«Нетерпеливая молодежь» – будущее рыночной экономики Узбекистана
12 декабря в гостинице Hyatt Regency Ташкент состоялся официальный запуск семилетней программы Европейского банка реконструкции и развития «Молодежь в бизнесе»: на поддержку предпринимателей малого и среднего бизнеса в возрастной категории от 18 до 34 лет из Центральной Азии выделяется 200 миллионов евро. Для осуществления программы ЕБРР планирует сотрудничество с 20 банками по всей центральной Азии.
По существу мероприятие представляло собой публичный семинар, где оглашались аналитические доклады и с участием экспертов и партнеров ЕБРР, включая собственно молодых предпринимателей из Узбекистана, обсуждались текущие проблемы молодежного бизнеса Центральной Азии.
По словам старшего советника ЕБРР по внешним связям в регионе Центральная Азия и Монголия Антона Усова, подобные инициативы имеют для развития региона очень большое значение
«Дело в том, что в экономиках таких стран как Узбекистан или Казахстан вплоть до настоящего момента преобладает доля государства. Мы хотели бы, чтобы роль частного бизнеса в этих странах постепенно возрастала, поскольку динамичной, адаптивной и по-настоящему устойчивой может быть только экономика с развитой рыночной составляющей. Малый и средний бизнес в Центральной Азии — это и есть тот корень, из которого она может и должна вырасти», — рассказывает советник.
Есть все основания считать ключом к этому переходу именно молодежный малый или средний бизнес. Его современному состоянию и перспективам был посвящен доклад партнера ЕБРР, аналитика Бенедикта Валера.
В демографическом отношении Центральная Азия довольно сильно отличается от, например, европейских стран. Здесь примерно треть населения находится в возрасте от 18 до 34 лет. В отличие от западных стран люди этого возраста в Центральной Азии обычно состоят в браке и растят детей, то есть вынуждены решать деловые и семейные проблемы одновременно.
При этом среди молодежи доля безработных почти в два раза выше. Именно поэтому 90 % тех молодых людей, которые уезжают из региона учиться или работать, покидают его навсегда.
Тем не менее, молодежь в Центральной Азии по данным демографов все равно преобладает, а пожилое население немногочисленно.
По прогнозу Бенедикта Валера, через десять лет ожидается смена поколений в бизнесе, то есть пожилые неизбежно передадут свои дела более молодым. К этому моменту у них откуда-то должен появиться соответствующий опыт и специальные знания. Пока дела с этим обстоят не так хорошо, как хотелось бы.
Исследования экспертов ЕБРР показали, что на данный момент 4 из 5 молодых предпринимателей в Центральной Азии получают знания о бизнесе исключительно от родственников и соседей.
Однако дело не только в образовании. Хромает и практика, причем по системным причинам. Банки в Центральной Азии, включая Узбекистан пока скептически, без доверия относятся к молодым предпринимателям. Первая причина может показаться формальной: у молодежи по определению нет и не может быть долгой кредитной истории. Соответственно, деньги на свой бизнес они зачастую берут не в банках, а занимают у знакомых и родных.
Помимо отсутствия у молодых предпринимателей кредитной истории есть и другие причины для недоверия к молодежи со стороны банков. Как сотрудники финансовых организаций-партнеров ЕБРР из сопредельных стран, так и представители молодежного бизнеса из Узбекистана на панельной дискуссии отмечали, что деловой молодежи в странах Центральной Азии не хватает терпения. Очень заметно желание разбогатеть быстро при явственной нехватке знаний. У некоторых, как признает Бенедикт Валера, так же, как и у их более старшего делового окружения, нет адекватного понятия о рисках и профессиональных навыков управления рисками.
Специалисты ЕБРР предлагают комплексное решение проблемы общего языка и взаимного доверия между банками и молодежью в Центральной Азии.
«В рамках своих программ ЕБРР берет на себя обучение будущих бизнесменов (как в очном формате, так и удаленном, при помощи сетевых образовательных платформ), фактически готовит их к кредитам, а банкам-партнерам гарантирует покрытие ущерба на начальном этапе», — поясняет заместитель директора ЕБРР по инклюзивному финансированию Оксана Пак.
«Для нас существующие банки очень важны, — объясняет Антон Усов, — поскольку они имеют сеть филиалов, охватывающих всю страну. Без них мы никак не сможем работать в удаленных регионах. Если какая-нибудь молодая предпринимательница в Нукусе захочет открыть свое дело, у нее должна быть возможность обратиться в местный банк».
Один из приоритетов ЕБРР в Центральной Азии — поддержка женского предпринимательства. По планам организации, женскими должны быть не менее 30 % от общего числа бизнесов, получающих кредиты или консалтинговую помощь в рамках программы.
По данным экспертов ЕБРР, женский бизнес добавляет устойчивости любой национальной экономике. «Женщины осторожнее инвестируют и ответственнее платят по кредитам», — подытоживает управляющий директор ЕБРР по Центральной Азии Жужанна Харгитай.
Мероприятие завершилось публичным подписанием соглашений между ЕБРР и крупнейшими частными банками Узбекистана и Казахстана — Хамкорбанк (кредит 10 миллионов долларов) и Шинхан банк Казахстан (8 миллионов долларов), также между ЕБРР и самыми продвинутыми микрокредитными организациями Центральной Азии Транскапитал (Монголия, соответственно, 4 миллиона долларов) и Арнур Кредит (Казахстан, 2 миллиона долларов).
Как отмечает Оксана Пак, банкам в складывающейся ситуации следует действовать проактивно.
Молодые предприниматели среди прочего — активные агенты цифровой трансформации экономики в Центральной Азии, так как предпочитают всё делать удаленно и побуждают к этому других.
«Молодежь мало-помалу, но всё чаще находит финансирование при помощи других инструментов, например, краудфандинговых платформ и соцсетей. Банки эту конкуренцию новым финансовым технологиям могут в итоге и проиграть», — разъясняет эксперт.
Очень важно эту инициативную молодежь не проворонить. Здесь есть над чем подумать и банкам, и государству, и обществу.
Комментарии