Таможенную реформу необходимо довести до конца

Фото: podrobno

Данная статья подготовлена в рамках публичного обсуждения проекта Бюджетного послания по основным направлениям налоговой политики на 2025−2027 годы.

Таможенная реформа: что уже сделано

Масштабная либерализация внешнеэкономической деятельности, которая началась в 2017 году, затронула и сферу таможенного регулирования. В частности

— Была проведена огромная работа в таможенном администрировании с целью сокращения административных барьеров на пути экспорта и импорта, о чем я подробно рассказывал в статье «Таможенная реформа: что сделано и что еще предстоит сделать».

— Произошло значительное сокращение размеров таможенных платежей.

Средневзвешенная ставка начисленных таможенных платежей (таможенная пошлины, акцизы на импорт и НДС, уплачиваемый при пересечении границы) за первые четыре года реформ с 2017 по с2021 гг. уменьшилась почти в два раза: с 49,8% до 25,3% — см. рисунок 1.

Рисунок 1. Средневзвешенные ставки начисленных и фактически уплаченных таможенных платежей.

Источник: Данные Таможенного комитета РУз

При этом ставка фактически уплачиваемых таможенных платежей (начисленные платежи – то, что нужно платить в соответствии с нормативной базой, фактически уплаченные платежи – то, что реально заплачено в бюджет) при этом с 2019 г. растет, а с 2021 г. превысила показатель 2016 г. Это связано с отменой или сокращением льгот по уплате таможенных платежей. Данный процесс начался в 2019 г. в рамках налоговой реформы. И если в 2018 г. разрыв между начисленными и фактически уплаченными таможенными платежами составлял 5,3 раза (!), то в 2021 г. он снизился до 1,9 раз.

Ключевым следствием снижения ставок таможенных платежей стала значительная легализация импорта, а, следовательно, и расширение налогооблагаемой базы, то есть бюджет от снижения ставок таможенных платежей только выиграл. Причем существенно. Если в 2016 г. поступления в государственный бюджет Республики Узбекистан от таможенных платежей, включая НДС, составляли 5,6 в трлн. сумов, то в 2020 г. – 24,8, а в первой половине 2021 г. – 16,3 трлн. сумов. В запланированном бюджете 2024 г. только таможенные пошлины должны обеспечить приток доходов государства на 14,8 трлн. сумов.

Почему я считаю, что значительная часть прироста импорта после 2017 года – это легализация прежних контрабанды и серого импорта? Запредельно высокие ставки таможенных платежей в сочетании с невероятным объемом льгот (из каждых 5,3 сумов, которые должны были идти в бюджет в 2018 г. поступал только 1 сум) неизбежно имеют прямым следствием:

— разрушение конкуренции (поставщики импортных товаров находятся в неравных условиях – кто-то имеет льготы, а кто-то не имеет) и возможность получения избранными импортерами монопольно-коррупционной ренты;

— огромные стимулы для контрабанды и коррупции на таможне (те, кто не имеет льгот, скорее всего вынужден завозить импорт нелегально, платя «дань» таможенникам и прочим чиновникам, иначе он просто не выдержит конкуренции с теми, кто завозит по льготам);

— невероятные стимулы для коррупции при предоставлении всех этих льгот.

Соответственно, как только ставки снизили и масштабы льгот сократили, стимулы и возможности для контрабанды существенно уменьшились.

Имеется и статистическое доказательство легализации импорта. До 2017 г. объемы официального импорта либо были меньше объемов экспорта, либо совпадали с ними – см. рисунок 2.

Рисунок 2. Объемы импорта и экспорта товаров и услуг Узбекистана, в млрд долл. США.

Источник: https://www.stat.uz/ru/ofitsialnaya-statistika/merchandise-trade.

Но в текущих исторических условиях импорт Узбекистана не может не превышать экспорт, причем существенно, так как кроме экспорта у страны имеются еще два важных источника поступления валюты: денежные переводы от трудовых мигрантов и зарубежные кредиты и инвестиции. Отток же валюты осуществляется преимущественно через импорт.

Таким образом, разница между суммой «валютные поступления от экспорта + поступления трудовых мигрантов + приток иностранных кредитов и инвестиций» и показателем официального импорта – это, приблизительно, размер нелегального импорта. И до 2018 года данный показатель был весьма значительным. Опережающий же рост импорта по сравнению с экспортом, наблюдаемый с 2018 г., свидетельствует о существенном сокращении контрабанды и серого импорта. И это результат, в том числе значительного сокращения таможенных платежей.

Итак, таможенная реформа внесла немалый вклад в либерализацию внешнеэкономической деятельности, а, следовательно, и в экономический рост нашей страны. Однако она не доведена до логического конца, прежде всего в вопросах размеров и принципах исчисления таможенных пошлин. Поговорим об этом подробнее.

Высокие ставки таможенных пошлин на отдельные категории товаров

Несмотря на ранее проведенное значительное сокращение таможенной нагрузки на импорт, к сожалению, все еще сохраняются высокие ставки таможенных пошлин на отдельные категории товаров: пошлины в 20 и более % предусмотрены для 261 позиций, включая широкий спектр товаров народного потребления, в том числе продовольственные товары, одежду, обувь, бытовую технику, транспортные средства.

Такой высокий уровень таможенных платежей:

— разрушает конкурентную среду в соответствующих отраслях экономики Узбекистана, создавая искусственные монополии и лишая местных производителей стимулов повышения конкурентоспособности своих товаров, перекладывает издержки неэффективных предприятий на потребителей;

— является важным фактором высокого уровня цен завозимых потребительских и производственных товаров, и соответствующего роста издержек как потребителей, так и производителей;

— стимулирует контрабанду, серый импорт, теневой оборот, рост на рынках доли контрафактной продукции, что негативно сказывается как на добросовестных импортерах и производителях, так и на поступлениях в бюджет.

Вопросы высоких ставок таможенных платежей, унификации акцизов на импорт и местные товары большей частью будут решены в ходе переговоров о вступлении Узбекистана в ВТО. Но это означает, что данный процесс затягивается. Между тем ускоренное решение указанных проблем необходимо не только для вступления в ВТО, но и для повышения эффективности национальной экономики. Поэтому весьма желательно ускорить снижение таможенных платежей для тех категорий товаров, где они завышены.

В качестве примера – 30% пошлина по коду ТН ВЭД 2106 «Пищевые продукты, в другом месте не поименованные или не включенные», куда попадает в том числе специальное и лечебное питание (очень важное, например, для детей и взрослых, страдающих аллергическими заболеваниями), пищевые добавки и ингредиенты (широко используемые в пищевой промышленности). Причем в подавляющем большинстве случаев такая высокая ставка пошлины не служит защитой местным производителям, по причине отсутствия таковых. Зато страдают социально уязвимые семьи, вынужденные покупать лечебное питание по завышенным ценам, а также местные производители пищевой продукции, для которых завышенная стоимость пищевых добавок и ингредиентов увеличивает себестоимость производимой ими продукции.

Совершенно нелогичными и вредными представляются высокие пошлины на некоторые виды сырья и комплектующих, в том числе с точки зрения пресловутого подхода «защиты отечественных производителей». Примером могут служить высокие таможенные пошлины на импорт сырья и комплектующих для мебели:

— плиты, фанера из древесины, прессованная древесина (коды ТН ВЭД 4410-13) – 10%;

— крепежные изделия и фурнитура для мебели (3926300000) – 10%;

— матрацы и прочие изделия меблировки (9404) – 10%, причем по большинству позиций предполагаются комбинированные ставки (не менее от 0,30 до 1,5 долл. США за кг), которые, как правило, существенно увеличивают реальную ставку пошлины;

— части мебели (9403) – также комбинированная ставка: 15%, но не менее 0,40 долл. США за кг.

Чрезмерно завышены ставки таможенных пошлин и на отдельные виды инструментов и оборудования для бизнеса, даже в сравнении со ставками Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза — см. таблицу 1.

Таблица 1. Ставки таможенных пошлин на некоторые виды инструментов и оборудования в Узбекистане и в странах ЕАЭС.

Наименование группы товаров Узбекистан ЕАЭС
Подавляющее большинство инструментов по коду ТН ВЭД 82 10% 0-5%
Большинство видов кондиционеров (код 8415) 10-30% 0%
Холодильники и морозильники (код 8418) 10-20% 5-15%
Ряд видов сельхозтехники по кодам 8432-33 10-15% Подавляющее большинство — 0%
Стиральные машины, в том числе для прачечных (код 8450) 20% 0-10%
Ряд категорий трансформаторов (код 8504) 10% 5-8%
Лампы накаливания (код 8539) 15-30% 0-15%
Тракторы (код 8701) 5-70% 5-10%
Большинство моторных транспортных средств (коды 8702-03), в том числе предназначенных для перевозки большого числа пассажиров 20 и более % 0-20%
Моторные транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов (код 8704) 30 и более % 5-15%
Ряд моторных транспортных средств специального назначения (код 8705) 30 и более % 5-10%

Источники: https://lex.uz/docs/3802366, Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза (https://www.alta.ru/ett/).

Окончание срока временного применения нулевой ставки импортной таможенной пошлины для отдельных категорий товаров

В Узбекистане уже несколько лет подряд продлевается временное применение нулевой ставки импортной таможенной пошлины по широкому кругу потребительских товаров и сырья для их производства, включая мясо-молочную и рыбную продукцию, яйца, овощи, фрукты, муку, кондитерские изделия, шоколад, макаронные и мучные изделия, воды, средства гигиены, детскую одежду, обувь и пр. Последнее такого рода продление (до 1 января 2025 г.) произошло в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 28.12.2023 г. № УП-217 «О мерах по обеспечению стабильности цен на основные виды продовольственной продукции на потребительских рынках».

Практика временного обнуления ставок таможенных платежей на важные потребительские товары и сырья для их производства стала активно применяться в нашей стране с началом пандемии – в целях нивелировать влияние разрыва цепочек поставок потребительских товаров и роста мировых цен на них. В 2022 и 2023 гг. меры по обнулению применялись в том числе в связи с разрывами в цепочках поставок и ростом мировых цен из-за войны в Украине.

Практика временного обнуления ставок таможенных пошлин, а также другие меры экономической политики позволили:

— насытить рынки потребительских товаров, сырья и комплектующих в условиях разрыва цепочек поставок и удорожания транспортных перевозок, когда компании вынуждены менять привычные цепочки поставок, импортируя товары из стран, с которыми Узбекистан не имеет соглашений о свободной или преференциальной торговле, а также использовать более сложные и дорогостоящие маршруты поставок;

— удержаться от падения в галопирующую инфляцию под влиянием роста мировых цен на продовольствие, энергоресурсы, транспортные услуги;

— сократить масштабы контрабанды и теневого оборота указанных товаров (нулевые таможенные ставки существенно сокращают издержки легальных завоза в страну и продаж на внутреннем рынке, а, следовательно, способствуют легализации рынков).

Кроме того, временное обнуление таможенных пошлин стало фактором, сокращающим экономическую зависимость экономики Узбекистана от России. Дело в том, что высокие таможенные платежи (а по многим товарам, попавшим в список на временное обнуление, они весьма значительные) создают искусственные преимущества для поставщиков из стран, входящих в зону свободной торговли стран СНГ, прежде всего России, так как товары этих стран пошлинами не облагаются. Соответственно, обнуление пошлин позволило диверсифицировать импортные закупки по ряду товарных позиций, тем более, после ухода из России ряда международных корпораций, такая диверсификация стала жизненно необходимой.

Ключевая проблема применения указанных выше мер в том, что они носят временный характер и ежегодно продлеваются в самый последний момент (в конце декабря). Это создает для предпринимателей ситуацию крайней неопределенности, что ухудшает деловой климат страны. Кроме того, указанные меры не охватывают все категории потребительских товаров, которые необходимы для удовлетворения потребностей населения.

В этой связи, учитывая, что факторы рисков, подтолкнувших к обнулению таможенных пошлин, сохраняются, ставки на большинство товаров, попавших в списки обнуления, должны будут снижены по итогам переговоров о вступлении Узбекистана в ВТО, было бы рационально с 2025 года установить нулевые или пониженные ставки таможенных платежей на потребительские товары, а также на сырье для их производства на постоянной основе. Это очень важно для обеспечения поставок потребительских товаров по доступным ценам, смягчения инфляции, создания здоровой конкурентной и прозрачной среды на внутренних рынках, а также для создания предсказуемой деловой среды для планирования дальнейшего развития бизнеса в стране в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

В качестве иллюстрации возможных последствий отказа от продления нулевых ставок таможенных пошлин можно привести ситуацию, сложившуюся с продажами в Узбекистане стирального порошка “Ariel” (компании Proctor & Gembel) после отмены нулевой пошлины в 2024 году по коду ТН ВЭД 3402 (моющие средства). Размер пошлины для данной категории товаров составляет 20%, но не менее 0,5 долл. США за кг.

До 2022 г. компания Proctor & Gembel завозила порошок “Ariel”, произведенный на ее заводах в России и Турции. После начала войны в Украине компания прекратила импорт данной продукции из России и начала ввозить ее на территорию Узбекистана только из Турции. Нулевые таможенные пошлины позволяли поддерживать относительно низкий уровень розничных цен (средняя цена в 2023 г. – 75 тыс. сумов за упаковку в 3 кг). Бюджет также получал весомый доход – от уплаченного на таможне НДС в размере 3360 долл. США с одного контейнера. С восстановлением таможенной пошлины в 2024 г. издрежки доставки “Ariel” из Турции резко возросли (рост таможенных платежей в 4,3 раза), в связи с чем компания прекратила официальный завоз продукции из Турции и возобновила его только в августе. При этом рознчичная цена увеличилась в 1,9 раза. Из-за такой высокой цены продажи официально завозимой продукции из Турции существенно сократились по сравнению с предыдущим годом. Как следствие, страдают не только потребители, но и государственный бюджет.

При том, что в январе-мае 2024 г. компания Wings Distribution, представляющая Procter & Gamble, не ввозила продукцию “Ariel” на территорию Республики Узбекистан, за этот период было ввезено более 150 тонн порошка “Ariel” по искусственно заниженной цене. Эта продукция завозилась из России, вопреки запрету Procter & Gamble, то есть это был серый импорт, к тому же не облагаемый таможенной пошлиной (как продукция из страны, входящей в зону свободной торговли стран СНГ). Незаконно завезенный из России стиральный порошок продается по гораздо более низкой розничной цене, нежели официально завезенный из Турции, — 85 тыс. сумов за упаковку в 3 кг. При этом таможенные платежи, уплачиваемые в бюджет в 1,7 раза меньше, тех, которые платились в 2023 г. при нулевых ставках таможенных пошлин (из-за искусственного занижения таможенной стоимости).

Таким образом, отказ от нулевой таможенной стоимости привел к существенному росту розничной цены импортных порошков, увеличению доли серого импорта и к потерям государственного бюджета.

Широкое применение комбинированных ставок таможенных пошлин

В Узбекистане наряду с адвалорными ставками таможенных пошлин (определенный процент с таможенной стоимости) широко применяются комбинированные ставки (когда размер таможенной пошлины определяется правилом «не менее столько-то $ за 1 единицу, кг, литр и т.д.) – более чем для 200 категорий товаров, что приводит к скрытому повышению реально уплачиваемых размеров таможенных платежей. Причем реальный ставки в некоторых случаях могут в разы превосходить декларируемые адвалорные ставки (так как по многим позициям комбинированные ставки искусственно завышены и иногда существенно превышают размер себестоимости продукции + стоимости ее транспортировки). Завышенные ставки пошлин стимулируют контрабанду и коррупцию, создают почву для расширения теневого оборота на внутренних рынках, ставят законопослушных импортеров в неконкурентоспособное положение, увеличивают издержки местных производителей (когда речь идет об импорте сырья и комплектующих).

Несколько примеров такого рода скрытого повышения таможенных пошлин. Таможенная пошлина для пылесосов (код ТН ВЭД 8508) — 20%, но не менее 15 дол. США за единицу. Учитывая, что китайский пылесос с мешковым пылесборником CIP Tashkent стоит около $30 (за последнее несколько лет цены на пылесосы в Китае очень сильно упали), то реально уплачиваемая пошлина (15 долл. США) составляет не 20%, а 50%. Для китайского пылесоса с пластиковым пылесборником CIP Tashkent $40 реальная таможенная пошлина — 37,5%. Таможенная пошлина для бытовых холодильников (код ТН ВЭД 841810) — 20%, но не менее 60 долл. США за единицу. Однако сегодня таможенная стоимость многих китайских холодильников ниже 200 долл. США. То есть пошлина в реальности составляет 30 и более %.

Учитывая, что на такие высокие таможенные пошлины накладывается еще и НДС, стоимость легально завезенных импортных товаров существенно возрастает. Как результат, на рынках бытовой техники широко представлена контрабандная продукция, в ценах которой очевидно не заложены пошлины и НДС. Другая сторона этого явления – завышенные цены бытовой техники для конечного потребителя, который зачастую вынужден брать потребительские кредиты и влезать в долги, чтобы обеспечить базовые потребности современного человека.

Применение двойных ставок таможенных пошлин для товаров из стран, с которыми не заключены специальные соглашения

В Узбекистане до сих пор действует правило, в соответствии с которым, импорт из стран, с которыми не заключены соглашения о создании зоны свободной торговли или о торгово-экономическом сотрудничестве с предоставлением режима наибольшего благоприятствования облагается по двойным ставкам таможенных пошлин. Между тем, список стран с которыми заключены соответствующие соглашения весьма ограничен.

Данная норма препятствует страновой диверсификации импорта, ограничивает доступ импортных потребительских товаров и ресурсов для бизнеса в страну, является фактором инфляции, стимулирует контрабанду и теневой оборот. Данная норма тем более не оправдана в ситуации, когда компании в условиях текущей геополитической нестабильности вынуждены менять привычные цепочки поставок, импортируя товары из стран, с которыми Узбекистан не имеет преференциальных торговых соглашений, а также использовать более сложные маршруты поставок. Все эти дополнительные расходы отражаются на ценах импортной потребительской продукции, в том числе товаров первой необходимости, так и на себестоимости продукции местных производителей.

Что делать?

Из вышесказанного следует, что в настоящее время очень важно скорректировать таможенную политику в сторону существенного сокращения ставок таможенных пошлин по тем товарным позициям, по которым они чрезмерно завышены: более 10-15% по потребительским товарам, более 5% по сырью, материалам, комплектующим, инструментам и оборудованию. Тем более, что на сокращение ставок таможенных пошлин в любом случае придется идти в связи с грядущем вступлением в ВТО. Чем быстрее это будет сделано, тем меньшие потери понесет экономика страны от существующих ограничений для свободной торговли и конкуренции.

Также необходимо:

— установить нулевые или пониженные (не более 5%) ставки таможенных пошлин на постоянной основе по спискам категорий товаров, по которым установлены нулевые таможенные пошлины на временной основе;

— отказаться от применения комбинированных ставок таможенных пошлин за исключением случаев, когда имеются весомые аргументы в их необходимости;

— отказаться от применения нормы, в соответствии с которой, импорт из стран, с которыми не заключены соглашения о создании зоны свободной торговли или о торгово-экономическом сотрудничестве с предоставлением режима наибольшего благоприятствования облагается по двойным ставкам таможенных пошлин.

Очень хочется надеяться на доведение до логичного конца начавшейся в 2017 году таможенной реформы.

 

Юлий Юсупов

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.