичнее экономики всего Узбекистана. Однако, анализ других показателей несколько меняет представления об этом успехе.

В частности, наблюдается серьезное снижение удельного веса столичной промышленности в ВРП Ташкента, и значительное увеличение доли строительного сектора. Так, если по итогам 2018 года удельный вес первого сегмента составлял 36,3 процента, то в 2021 году – уже 34,5 процента, то второго сегмента соответственно 8,1 процента и 10 процентов. В то же время доля рыночных услуг практически не изменилась – 55,6 и 55,5 процента. Другими словами, «позитивное» развитие экономики Ташкента достигается не благодаря росту производства товаров, в том числе потребительских, а из-за наращивания темпов строительных работ. Как могло быть иначе, ведь город возглавляет обладатель звания «Заслуженный строитель Узбекистана».

Еще хуже обстоят дела с развитием столичного малого бизнеса, что наглядно демонстрируют не только «кулуарные» претензии представителей этого сектора и строгая оценка широкой общественности, но и конкретные статистические показатели.

Например, при правлении Артыкходжаева доля малого бизнеса в столичной экономике продолжает существенно снижаться год от года.

Если по итогам 2018 года она составляла 63,4 процента при том, что в целом по стране этот показатель составлял 59,4 процента, то по итогам 2021 года она скатилась аж до 48,1 процента (54,9 процента по стране). При этом данные показатели Ташкента одни из самых худших по сравнению с другими регионами республики.  В прошлом году по уровню проникновения малого бизнеса в экономику, из 14 анализируемых Госкомстатом регионов Узбекистана (12 областей, Ташкент, Республика Каракалпакстан) столица заняла предпоследнее, 13 место.

Существует общепризнанная экспертами закономерность: чем ниже уровень коррупции в стране, тем выше удельный вес малого бизнеса в ее экономике.

Это вполне логично, так как малому бизнесу довольно сложно конкурировать с крупными хозяйствующими субъектами в удовлетворении растущих аппетитов коррумпированных чиновников и представителей контролирующих органов.

Ощутимое снижение доли малого предпринимательства отмечено почти во всех секторах народного хозяйства Ташкента, и даже в тех, где малый бизнес традиционно имел сильные позиции. В частности, в розничной торговле удельный вес небольших предприятий упал с 74,6 процента, зафиксированного по итогам 2018 года, до 65,6 процента в 2021 году. Помимо этого, в строительном секторе доля малого бизнеса (без учета неформального сектора) за отчетный период уменьшилась с 52,4 процента до 50 процентов. Но самое значительное, можно даже сказать катастрофическое проседание, отмечено в производстве промышленной продукции – с 72,9 процента до 36,3 процента.  Доля малого бизнеса выросла лишь в сфере услуг — с 32,9 процента до 36,7 процента.

Очевидно, что Артыкходжаев с каждым годом, как минимум, уделяет все меньше и меньше внимания развитию и поддержке малого предпринимательства. Однако, нельзя совсем исключать, что представителей малого бизнеса, как прямых конкурентов крупных предприятий, целенаправленно вытесняют с рынка.

Малый бизнес в столице на практике почти никак не защищен от конкурентных преимуществ больших компаний. Среди них можно отметить возможности по снижению себестоимости товаров и услуг, проведению агрессивной маркетинговой политики, выбору наиболее перспективных локаций. А если учесть высочайший уровень коррупции в местных органах власти, то эти возможности увеличиваются кратно.

Отдельно рассмотрим показатели объемов иностранных инвестиций и кредитов в основной капитал уже всех столичных предприятий, а не только малого бизнеса. Если по итогам 2018 года доля Ташкента в их привлечении составляла почти 12 процентов, то по итогам 2021 года она возросла до 21,9 процента. Казалось бы, отличный результат. Но обратим внимание на прямые иностранные инвестиции (ПИИ), объемы которых характеризуют инвестиционный климат страны, либо того или иного региона.

Для начала поясним, что такое ПИИ. Это вложение инвестором своего капитала в предприятие другой страны в размере, позволяющем оказывать влияние на управление этим предприятием. ПИИ противопоставляются портфельному инвестированию, при котором инвестор приобретает акции какого-либо предприятия без намерения получить контроль над ним. Так вот, несмотря на увеличение доли Ташкента в привлечении иностранных инвестиции и кредитов, доля ПИИ в них практически не изменилась и осталась на уровне 17,6 процента.

Это говорит о том, что потенциальных иностранных инвесторов не впечатляет проводимая руководством города инвестиционная политика, и они не видят больших перспектив получения существенной прибыли.

Для полноты картины оценки деятельности Джахонгира Артыкходжаева на посту хокима Ташкента явно не хватает данных по исполнению столичного бюджета. Еще пару лет назад они регулярно публиковались на сайте Министерства финансов Узбекистана, при чем и по итогам кварталов, и по итогам года. Но удивительным образом, после прихода к власти Артыкходжаева, Минфин приступил к разработке нового ведомственного сайта, в котором информация о региональных бюджетах теперь попросту отсутствует. Совпадение это или нет – покажет время.

Поведение градоначальника в информационном пространстве является не только чрезвычайно важным показателем его отношения к обществу, гражданам, но и формирует имидж всей государственной власти, подкрепляет или подрывает доверие к проводимым реформам. Не будем останавливаться на его блатном жаргоне, угрозам журналистам, на том, как он позиционировал свою власть практически с монархической властью (…референдум это я!), а обратим внимание на его последние публичные высказывания.

В частности, не так давно Артыкходжаев клялся своими детьми, что не взял из государственного бюджета ни сума. Но ситуация с установкой газовых смарт-счетчиков, о которой мы не так давно подробно писали, говорит об обратном. Тогда же он сообщил, что подарил 400 квартир тем, у кого не было жилья. Во-первых, не было представлено никаких доказательств этому утверждению, а во-вторых, напомним, что некогда самый богатый и влиятельный наркоторговец мира Пабло Эскобар, тоже славился своей меценатской деятельностью, и дарил малоимущим гражданам новое жилье. Так что, даже если градоначальник и говорил правду, то это никак не является доказательством его бескорыстного служения городу.

Артыкходжаев так и не научился грамотно вести себя в национальном медиапространстве, хотя на это было довольно много времени. И, естественно, тут возникает вопрос: «почему?». Здесь волей-неволей напрашиваются два ответа. Или уровень его интеллекта, мягко говоря, несколько ограничен и нацелен исключительно на поиск прибыли, либо его полностью поглотило чувство безнаказанности, в том числе благодаря оказанному доверию со стороны главы государства, которое не на шутку вскружило ему голову. А возможно еще того хуже. Быть может он просто на просто на бессознательном уровне транслирует реальное отношение власть имущих к остальному населению.

В любом государстве, с настоящей или даже с бутафорской демократией, он давно бы, как минимум, потерял свою должность. Он остается на своем посту, хотя его недолюбливают не только граждане с активной гражданской позицией и довольно большое число предпринимателей, но и ряд других высокопоставленных политиков. Складывается впечатление, что причина его «непотопляемости» кроется в заинтересованности в его «услугах» лиц, обладающих более значительной властью. Нельзя также исключать того, что Артыкходжаев является лишь номинальным владельцем «бизнеса», или просто совладельцем. Но таких людей, как правило, держат на плаву лишь до определенного времени, а потом без тени сожаления просто разменивают на другую, более важную фигуру.

Тиллаходжа Алимухамедов

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.