Колорит восточных базаров блекнет перед практичностью супермаркетов
Базар или супермаркет, возможность сравнить цены и поторговаться или затратить минимум времени на покупки, «затариться» всем и сразу на неделю, другую или, как в развитых странах, приобретать товары только на два-три дня? Кто-то уже сделал окончательный выбор, кто-то нет. Попытаемся понять, чем продиктованы наши предпочтения, какое влияние на них оказывают наши доходы и место жительства, а также сравнить некоторые аспекты и перспективы развития розничного рынка в Узбекистане и Казахстане.
Широкий выбор товаров и удобство в их быстром поиске, присущие крупным торговым предприятиям, все больше берет вверх над колоритом восточных базаров, что приводит к экспансии крупных ритейлеров на розничном рынке крупных городов Узбекистана.
Если в 2017 году их доля в этом торговом сегменте страны составляла 11,7 процента, то в 2021 года она уже возросла до 17,9 процента, следует из данных Госкомстата Узбекистана.
При этом удельный вес традиционных дехканских рынков (в народном обиходе – базаров), походы в которые в прежние годы были обязательным атрибутом потребительской культуры практически всех слоев населения республики, снизился по итогам прошлого года до 3,6 процента. Это, к слову, должно вызывать озабоченность у представителей туристического сектора, ведь возможность посещение восточных рынков зачастую является одним из решающих факторов, влияющих на предпочтения иностранных туристов при выборе той или иной страны.
При этом в столице Узбекистана экспансия крупных торговых предприятий еще выше, а их доля достигла на конец минувшего года 35,6 процента. В то же время, если рост розничной торговли в этом сегменте по всей республике составил в 2021 году по сравнению с предыдущим годом 13,1 процента, то в Ташкенте – колоссальных 42,6 процента. Тогда как на дехканских рынках увеличение торговых оборотов, в целом по республике, зафиксировано лишь на уровне 3,6 процента, а в столице и того меньше – 0,4 процента.
Всего розничный рынок Узбекистана подрос за минувший год на 12 процентов относительно аналогичных показателей предыдущего года и составил 249,5 трлн сумов или $23,5 млрд с учетом среднего курса доллара за тот год ($1 – 10610 сумов), в том числе крупных ритейлеров – 44,7 трлн сумов ($4,2 млрд), дехканских рынков – 9,1 трлн сумов ($854.2 млн). В столице розничный товарооборот последних составил в 2021 году соответственно 21,9 трлн сумов ($2,06 млрд) и 1,03 трлн сумов ($97,2 млн).
Все это говорит о том, что население Ташкента все больше предпочитает делать закупки в крупных торговых предприятиях, однако, в регионах эта тенденция значительно слабее. Причин может быть несколько. Во-первых, доходы столичных жителей существенно превышают доходы жителей других регионов. Если в Ташкенте среднедушевые доходы граждан составили по итогам прошлого года 30,2 млн сумов ($2,85 тыс.), то в ближайших по их уровню Навоийской, Бухарской и Ташкентской областях они намного меньше, соответственно 24,2 млн сумов ($2,28 тыс), 17,8 млн сумов ($1,68 тыс) и 16,3 млн сумов ($1,54 тыс).
При этом уровень доходов населения не всегда оказывает существенное влияние на предпочтения граждан осуществлять покупки в том или ином секторе розничной торговли. Если, к примеру, у таких лидеров по доходам, как Ташкентская и Бухарская области показатели торгового оборота крупных ритейлеров также существенно выросли, то в Навоийской области, являющейся второй по доходам после столицы, они занимают лишь седьмую позицию. В то же время Сырдарьинская и Сурхандарьинская области являются аутсайдерами, как по доходам, так и по уровню проникновения на их розничный рынок крупных игроков.
Помимо этого, на текущее состояние и перспективы развития розничного рынка оказывает влияние общее демографическое состояние страны и динамика удельного веса городского население. По данным Фонда народонаселения ООН, Узбекистан среди 197 признанных стран мира занимает по численности населения 43 место. Причем среди стран всего постсоветского пространства республика занимает четвертое место и первенствует среди государств Центральной Азии. Такие же позиции занимает и Ташкент, уступая лишь Москве, Санкт-Петербургу и Киеву.
Согласно официальной статистике, за последние пять лет население Узбекистана увеличилось на 9,6 процента до 35,27 млн человек, в том числе в Ташкенте – на 18 процентов до 2,86 млн человек. При этом доля городского населения выросла с 50,6 до 50,8 процента. Ежегодный средний естественный прирост населения республики с 2017 по 2021 год составил 637,2 тыс человек, в том числе в столице – 84 тыс. человек. Причем темпы роста населения, как по Узбекистану, так и по Ташкенту растут ежегодно. Если в 2017 году прирост населения в целом по стране составил 554 тыс человек, то уже в 2021 году – 730,7 тыс человек, в столице соответственно – 41,5 тыс человек и 166,1 тыс человек.
Для сравнения, население второй по величине страны в Центральной Азии и 64 в мире – Казахстана, по данным Бюро национальной статистики Казахстана, возросло за 2017-2021 годы на 6,7 процента до 19,13 млн человек, в том числе в Алматы – на 15,6 процента до 2,02 млн человек, Нур-Султане – на 27,4 процента до 1,24 млн человек. Удельный вес городского населения увеличился за пять лет с 57,2 до 59,4 процента. При этом объем розничной торговли в Казахстане вырос по итогам 2021 года на 6,5 процента до 13,4 трлн тенге ($30,96 млрд) против роста на 12 процентов до 249,5 трлн сумов ($23,5 млрд) в Узбекистане, среднедушевой оборот подрос в Казахстане с $1,42 тыс в 2020 году до $1,62 тыс в 2021 году или 14,1 процента, в Узбекистане соответственно с $566 до $673 или на 18,9 процента. Но если доля крупных предприятий торговли в казахстанской рознице составила 22,3 процента, то в Узбекистане пока только 17,9 процента, хоть и растет большими темпами.
Это свидетельствует, что демографический потенциал Узбекистана очень высок, но задействован далеко не в полной мере, и просматриваются довольно радужные перспективы наращивания розничного товарооборота со стороны крупных торговых предприятий. В то же время экономика Узбекистана очень зависима от ситуации в народном хозяйстве своего крупнейшего внешнеэкономического партнера — России. Вводимые странами Запада санкции в отношении РФ могут не только существенно сократить объемы переводимой мигрантами на родину иностранной валюты, но и затронуть многие предприятия республики, так или иначе сотрудничающие с российскими партнерами. Так что экспансия крупных ритейлеров, как минимум в текущем году, скорее всего ослабнет.
Вернемся к дехканским рынкам. Вполне возможно, что реальные обороты в этом сегменте неорганизованной розничной торговли существенно выше заявленных. Значительное количество продавцов работают без кассовых аппаратов, а значит осуществлять реальный контроль за объемами торговой выручки практически невозможно. Помимо этого, доля продуктов питания там еще остается достаточно высокой. Так, по итогам 2021 года наибольший удельный вес продаж на дехканских рынках пришелся на свежую сельхозпродукцию – 41,7 процента (в 2020 году 43,8 процента), хлеб и хлебобулочные изделия 14,5 процента (14,4 процента), а также зерновые (маш, фасоль, горох, рис и т.д.) – 13,6 процента (15,1 процента).
Можно предполагать, что основной едой для граждан с доходами ниже средних остаются фрукты и овощи, хлеб и зерновые.
При этом продажи по первой товарной позиции выросли на 15,6 процента до 3,8 трлн сумов ($355,9 млн), по второй – на 22,1 процента до 1,3 трлн сумов ($123,7 млн), по третьей – на 9,5 процента до 1,2 трлн сумов ($116,1 млн).
Отмеченное номинальное увеличение реализации свежей сельхозпродукции и зерновых, в основном, связано не с большим их употреблением, а с инфляцией на продовольственном рынке страны.
В частности, овощи, клубнеплоды и зернобобовые подорожали за прошлый год в среднем на 22,6 процента, тогда как сами их продажи, как говорилось выше, выросли в стоимостном исчислении лишь на 9,5-15,6 процента. Это значит, что в физическом объеме их реализация, как минимум не увеличилась, а, скорее всего, снизилась, и даже по таким традиционным для себя товарам, пользующимся большим спросом у населения, восточные базары понемногу теряют свое преимущество перед супермаркетами.
В завершении можно отметить, что уровень доходов граждан, несомненно, влияет на их предпочтения в выборе торговых предприятий. Например, супермаркеты для многих по-прежнему ассоциируются с высокими ценами, что не всегда лишено оснований. Но проводимая крупными ритейлерами агрессивная маркетинговая политика (скидки, акции и т.п.), день за днем увеличивает их клиентскую базу, причем независимо от роста доходов населения. В то же время традиции «делать базар» еще сильны. Это и неповторимая восточная атмосфера, и бессознательные детские воспоминания ожидания праздника. Но жизнь не стоит на месте, и новое поколение все больше выбирает сервис. Так что у этого сегмента розничной торговли еще довольно большой потенциал, который все же останется зависимым от уровня благосостояния граждан.
Тиллаходжа Алимухамедов
Комментарии