О дорогостоящих и неоправданных инвестиционных проектах в энергетике
В 80-х годах прошлого века на фоне успеха газовых проектов «Центральная Азия — Центр» был создан большой задел проектов в области развития нефтегазовой отрасли Узбекской ССР. Огромные запасы природного газа, открытые в 60-70 годах, обусловили перспективность проектов по производству синтетического жидкого топлива на базе природного газа Центральной Азии.
Однако, низкие цены на природный газ и продукты его переработки на мировом рынке, а также последовавший распад Советского Союза не позволили случиться своевременной реализации многих проектов, которые имели определённые перспективы.
Логично, что в 2009 году было принято постановление президента Узбекистана «О мерах по реализации проекта «Производство синтетического жидкого топлива на базе очищенного метана Шуртанского ГХК», которым было одобрено «Соглашение о совместном предприятии по реализации проекта по производству синтетических жидких топлив в Республике Узбекистан».
Соглашение было подписано между НХК «Узбекнефтегаз», малазийской компанией Petronas International Corporation LTD и южноафриканской компанией Sasol Synfuels International PTY Limited. По утвержденному предварительному технико-экономическому обоснованию (ТЭО) проекта расчетная стоимость его была определена эквивалентной 2 739,0 млн долларам США. Переработка природного газа в объеме 3,6 млрд. куб. м. в год с производством керосина – 307,3 тыс. тн. (на сумму 117,56 млн. долл.), дизельного топлива – 724,6 тыс. тн. (на сумму 627,79 млн. долл.), нафты – 437,3 тыс. тн. (на сумму 226,75 млн. долл.), сжиженного газа – 53,4 тыс. тн. (на сумму 12,74 млн. долл. США) – такие результаты должны быть достигнуты в результате реализации проекта. Всего стоимость выпускаемой продукции ожидается в районе 984,83 млн. долл. США по ценам на начало проекта. Последняя цифра не соответствует другой заявленной Минэнерго цифре в размере 7,8 трлн сумов, что примерно равно 735,8 млн долларам США по текущему курсу.
В течение прошедшего времени в это постановление четыре раза были внесены изменения (ПП-1618 от 19.09.2011 года, ПП-2706 от 29.12.2016 года., ПП-4293 от 17.04.2019 года. и ПП-4563 от 09.01.2020 года) в соответствии с которыми менялись участники проекта, их долевое участие в проекте и, конечно же общая стоимость проекта.
Сегодня общая стоимость проекта по информации Министерства энергетики Узбекистана достигла 3 611,9 млн. долл. Эта сумма сформирована за счет собственных средств – 571,9 млн. долл., Фонд реконструкции и развития Узбекистана – 740 млн. долл., иностранных кредитов под гарантию государства – 2 300 млн. долл. (кредиторы – Государственный банк развития Китая, KEXIM/K-Sure (Корея), Газпромбанк, Росэксимбанк, ЭКСАР (Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций, Россия). Срок окупаемости проекта определен равным 13 годам (теперь уже к 2021-2034 годам).
В начале апреля 2021 года «Узбекнефтегаз» торжественно объявил, что планирует ввести в эксплуатацию завод по производству синтетического топлива GTL (gas to liquid) в Кашкадарьинской области в августе 2021 года (Был устроен даже пресс-тур на данный завод-гигант, расположенный в степи. Были объявлены поэтапные планы запуска в эксплуатацию:
- апрель 2021 г. — оборудование производства синтез — газа,
- май 2021 г. — установки производства готовой продукции,
- июнь 2021 г. — установка разделения воздуха,
- август 2021 г. — начало производства.
По замыслу «Узбекнефтегаза» завод даст 1321 рабочее место для региона и ежегодный объем произведенной продукции на сумму 7,8 трлн сумов.
Интересно прикинуть, насколько подобное производство важно для Узбекистана и через какое время такие инвестиции начнут приносить прибыль.
Если взять по объему потребляемого природного газа для реализации данного проекта в размере 3,6 млрд м3 в год, то даже при самой скромной цене по 120 долларов США за 1000 м3 страна потенциально теряет около 432 млн долларов США. Мы могли бы просто экспортировать этот объем газа и получать такие доходы, что в национальной валюте равно 4,6 трлн сумам (а это соответственно 59% от объема заявленной, но еще даже не произведенной продукции). Иными словами, только на основное сырье данное производство будет тратить 59% от общего объема выручки. А ведь еще есть затраты на электричество, вспомогательное сырьё, затраты на оплату труда, на амортизацию основных средств.
Возьмем затраты по амортизации основных фондов: 3,6 млрд долларов США (или 38,16 трлн сумов). По теории экономически эффективным считается проект, который может окупиться за 12,5 лет, имея коэффициент экономической окупаемости в размере 0,8. При выпуске продукции на сумму 0,74 млрд долларов США в год, проект может окупиться за 4,6 года.
Но, если добавить затраты на основное сырье (природный газ в объеме 3,6 млрд м3) и удельные капитальные затраты за 1 год (288 млн. долларов США) вместе, то получается цифра в 720 млн. долларов США или равная 7,63 трлн сумов. Как видим, стоимость выпускаемой продукции практически равна затратам на производство только по 2 главным компонентам, не считая текущие затраты на вспомогательное сырье и материалы, затраты на электричество и затраты на оплату труда. При таком раскладе говорить о потенциальной окупаемости капитальных затрат и не приходится, поскольку проект явно убыточный.
Данное производство при текущих ценах на сырье и готовую продукцию, а также при таком объеме потребления ресурсов и капитальных затрат будет перманентно наносить ущерб народному хозяйству с каждой тонной производимой продукции.
При этом проект реализуется на фоне всеобщего дефицита газа для внутренних нужд. Известно, что в 2020-2021 годах Узбекистан был вынужден импортировать природный газ из соседнего Туркменистана по цене очень близкой к цене экспорта природного газа в Китай.
Возникает вопрос: зачем Узбекистан именно сейчас ускоряет реализацию (за последние 3 года принято четыре постановления по данному проекту) убыточного проекта? Эксперты сходятся во мнении, что проект – кормушка для занятых в проекте структур, аффилированных с «Узбекнефтегазом». Именно они, считают эксперты «освоят» многомиллиардный бюджет на проект, который нашему народному хозяйству и вовсе не нужен.
При этом, обществу следует знать, что таких априори убыточных и ненужных проектов в разработке Минэнерго числятся десятками. Об этом писала очень известная иностранная консалтинговая группа, которая, кстати, сейчас консультирует «Узавтосаноат».
Владимир Громов,
специальный корреспондент
Не статья, а какой то набор непонятно откуда собранной информации, явно заметно что автор ностальгирует по советскому союзу. «Об этом писала очень известная иностранная консалтинговая группа, которая, кстати, сейчас консультирует «Узавтосаноат».» случайно спецкор не работник этой очень известной консалтиноговой группы
Очень интересная, краткая и с конкретными данными статья. Безусловно ясно и понятно, что подобные проекты лоббируются в первую очередь исполнителями проекта. Кто главный подрядчик? Как говорится ищите того, кому это выгодно. Этот подрядчик и вторая компания тоже на эту букву являются главными и основными разрушителями нефтегазовой отрасли Узбекистана, которая совершенно не развивается и монополизирована последние 20 лет. Кому то это выгодно.