О дорогостоящих и неоправданных инвестиционных проектах в энергетике

Источник: Hydrocarbons -Technology.com

В 80-х годах прошлого века на фоне успеха газовых проектов «Центральная Азия — Центр» был создан большой задел проектов в области развития нефтегазовой отрасли Узбекской ССР. Огромные запасы природного газа, открытые в 60-70 годах, обусловили перспективность проектов по производству синтетического жидкого топлива на базе природного газа Центральной Азии.

Однако, низкие цены на природный газ и продукты его переработки на мировом рынке, а также последовавший распад Советского Союза не позволили случиться своевременной реализации многих проектов, которые имели определённые перспективы.

Логично, что в 2009 году было принято постановление президента Узбекистана «О мерах по реализации проекта «Производство синтетического жидкого топлива на базе очищенного метана Шуртанского ГХК», которым было одобрено «Соглашение о совместном предприятии по реализации проекта по производству синтетических жидких топлив в Республике Узбекистан».

Соглашение было подписано между НХК «Узбекнефтегаз», малазийской компанией Petronas International Corporation LTD и южноафриканской компанией Sasol Synfuels International PTY Limited. По утвержденному предварительному технико-экономическому обоснованию (ТЭО) проекта расчетная стоимость его была определена эквивалентной 2 739,0 млн долларам США. Переработка природного газа в объеме 3,6 млрд. куб. м. в год с производством керосина – 307,3 тыс. тн. (на сумму 117,56 млн. долл.), дизельного топлива – 724,6 тыс. тн. (на сумму 627,79 млн. долл.), нафты – 437,3 тыс. тн. (на сумму 226,75 млн. долл.), сжиженного газа – 53,4 тыс. тн. (на сумму 12,74 млн. долл. США) – такие результаты должны быть достигнуты в результате реализации проекта. Всего стоимость выпускаемой продукции ожидается в районе 984,83 млн. долл. США по ценам на начало проекта. Последняя цифра не соответствует другой заявленной Минэнерго цифре в размере 7,8 трлн сумов, что примерно равно 735,8 млн долларам США по текущему курсу.

В течение прошедшего времени в это постановление четыре раза были внесены изменения (ПП-1618 от 19.09.2011 года, ПП-2706 от 29.12.2016 года., ПП-4293 от 17.04.2019 года. и ПП-4563 от 09.01.2020 года) в соответствии с которыми менялись участники проекта, их долевое участие в проекте и, конечно же общая стоимость проекта.

Сегодня общая стоимость проекта по информации Министерства энергетики Узбекистана достигла 3 611,9 млн. долл. Эта сумма сформирована за счет собственных средств – 571,9 млн. долл., Фонд реконструкции и развития Узбекистана – 740 млн. долл., иностранных кредитов под гарантию государства – 2 300 млн. долл. (кредиторы – Государственный банк развития Китая, KEXIM/K-Sure (Корея), Газпромбанк, Росэксимбанк, ЭКСАР (Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций, Россия). Срок окупаемости проекта определен равным 13 годам (теперь уже к 2021-2034 годам).

В начале апреля 2021 года «Узбекнефтегаз» торжественно объявил, что планирует ввести в эксплуатацию завод по производству синтетического топлива GTL (gas to liquid) в Кашкадарьинской области в августе 2021 года (Был устроен даже пресс-тур на данный завод-гигант, расположенный в степи. Были объявлены поэтапные планы запуска в эксплуатацию:

  • апрель 2021 г. — оборудование производства синтез — газа,
  • май 2021 г. — установки производства готовой продукции,
  • июнь 2021 г. — установка разделения воздуха,
  • август 2021 г. — начало производства.

По замыслу «Узбекнефтегаза» завод даст 1321 рабочее место для региона и ежегодный объем произведенной продукции на сумму 7,8 трлн сумов.

Интересно прикинуть, насколько подобное производство важно для Узбекистана и через какое время такие инвестиции начнут приносить прибыль.

Если взять по объему потребляемого природного газа для реализации данного проекта в размере 3,6 млрд м3 в год, то даже при самой скромной цене по 120 долларов США за 1000 м3 страна потенциально теряет около 432 млн долларов США. Мы могли бы просто экспортировать этот объем газа и получать такие доходы, что в национальной валюте равно 4,6 трлн сумам (а это соответственно 59% от объема заявленной, но еще даже не произведенной продукции). Иными словами, только на основное сырье данное производство будет тратить 59% от общего объема выручки. А ведь еще есть затраты на электричество, вспомогательное сырьё, затраты на оплату труда, на амортизацию основных средств.

Возьмем затраты по амортизации основных фондов: 3,6 млрд долларов США (или 38,16 трлн сумов). По теории экономически эффективным считается проект, который может окупиться за 12,5 лет, имея коэффициент экономической окупаемости в размере 0,8. При выпуске продукции на сумму 0,74 млрд долларов США в год, проект может окупиться за 4,6 года.

Но, если добавить затраты на основное сырье (природный газ в объеме 3,6 млрд м3) и удельные капитальные затраты за 1 год (288 млн. долларов США) вместе, то получается цифра в 720 млн. долларов США или равная 7,63 трлн сумов. Как видим, стоимость выпускаемой продукции практически равна затратам на производство только по 2 главным компонентам, не считая текущие затраты на вспомогательное сырье и материалы, затраты на электричество и затраты на оплату труда. При таком раскладе говорить о потенциальной окупаемости капитальных затрат и не приходится, поскольку проект явно убыточный.

Данное производство при текущих ценах на сырье и готовую продукцию, а также при таком объеме потребления ресурсов и капитальных затрат будет перманентно наносить ущерб народному хозяйству с каждой тонной производимой продукции.

При этом проект реализуется на фоне всеобщего дефицита газа для внутренних нужд. Известно, что в 2020-2021 годах Узбекистан был вынужден импортировать природный газ из соседнего Туркменистана по цене очень близкой к цене экспорта природного газа в Китай.

Возникает вопрос: зачем Узбекистан именно сейчас ускоряет реализацию (за последние 3 года принято четыре постановления по данному проекту) убыточного проекта? Эксперты сходятся во мнении, что проект – кормушка для занятых в проекте структур, аффилированных с «Узбекнефтегазом». Именно они, считают эксперты «освоят» многомиллиардный бюджет на проект, который нашему народному хозяйству и вовсе не нужен.

При этом, обществу следует знать, что таких априори убыточных и ненужных проектов в разработке Минэнерго числятся десятками. Об этом писала очень известная иностранная консалтинговая группа, которая, кстати, сейчас консультирует «Узавтосаноат».

 

Владимир Громов,

специальный корреспондент

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.