Экономика Центральной Азии: потенциал развития в условиях изменения транспортных коридоров

Контейнеры
Фото: pexels.com

Срок доставки товаров из Китая в Европу по морю составляет 45 дней, что в три раза превышает минимальное время, которое занимала их транспортировка по железной дороге через страны Центральной Азии и Россию еще три года назад.  Удлинение маршрута делает поставки некоторых товаров менее выгодными, а в случае скоропортящихся продуктов питания и вовсе невозможными.  Однако далеко не все стороны, заинтересованные в перевозках через Центральную Азию, собираются мириться с текущим положением вещей или ждать изменения геополитической ситуации.  Прямо сейчас происходит как освоение новых маршрутов, так и разработка широкого комплекса мер, ускоряющих доставку грузов по региону и повышающих инвестиционную привлекательность транспортной отрасли в Центральной Азии.

28 февраля в Ташкентском государственном транспортном университете состоялась конференция «Устойчивое развитие транспорта: экономика, трансформация, логистика, ESG повестка», на которой рассматривались проблемы и перспективы развития транспортной системы региона.

Кроме ученых из Узбекистана, на конференции выступили специалисты из России, Турции, Кыргызстана и Таджикистана. Затрагивались самые разные темы, например, неочевидный, но тем не менее вполне реальный углеродный след современного транспорта, работающего на электричестве (доклад Е.Г. Попковой «Цифровизация транспорта в поддержку устойчивого развития», Российский университет дружбы народов), унификация бухгалтерской отчетности в странах, через которые проходят трансевразийские транспортные коридоры (доклад Ф.А.Каюмовой «Необходимость развития системы банковского учета в условиях экономической интеграции» из Академии государственного управления Республики Таджикистан), методы предсказания волатильности на финансовых и товарных рынках, определяющих транспортные потоки (доклад А.Ш Хасанова «Structural breaks, conditional distributions and volatility forecasting in financial and commodity markets» из австралийского университета Манаш) и многие другие темы.

По данным на 2023 год, несмотря на постепенное улучшение ситуации в сравнении с доковидными периодом по Индексу эффективности логистики Всемирного банка страны Центральной Азии занимают все еще  довольно скромное место в мировом рейтинге (Кыргызстан — 2.3; Таджикистан – 2.5; Узбекистан — 2.6, Казахстан – 2.7), уступая как странам Европы (Германия — 4.1) и Америки (Бразилия – 3.8), так и некоторым странам Азии (Сингапур — 4.3).

Между тем потребность в эффективной логистике в регионе Центральной Азии чрезвычайно острая. По наблюдениям экспертов, страны региона зачастую сами не производят в достаточных количествах те продукты, которые потребляют ежедневно (сахар, пшеница, подсолнечное масло и т.д.). Отлаженная общая транспортная система для них — жизненная необходимость. При этом довольно распространены случаи, когда товар стоит на границе, ожидая таможенного досмотра, до двух месяцев. К примеру, груз фруктов в результате такой задержки отправляется прямиком на свалку, а не к потребителю.

В этих условиях следует отметить важность концепции мультимодальных перевозок. В соответствии с ней, товар перевозится из одной страны в другую по единому договору. При этом для осуществления одной и той же поставки могут комбинироваться разные виды транспорта – железнодорожный, морской, автомобильный и т.д.

Можно сказать, что именно концепция мультимодальных перевозок связывает между собой множество тем, затронутых на конференции, и позволяет рассматривать их как части общей стратегии развития региона.

Именно на мультимодальные перевозки делает ставку GIZ (Германское общество международного сотрудничества), в январе этого года запустившее новый проект «Упрощение процедур торговли в Центральной Азии», который на конференции анонсировала заместитель координатора проекта Асель Узагалиева. Цель GIZ в данном случае – улучшение условий для мультимодальных перевозок на Транскаспийском маршруте (проходит через Китай, Казахстан, акваторию Каспийского моря, Азербайджан, Грузию), который принято рассматривать как альтернативу транспортировке грузов через Россию.

Изменение маршрута — далеко не единственный способ оптимизации движения товаропотоков через Центральную Азию в Европу и на Ближний Восток.

Важную роль здесь может сыграть сквозная цифровизация поставок. Согласно мировому опыту, к примеру, задержки в портах она способна сократить до 70%, и вполне может улучшить ситуацию на других мультимодальных объектах (терминалах, консолидационных складах, аэропортах и т.д), где также наблюдаются значительные задержки грузов.

Большое значение для развития транспортной системы Центральной Азии имеет привлечение инвестиций. При этом повышается значение зеленой составляющей, а именно, как следует из материалов конференции, важность использования альтернативных источников энергии для поддержания работы транспортной системы. По данным Всемирного банка, 75% грузоперевозчиков, осуществляющих поставки в страны с высоким уровнем дохода, предпочитают экологически чистый транспорт.

Сама концепция мультимодальных перевозок, переход к зеленому транспорту и цифровизация – все это в совокупности образует комплекс мер, способный ускорить движение грузов в Центральной Азии на любом из возможных маршрутов.

Юсуф Ибрагимов

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.