Может ли малый бизнес надеяться на узбекские банки
В августе президент Шавкат Мирзиёев впервые провел встречу с предпринимателями Узбекистана в формате открытого диалога. Для подготовки этой встречи около двух месяцев собирались предложения от предпринимателей страны по решению проблем, мешающих эффективной работе, получению достаточной прибыли, осуществлению инвестиций.
По словам президента, 40% обращений было связано с финансированием и кредитованием бизнеса. Кредиты выдаются по ставкам, которые бизнес не в состоянии эффективно покрыть, сроки их выдачи, как правило, составляют от 12 до 36 месяцев, условия получения кредита, оценки и оформления залогов требуют прохождения неоправданно сложных бюрократических процедур.
Банки стали меньше кредитовать
По сведениям Центрального банка, по состоянию на 1 августа 2021 года совокупный объем кредитных вложений всех коммерческих банков по сравнению с прошлым годом вырос в номинальном выражении на 21%, составив 302,7 трлн. сумов (прирост на 0,5 трлн сумов в абсолютном выражении). Однако, де-факто доля кредитов в общей сумме активов банков упала с показателя 77,75% до 75,59% за этот же год (по состоянию на 1 августа), что означает, что банки стали меньше кредитовать.
Картина будет ещё более удручающей, если учесть, что совокупная инфляция в годовом исчислении с 1 августа 2020 года до 1 августа 2021 года составила 15,7%, а девальвация национальной валюты относительно доллара США составила 1,045%. Расчеты показывают, что номинальный прирост абсолютного размера кредитного портфеля предприятий «потерял», как минимум, 16,745% своей покупательной способности за один год.
Для банков главной целью стал не поиск клиентов и увеличение их числа, а обеспечение «страховки и покрытие» возможных рисков и вопросов по выдаче кредитов со стороны проверяющих структур Центрального банка. Клиент может быть надежным партнером банка, иметь прекрасную многолетнюю кредитную историю, однако и для него процедура выдачи кредитов со стороны обслуживающего коммерческого банка не будет меняться. Для сбора, оформления всех формальных документов, которые могут достигать 100, может уйти от двух до четырех месяцев, при условии, что их будет готовить команда из трех-пяти человек. Кроме того, для подготовки кредитной заявки требуется участие сторонних организаций:
Отчет оценщика имущества;
- Бизнес-план установленной формы, для составления которого 90% предприятий вынуждены нанимать стороннюю компанию;
- Заключение независимой оценочной компании, о том, что заключаемые контракты на покупку кредитуемого товара или услуг, основаны на рыночных ценах;
- Решение всех собственников залогодателей (если закладываемое имущество принадлежит третьему лицу);
- Личные данные всех учредителей компаний (кредитополучателя, залогодателя)
Это лишь малая часть из ста требуемых документов, необходимость, многих из которых вызывает сомнения.
Кроме того, банк требует документы, копии которых у них уже есть (учредительные документы, приказы о назначении руководителей, копии паспортов) или банк сам является источником этих сведений (обороты по счетам, справка об отсутствии кредиторской/дебиторской задолженности).
Я столь подробно описываю процесс только, чтобы работники ЦБ и финансовых органов понимали, насколько они забюрократизировали процесс получения кредита и действуют по принципу «какбычегоневышло» даже с самыми надежными клиентами.
Динамика современного бизнеса не терпит затянутых процедур, поэтому нередко у бизнесменов исчезает необходимость в получении кредита – либо предприятие отказывается, либо банкротится. Особенно сильно страдают предприниматели в сельской местности.
Такой подход не приводит к сокращению количества и объемов «кредитов, не приносящих доход» (Non-Performing Loans — NPL), иными словами, кредитов, взыскание которых у должников под большим вопросом, т.н. проблемных кредитов.
У малого и среднего бизнеса меньше шансов получить кредит
По состоянию на 1 августа 2021 года объем проблемных кредитов коммерческих банков с государственной долей вырос в 3,5 раза за последние два года и составляет 16,7 трлн сумов (или 88,5% от общего объема всех проблемных кредитов по всем коммерческим банкам), что равно 6,4% общего объема их кредитного портфеля. При этом бытует мнение, что данные занижены, поскольку не все банки своевременно объективно классифицируют трудности с погашением кредита.
Возможно, причины возрастания объемов проблемных кредитов кроются в чрезмерном вмешательстве государственных органов в процесс выбора заемщиков и утверждения проектов для финансирования, особенно в госбанках. Возможно, искать потенциальных создателей проблем следует не среди рядовых предпринимателей. Анализ заемщиков, допустивших проблемы с погашением кредитов, может раскрыть много знакомых общественности имен, тесно аффилированных с госконтрактами или с самим банком.
При этом, кредиты не дешевеют. Средневзвешенные процентные ставки по кредитам в национальной валюте за один год (с 1 июля 2020 года до 1 июля 2021 года) выросли с 20,6% до 21,5% годовых.
Это приводит к тому, что многие банки чтобы удержать качество своего кредитного портфеля выделяют долгосрочные кредиты примерно 10% своих клиентов, которых они считают кредитоспособными. Эти клиенты, как правило, аффилированные с банком компании, крупные государственные предприятия или предприятия, специализирующиеся на государственных контрактах. Именно поэтому удельный вес долгосрочных кредитов (свыше трех лет) в общем кредитном портфеле всех банков пусть незначительно, но растет (с 21% до 22,7 по кредитам на 3-4 года, например). В результате такой кредитной политики малый и средний бизнес (МСБ) на практике не имеет реальной возможности получить кредит по приемлемым ставкам, и на более долгосрочный период, поскольку не входит в список приоритетов банка по вышеназванным критериям отбора. Особенно, если он занимается торгово-посреднической деятельностью.
Решения правительства о компенсации части ставки кредитования (свыше 14%) за счет средств Фонда реконструкции и развития Узбекистана в практической плоскости деятельности банков не работают. Они обставлены такими сложными бюрократическими процедурами, что банки не хотят с ними связываться — зачем им лишний риск проверок, если есть 10% «жирных» клиентов, которые дают 90% кредитного портфеля.
Именно поэтому президентом было предложено осуществление ряда мер, прежде всего, повышающих уровень капитализации банков: «… в следующем году банкам из Фонда реконструкции и развития будет выделено на рыночных условиях дополнительно 600 миллионов долларов. Эти средства будут размещены на конкурсной основе как в государственных, так и в частных банках».
Это солидная сумма. Однако, учитывая существующую структуру активов банков, состояние их кредитного портфеля, есть все основания полагать, что 85-90% этих средств будет распределено среди государственных банков и что они будут потрачены на реализацию малоэффективных государственных проектов, коих мы видим множество, особенно в энергетической отрасли.
«В следующем году банки разместят на международных финансовых рынках евробонды в национальной валюте в общей сложности на 5 триллионов сумов», — сообщил президент Узбекистана.
Это не решит проблемы дороговизны заемных средств. Если коммерческие банки разместят эти международные бонды в сумах по ставке не менее 14% годовых, то ожидать, что ставки кредитования упадут, не стоит. Ведь никто не будет покупать узбекские ценные бумаги, если они не дадут положительный доход за минусом девальвации национальной валюты. Инвесторы прекрасно знают, что ставка рефинансирования ЦБ составляет 14% годовых, а значит, узбекские банки будут рады именно такой ставке размещения.
Вместо решения вопроса нахождения дешевых и длинных денег на международном рынке депозитов (не на спекулятивном рынке кредитов и капитала), мы опять думаем о привлечении заемных денег в экономику на спекулятивных началах. Иными словами, мы текущие инфляционные показатели экономики страны «экспортируем» на заемные средства на международном рынке капитала, где финансовые спекулянты жаждут таких клиентов. Они (фондовые спекулянты) сидят в странах с негативными депозитными ставками, т.е. хозяева денег доплачивают банку за хранение их денег. Полагаю, что таким заимствованием Узбекистан допускает непозволительную расточительность.
Что делать?
Я уже писал о необходимости создать Банк развития Республики Узбекистан при участии Министерства финансов и ЦБ Республики Узбекистан, который под гарантию части золотовалютных резервов (ЗВР) Узбекистана будет привлекать инвестиционные и депозитные средства под конкретные проекты, реализуемые в соответствии с Инвестиционной программой страны. Такие банки были созданы практически во всех развивающихся странах в послевоенные годы, и они при правильном управлении выводили свои страны из нищеты, служили эффективным механизмом индустриализации страны. Любой кредитор предпочтет инвестировать под ЗВР страны, чем под сомнительные активы и гарантии каких-то мелких (с международной точки зрения) банков и коммерческих структур. Чем надежнее залог (золото, например), и чем масштабнее заимствование, тем охотнее будут даны деньги на более долгий срок.
В речи президента страны на съезде Либерально-демократической партии Узбекистана эта идея (создания Банка развития) прозвучала. Будем надеяться, что она будет правильно реализована, чтобы максимально исключить большие риски коррупции, которые существуют при аккумулировании, распределении и мониторинге использования средств.
Тем временем, надеяться на то, что ситуация в банковском секторе с ценой и сроками кредитования изменится и МСБ будет иметь возможность получать финансовую подпитку от банков на долгий срок и по приемлемым ценам, не приходится. Ведь банки опять будут заточены на «нахождение» длинных и дешевых денег на международном рынке капитала, который является спекулятивным, вместо концентрации экономической мощи страны в одном крупном заемщике, который сам мог бы кредитовать внутренних заемщиков.
Продолжение следует.
Абдулла Абдукадиров, финансовый аналитик Anhor.uz
Комментарии