Цифровая маркировка – инструмент повышения прозрачности ведения бизнеса или фактор его «теневизации»?

Цифровизация нашей экономики входит в новую фазу, а именно в фазу, когда производителям воды и безалкогольных напитков необходимо переходить на второй этап цифровой маркировки, так называемую «агрегацию». Речь идет о том, что идентификационным кодом должна быть промаркирована не только каждая единица продаваемого товара (что должно было быть реализовано на первом этапе), но и «групповая упаковка».

Первый вопрос, который следовало бы задать инициаторам внедрения цифровой маркировки для воды и безалкогольных напитков: А ЗАЧЕМ ВСЁ ЭТО НУЖНО? Я еще могу понять, зачем нужна маркировка для алкогольных напитков, табачных изделий и лекарств.

— Нужна, потому что там большая доля контрафактной продукции (подделок под известные марки) и контрабанды.

— Некачественные товары способных нанести вред здоровью и даже могут представлять угрозу жизни потребителей.

— Количество точек продаж указанных категорий товаров ограничено: это торговые точки, которым разрешено продавать сигареты и спиртные напитки, + аптеки. Соответственно можно наладить эффективный контроль при реализации, обеспечив точки продаж необходимыми (и недешевыми) средствами контроля.

Что касается упакованной воды и безалкогольных напитков, то здесь ситуация совершенно иная:

— Ведущие производители и импортеры не жалуются на наличие контрафактов, а контрабанда, если и есть, то носит очень ограниченный характер (перевозить на большие расстояния тонны воды не имеет экономического смысла, выгодней наладить местное производство такого рода товаров; исключения – целебные воды или дорогие виды напитков).

— Случаи нанесения вреда здоровью потребителей от некачественных прохладительных напитков если и есть, то они гораздо более редкие, нежели случаи отравлений от скоропортящихся продуктов. Какой-то суперактуальной проблемы здесь просто нет. А, следовательно, и нет потребности в дополнительном госконтроле.

— Торговых точек реализации воды и прохладительных напитков в разы больше, нежели точек продаж сигарет и алкоголя. Соответственно и издержек для внедрения средств контроля в разы больше.

Но простой и очевидный вопрос о необходимости внедрения цифровой маркировки для безалкогольных напитков давно уже никто не задает, так как ответ будет всегда один: А ПОТОМУ… Нужно потому, что так кому-то просто захотелось. Нужно потому, что необходимо покрывать издержки внедрения маркировки, а производители и потребители прохладительных напитков – очень даже подходящая «дойная корова» для этого.

А то, что эта «замечательная» инициатива увеличивает издержки производства и реализации указанных товаров (закупка и установка недешевого оборудования, покупка кодов для каждой (!) единицы товара и пр.), а, следовательно, и их цену для потребителей – так это дело привычное. Создание барьеров для свободной экономической деятельности – самое любимое и, я бы сказал, основное занятие наших чиновников.

Между тем, местные производители в лице «Ассоциации производителей безалкогольных напитков и соков Узбекистана» уже не ставят вопрос о целесообразности внедрения маркировки. Они лишь просят отсрочить агрегацию. И приводят очень даже разумные аргументы:

— Закупка и установка дополнительного для агрегации оборудования требует очень даже немалых финансовых средств, что приведет к увеличению себестоимости, следовательно, и конечных цен продукции. А это фактор инфляции (с которой мы вроде как боремся), а также убытки, как производителей, так и потребителей. В некоторых случаях речь может даже идти о закрытии некоторых производств и сокращении рабочих мест.

— Отсутствуют специализированные технические решения внедрения агрегации для высокоскоростных линий и некоторых видов упаковки. Агрегация будет препятствовать бесперебойному производству с минимальным количеством брака и влиять на скорость производства на скоростных линиях по розливу напитков. Это приведет опять-таки к росту себестоимости и потери конкурентоспособности легальных производителей.

— Действующая система маркировки (внедренная на первом этапе) работает крайне плохо и существенно увеличивает издержки ведения легального бизнеса. В частности, производители жалуются на то, что коды, которые были потеряны, порвались или плохо пропечатались, невозможно использовать заново, а за каждый новый код нужно платить. Другая проблема – частые перебои в нанесении кодов в связи со слабым интернет-соединением, неисправностями оборудования и трудностями интеграции с операционной системой ЦРПТ «Турон» (оператора маркировки), что приводят к остановкам производства и опять-таки к потерям производителей. Более того у «Турон» периодически случаются профилактические дни, когда производство приходится останавливать, что для некоторых технологических линий просто катастрофично. Наконец, в Узбекистане отсутствует устойчивое техническое обслуживание оборудования, внедрения и работы программного обеспечения, необходимых для маркировки, в том числе из-за острого дефицита квалифицированных специалистов.

— На рынке до сих пор существует значительное количество производителей, которые не внедрили маркировку в свои производственные процессы. Это приводит к неравной конкуренции и создает дополнительные стимулы для увода производства и реализации напитков в «тень». Как следствие происходит вытеснение с рынка продукции тех компаний, которые выполняют требование законодательства по обязательной маркировке. С внедрением «агрегации» эта тенденция усилится.

— Торговые точки, где реализуются прохладительные напитки (а их более 50 тыс. в стране) технически не готовы к осуществлению должного контроля за маркировкой. У подавляющего большинства из них просто не необходимого оборудования. Спрашивается: тогда какой смысл во всей этой инициативе? Какой смысл переходить ко второму этапу внедрения маркировки для прохладительных напитков, если не выполнены задачи первого этапа? Кроме того, при наличии оборудования затрудняется и замедляется обслуживание покупателей.

Таким образом, внедрение обязательной маркировки для прохладительных напитков вместо обеспечения прозрачности рынка и создания условий для легализации неформальных оборотов приводит к прямо противоположным результатам: увеличению издержек легального бизнеса, росту цен на легальную продукцию и созданию стимулов для «теневизации» сектора.

Для того, чтобы цифровизация заработала в положительном для развития экономики направлении, нужно сначала создать для этого необходимые технические и институциональные условия, а также максимально удешевить процесс внедрения маркировки. В том числе необходимо добиться оснащения соответствующими техническими средствами дистрибьютеров и всех точек продаж. Без этого внедрение обязательной маркировки просто не имеет смысла.

А пока необходимые условия не созданы, производители просят отсрочить внедрение «агрегации» — на три года. И аргументируют среди прочего это тем, что даже в России, на опыт которой активно ссылаются наши сторонники внедрения цифровой маркировки, и которая даже чисто технологически была подготовлена к цифровизации лучше, переходный период к «агрегации» составлял 2,5 года (в Узбекистане – 6 месяцев).

Хотя я бы поставил вопрос шире: о целесообразности обязательной цифровой маркировки для безалкогольных напитков.

 

Юлий Юсупов

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.