Шелководство: грядут перемены?

Фото: Orient tm

В марте 2023 г. я опубликовал статью «Шелководство в Узбекистане: неэффективная практика бюрократического управления сохраняется» (https://kun.uz/ru/99685854), в которой, опираясь в том числе на результаты социологических опросов международной организации «Узбекский форум по правам человека», рассказал о ключевых проблемах отрасли.

Наличие богатой традиции по производству шелка в Узбекистане, благоприятный климат, высокая плотность населения, избыточность трудовых ресурсов в сельской местности должны были сделать шелководство перспективной отраслью для генерации занятости и доходов сельских жителей. Однако опрошенные Узбекским форумом надомники (те, кто занимается выращиванием коконов) и фермеры не считают, что выращивание коконов является для них доходным делом, а многие фермеры занимаются этим видом деятельности недобровольно.

Ключевая причина – в методах управления отраслью шелководства, которые не соответствуют принципам рыночной экономики:

  • Цены, по которым в обязательном порядке сдается урожай коконов, назначаются чиновниками, а не определяются на рынке. Искусственно заниженные нерыночные цены не позволяют надомникам получать адекватную оплату за тяжелый труд, а фермерам – плату за организационную работу. Более того, для фермеров обязанность выращивать коконы в большинстве случаев приносит материальные убытки.
  • Сохраняются обязательные плановые задания для фермеров по сдаче урожая коконов шелководческим кластерам. Фермеров принуждают к выращиванию коконов зачастую без всяких законных оснований, так как у большинства из них в договоре аренды земли не предусмотрено обязательное выполнение этого вида деятельности.
  • Используются административные рычаги давления на фермеров, которые вынуждены соглашаться, несмотря на отсутствие выгоды. В противном случае им угрожают изъятием земли (в нарушении законодательства и заключенных арендных договоров, но у фермеров нет действенных правовых рычагов для отстаивания своих прав), прочими санкциями, связанными с проверками и иными формами вмешательства в их деятельность.
  • Формальными поводами для санкций могут служить «нарушения» фермеров, связанные с принуждением их к выращиванию хлопка и пшеницы. Эти культуры многим из них не приносят доходы, и они вынуждены выращивать на землях, предназначенных для хлопчатника и пшеницы, другие более прибыльные культуры.
  • Плановые задания зачастую произвольны, не учитывают возможности выращивания коконов (обеспеченность листьями тутовника, помещениями, рабочей силой), что ведет к дополнительным издержкам.
  • У надомников и фермеров нет возможности выбора закупочной организации, что ставит их в зависимое положение от закупщика, ограничивает возможности выбирать лучшие условия деятельности (своевременность платежей, консультации агронома, качество грены и пр.) и отстаивать свои права, например, в случаях несвоевременной оплаты за поставленные коконы.

Все это ограничивает свободу предпринимательства, не позволяет работать рыночным механизмам конкуренции и ценообразования. Рынок подменяется волюнтаристскими решениями чиновников, что само по себе неэффективно и, кроме того, порождает коррупцию, расширяет масштабы неформальной экономики. В частности, коррупция возникает, когда фермеры вынуждены давать взятки, чтобы снизить размер планового задания, «закрыть вопрос» о невыполненном плане или просто откупиться от обязанности выращивать коконы. Существующая система создала неформальный рынок коконов, на котором поставщики коконов вынуждены их покупать, чтобы выполнить план.

Структура управления отраслью неэффективна, непрозрачна, имеет место дублирование функций Комитета по развитию шелководства и шерстяной промышленности и Ассоциации «Узипаксаноат». Причем Ассоциация выполняет несовместимые функции: хозяйствующего субъекта, отраслевой ассоциации, представляющей интересы ее членов, и государственного регулятора отрасли, что означает очевидный конфликт интересов.

Другой конфликт интересов заключается в том, что шелкоперерабатывающие предприятия – коммерческие негосударственные организации – участвуют в размещении обязательных заданий производства коконов среди фермеров, что позволяет им получать конкурентные преимущества за счет искусственно заниженных цен на сырье и использования принудительного труда. Причем конкурентные преимущества частным компаниям помогают обеспечить государственные чиновники всех уровней власти, а также квазигосударственные «общественные организации» и местные органы самоуправления.

К сожалению, практика принуждения фермеров продолжается и в текущем, 2024 году. В Интернете можно найти немалое число свидетельств этому. В качестве примеров:

  • Фермеров Акалтынского района Сырдарьинской области принуждают подписать пустой (без указания обязательств по поставкам) контракт на выращивание коконов в 2024 году. «Они угрожают закрыть наши фермы, если мы не сделаем то, что они говорят. Если мы подпишем чистый лист бумаги, то они наверняка впишут туда тонны коконов и заманят нас в ловушку» (https://t.me/sizdantelegram/45185, сообщение от 31 января).
  • «Пишем из Тупраккалинского района Хорезмской области. Хозяйства всех направлений района вынуждены заключать договор на выращивание тутового шелкопряда (коконов). Фермерам, выступающим против этого, грозит конфискация их земель» (https://t.me/sizdantelegram/45194, сообщение от 1 февраля).
  • «В Камашинском районе Кашкадарьинской области хозяйства, специализирующиеся на выращивании пшеницы и хлопка, обязали принять по 13 коробок грены (т.е. нужно сдать 13х60кг=780 кг коконов). Это невероятное решение хокима района реализуется через прокурора и главу МВД. Фактически, чтобы вырастить 1 коробку, то есть 60 кг коконов, нужно 2 комнаты по 7 кв м. 13 коробок (780 кг) требуют 26 комнат. Ладно, пусть дадут 2-3 коробки, мы их бесплатно накормим, но 780 кг – это неразумно… Выращивать коконы – это боль. Если план не выполняется, за каждый невыполненный килограмм взимают деньги по 50-60 тысяч сумов» (https://t.me/sizdantelegram/46070, сообщение от 29 апреля).
  • «Пишем из Каттакурганского района Самаркандской области. Фермеров заставляют выращивать коконы. По заданию хокима района глава МИБ оказывает давление на тех, кто отказался получать грену» (https://t.me/sizdantelegram/46080, сообщение от 30 апреля).
  • Расул Кушербаев рассказывает (https://t.me/r_kusherbayev/6449, сообщение от 22 мая) о ситуации, когда под выращивание коконов шелкопряда переоборудована комната в здании водохозяйственно-мелиоративного колледжа Камашинского района Кашкадарьинской области. Колледж таким образом реализует «план по сдаче коконов». Кушербаев вполне резонно спрашивает: «Кто установил перед учебным заведением такого рода план?»

В моей статье, опубликованной в марте прошлого года, также предлагались реформы, которые должны были изменить ситуацию в отрасли в лучшую сторону, обеспечить внедрение и работу рыночных механизмов.

В июле Ассоциация «Узипаксаноат» подала на меня в суд, обвинив в искажении информации. Суд первой инстанции решил, что я нанес вред деловой репутации Ассоциации. В частности, было «установлено», что нет никакой зависимости «Узбекипаксаноат» от государства и нет никакой государственной поддержки этой абсолютно «независимой» организации, шелковые кластеры также не связаны с государством, нет никакого принуждения фермеров к выращиванию коконов, а опросы, проведенные международной организацией «Узбекский форум по правам человека», не легитимны, так как Форум не зарегистрирован в Узбекистане. Но уже вторая инстанция (в ноябре) отменила решение первой инстанции, посчитав претензии Ассоциации ко мне абсурдными (https://www.facebook.com/yuliy.yusupov/posts/pfbid02xQyYrf7pJJykrCm5c9ScMBUbpwY57DMMvEqHmGHgZu8EetytiJhrrtuv5MEzSTpkl).

Публикации «Узбекского форума по правам человека», моя статья, судебный процесс и связанный с ним резонанс обнажили проблемы сектора шелководства и сделали очевидным запрос на реформы. В августе (еще до решения суда первой инстанции) был отстранен от управления отраслью её фактически полновластный «хозяин» Бахром Шарипов, одновременно возглавлявший Комитет по развитию шелководства и шерстяной промышленности и «независимую» ассоциацию «Узипаксаноат» (отказавшийся от поста руководителя Ассоциации лишь в 2023 г., но все равно продолжая ей управлять), а также де факто владеющий несколькими шелковыми кластерами (при этом «хозяин» вполне искренне не видел в таком положении дел никакого конфликта интересов). Новое руководство Комитета совместно с Администрацией президента страны стали прорабатывать планы необходимых изменений в отрасли. Первый шаг – подчинение комитета Министерству сельского хозяйства (до этого он подчинялся напрямую Администрации президента).

В феврале 2024 г. президент страны озвучил (https://t.me/Press_Secretary_Uz/3831) некоторые планы предстоящих реформ, которые должны перевести отрасль на рыночные принципы в два этапа. На первом этапе (в 2024 году) планировалось повышение закупочной цены на коконы шелкопряда на 25%, а также введение налоговых льгот для надомников. На втором этапе (с 2025 года) – отмена практики установления цен государством и прикрепления поставщиков коконов к кластерам. Коконы станут продаваться на договорной основе или через биржу.

3 мая 2024 года президент подписал указ УП-72 «О дополнительных мерах по ускорению внедрения рыночных механизмов в сфере выращивания коконов и шелководства» (https://www.lex.uz/ru/pdfs/6913537). Документ нацелен на «дальнейшее улучшение инвестиционного климата в сфере выращивания шелкопряда и шелководства в стране, расширение сырьевой базы …, повышение занятости …, а также ускорение работ по внедрению рыночных механизмов». Среди приоритетными направлений модернизации сектора согласно указу определены:

  • «Создание условий для развития рыночных отношений и добросовестной конкуренции в сфере выращивания шелкопряда и шелководства, налаживание системы равных возможностей и льгот для всех участников производственной цепочки».
  • «Создание равных возможностей и выгодной системы для всех участников производственной цепочки путем применения открытых правил длясвободной бизнес-среды, вхождения в сферу и ведения деятельности предпринимателей в сфере выращивания шелкопряда и шелководства».
  • «Привлечение фермеров, индивидуальных предпринимателей и самозанятых лицк выращиванию шелкопряда путем организации открытого рынка коконов в республике и реализации коконов по рыночной цене».

Для реализации поставленных задач в течение 2024-2027 годов планируется существенно увеличить площадь тутовых полей (довести до 160 тыс. га, а количество тутовых деревьев, посаженных в один ряд по краям полей, – до 500 млн. единиц). Также ставится задача улучшить качество производимого в стране шелка-сырца и довести степень его переработки до 75%.

Земли под тутовые сады будут сдаваться в аренду преимущественно через электронные аукционы, что без сомнения является важным признаком того, что государство планирует сделать процессы распределения земли прозрачными и независимыми от местных властей.

На период 2024 года закупочная цена живых коконов увеличивается на 25% с обязательным расчетом с поставщиками коконов до сентября.

Указом предусмотрены дополнительные меры по увеличению сезонной занятости в сфере выращивания коконов, включая организацию учебных курсов, освобождение от подоходного налога физических лиц, занимающихся выращиванием живых коконов в домашних условиях, освобождение от социального налога средств, направляемых на оплату труда надомников (налоговые льготы действуют до конца 2025 года). До конца 2025 года вводится пониженная ставка земельного налога на участки, используемые в качестве кормовой базы в отрасли шелководства.

В Ферганской и Хорезмской областях будут созданы новые семеноводческие станции. Для финансирования «инвестиционных проектов по созданию станций племенного семеноводства, производству шелковых тканей и готовой продукции из них, а также таких нетрадиционных для сферы готовых продуктов из шелковой продукции, как лекарственные средства и косметика» Фондом реконструкции и развития открывается кредитная линия на 30 млн долл. США, в рамках которой будут выдаваться кредиты сроком на 10 лет с трехлетним льготным периодом по годовой ставке 6% .

Наконец, согласно указу, создана рабочая группа (во главе с вице-премьером Жамшидом Ходжаевым) по разработке конкретных механизмов развития сектора на основе рыночных принципов. Реформы, которые должна предложить группа, начнут внедряться в 2025 году.

Будем надеяться, что план реформ будет разработан и принят и долгожданные реформы наконец состоятся. Причем реформирование отрасли шелководства должно стать частью аграрной реформы, направления которой очевидны:

  1. Категорический отказ от обязательного государственного заказа, включая практики «размещения сельскохозяйственных культур», нормирования показателей урожайности и принудительной контрактации фермеров с кластерами, как противоречащих принципам рыночной экономики, являющихся источником коррупции и нерационального использования земли.
  2. Формирование свободных рынков сельскохозяйственных культур, которые сейчас выращиваются в соответствии с государственным заказом и цены, на которые определяются государством.
  3. Формирование свободных и конкурентных рынков ресурсов и услуг для агропроизводителей, а также совершенствование системы финансирования сельского хозяйства.
  4. Укрепление и расширение прав владения землями сельскохозяйственного назначения, в том числе ограничение прав местных властей в распределении и перераспределении земли.

Применительно к отрасли шелководства задачи реформы заключаются в:

  • отказе от принудительного размещения заказов на выращивание коконов шелкопряда;
  • формировании свободного рынка коконов шелкопряда и отказе от централизованного ценообразования на коконы.

Шелкопереработчики должны будут покупать коконы на свободном рынке по свободным ценам. Они также смогут заключать долгосрочные контракты с производителями коконов на взаимовыгодных условиях.

Важно также разработать и внедрить четкие и прозрачные правила распределения и перераспределения земли под тутовые плантации. Права аренды земли должны выкупаться через открытые аукционы, в которых могут принять участие шелкопереработчики, фермеры и надомники или их объединения (кооперативы). Если землю арендуют шелкопереработчики, то они смогут сдавать тутовые плантации в субаренду надомникам на условиях долгосрочных поставок коконов, выращенных на этих землях.

Отрасль шелководства нуждается также в административной реформе, нацеленной на разделение функций государственной политики, государственного регулятора, отраслевой ассоциации и хозяйственной деятельности. Ассоциация «Узипаксаноат», совмещающая все указанные функции, должна быть реструктуризирована.

Функции политики – это функции Министерства сельского хозяйства. Функции регулятора – это функции Комитета по развитию шелководства и шерстяной промышленности. Функции ассоциации должна выполнять созданная производителями отрасли организация, а не квазигосударственная структура, находящаяся на содержании у государства. Ну и конечно же членство в ассоциации должно быть добровольным и ее члены не должны пользоваться какими-либо льготами и привилегиями, назначаемыми государством.

Юлий Юсупов

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.