Фундаментальные угрозы развитию Узбекистана
Начинают появляться первые признаки серьёзных вызовов и рисков, угрожающих существованию Узбекистана, как суверенного государства. Абдулла Абдукадиров предлагает своё видение тех угроз, которые считает основными и прогноз возможных сценариев развития событий. Это первая часть статьи, в которой речь пойдет про политические риски.
Радикализация религиозных взглядов
Время показало, что «Талибан» причисляет себя к течению «деобандизм» — одному из наиболее жестких внутри ислама. Учение, возникшее в 1867 году в одном из медресе индийского города Деобанд, призывало сторонников сопротивляться колонизации Индии британскими войсками.
Историческая справка:
Деобандисты считают, что традиционный ислам сделал слишком много уступок внешнему миру, поэтому его необходимо очистить. В Центральную Азию идеи деобандизма стали проникать вслед за суфизмом.
«Чтобы жить в соответствии с чистой исламской традицией, они приняли Таклид (приверженность старым интерпретациям писания) и отвергли богословов, интерпретирующих положения ислама с учетом изменений, произошедших в мире со временем», — так описывается деобандизм в докладе Института иностранных языков Центра подготовки армии США.
«Талибан» начал адаптировать деобандизм к афганским реалиям с начала 90-х. Например, разрешается убить лишь в ответ на убийство (принцип «око за око»), но «достойным поступком» считается простить оппонента. Талибан отказался от принципа преобладание «достойных поступков» над разрешенными действиями, поскольку у разных племен и народов, живущих в стране, было разное понимание того, что допустимо и что достойно.
К 1998 году талибы существенно разбавили деобандизм положениями из кодекса поведения пуштунских племен «Пуштунвали», сделав свою систему взглядов еще более радикальной.
«С точки зрения деобандистов, цель правительства — быть проводником божественной воли, а не гарантировать индивидуальные права и свободы граждан», — отмечается в «Талибан. Ислам, нефть и новая Большая игра в Центральной Азии», изданной в 2000 году.
Первые 25 лет независимости система взаимоотношений правительства Узбекистана с религией строилась на «направлении в нужное русло» религиозных лидеров, которые, порой, толковали ислам своеобразно. Поэтому толкование ислама, напоминающее деобандистское, когда духовный лидер общины становится главным проводником истины нашло место в некоторых религиозных общинах Узбекистана. Подобное положение может привести к отставанию и невежеству, и в недалеком будущем – к социальным столкновениям.
Система подбора кадров на государственную службу, основанная на принципе личной преданности, только усугубляет этот процесс. То есть работает обратная селекция: главное преданность, а низкая квалификация, получается, не порок. Люди, отобранные на госслужбу по такому принципу, будут прекрасно понимать уязвимость собственного положения. Поэтому они могут в услужливом служебном рвении преступить закон, чтобы исполнить поручения, которые, порой, выходят далеко за пределы законов страны.
Это уже вызывает молчаливое возмущение общества, и дальнейшая поддержка этой линии убьёт государственность. Складывается впечатление, что выращивается генотип бездушных, малограмотных, но преданных чиновников.
Такой способ отбора кадров, манипулирования общественным сознанием, возможно, и дает гарантию стабильности властных структур, но прогресса в таком обществе не будет. Первые 25 лет независимости это доказали, что и было признано публично. Экономические трудности будут нарастать и для удержания недовольства, вполне возможно, будет призван радикальный ислам. Некоторая часть общества уже вместо образования и просвещения ищет ответы на вызовы времени в религии, разделяя общество на «мы» и «они», что есть источник «языка вражды», т.е. основа возникновения раскола общества. Первые результаты такого хода событий уже налицо в виде увеличившихся в разы случаев бытового насилия с использованием религиозных аргументов и ножей.
Если срочно не выработать государственные меры по сдерживанию влияния таких учений, нас ждут смутные времена.
Признаки давления на суверенитет
После заявления руководством страны, что Узбекистан не будут вступать в какие-либо военные блоки, агрессивная риторика по предупреждению руководства страны от «необдуманных поступков» усилилась. Если раньше в публичном пространстве открыто не угрожали Узбекистану, то теперь это делается регулярно. И речь уже не идет о прозрачных намеках на трудности с экспортом овощей и фруктов из Узбекистана или проблемах с экспортом трудовых ресурсов. Угроза сейчас обрела форму конкретного военного вмешательства с помощью третьих стран. Политтехнологи совершенно однозначно говорят, что в случае размещения иностранных военных сил в Узбекистане, страна превратится в некое подобие Сирии и Ирака.
Политика умеренного центризма в переговорах с крупными странами, имеющими свои стратегические интересы в Центральной Азии, никогда не имела успеха. Поэтому для Узбекистана нет иной альтернативы, кроме укрепления собственной экономики, гражданского общества и обороноспособности, в том числе за счет диверсификации вооружения, имея в виду современные роботизированные технологии воздушной разведки и огневого поражения. Мы должны более последовательно защищать собственные цели развития, без особой оглядки по сторонам.
Какие они, наши цели?
- Укрепление обороноспособности страны перед внешней угрозой;
- Открытие южных транспортных коридоров;
- Достижение роста экономики не менее 10% в год, чтобы рабочая сила была востребована внутри страны;
- Энергетическая независимость;
- Диверсифицированная по продуктам и рынкам внешняя торговля;
- Повышение качества образования и создание максимально выгодных условий работы квалифицированным специалистам.
Руководства других стран будет считаться с позицией Узбекистана, если будут уверены, что страна остаётся верной международным договорам и взятым обязательствам.
Нарастание внутренних проблем страны неизменно может «расшатать» ситуацию, чем могут воспользоваться внешние силы, использовав радикальных клерикалов. Тогда превращение страны в очередную Сирию или Афганистан станет очень простым делом. Другие страны будут воевать на нашей территории, продавая оружие обеим сторонам и натравливая стороны друг против друга.
Выход из этой ситуации – укрепление экономики и обороноспособности страны, постепенное формирование сильного гражданского общества. Надо прекратить практику передачи в иностранные руки богатства недр Узбекистана. Кто не владеет недрами, тот не контролирует страну.
Отсутствие системы сдержек и противовесов
Страна должна отказаться от практики предоставления незаконных полномочий представителям исполнительной власти, якобы с целью «убрать препятствия их деятельности». Недавние изменения в Административном и Уголовном кодексах, предусматривающие ответственность граждан за невыполнение законных требований представителей власти и за критику их работы – консервируют существующий правовой дисбаланс между правами граждан и фактическим их соблюдением, предоставлением гарантий их соблюдения.
Поддержка президентом свободы слова – важный, но все же недостаточный элемент развития свободы и демократии.
Без законодательной основы разделения органов законодательной и исполнительной власти сверху донизу – до районного уровня – результатов не будет. Закон должен требовать реальной подотчетности исполнительной власти перед представительской на всех уровнях. Иначе хроническую болезнь неадекватного использования власти в Узбекистане не победить.
Надо начать с самого простого – не делать законодательных, исполнительных исключений из общих правил ни для кого. Не допускать принятия секретных и «полусекретных» решений, касающихся деятельности хозяйствующих субъектов, особенно управляющих государственными активами.
Должна быть выработана новая система обеспечения свобод судей и защиты их прав, решений от посягательств третьих заинтересованных сторон. Должна быть устранена существующая пока система взаимной «защиты чести мундира» во всех силовых структурах без исключения.
Никаких льгот отдельным хозяйствующим субъектам, нарушившим закон чиновникам, проигнорировавшим нарушение прав человека силовым структурам – никакие заслуги не должны освобождать чиновников от ответственности по закону, произнеся «волшебное» слово «узр»!
Государственные научно-исследовательские институты должны быть выведены из-под подчинения ведомств и получить широкие возможности анализа и критики принимаемых властью решений.
Абдулла Абдукадиров,
финансовый аналитик Anhor.uz
Продолжение следует
В предложениях мало конкретики, по большей части общие места. Но автор несомненно прав в одном — без крепкой социально-экономической базы немалая часть населения форсированно радикализируется, сознательно отказываясь от устоев светской государственности. Могу как юрист привести пример. На днях несколько предпринимателей просили совета как можно будет взыскать часть средств за проданные в рассрочку мобильные телефоны. Оказалось, что телефоны они продавали без договора, только по расписке и брали платежи наличными долларами. Это чтобы не платить налоги и не сдавать выручку в банк. При этом они настоятельно просили дать совет, исключающий взыскание процентов за просрочку платежей. По их убеждению «проценты — это харом». То есть не платить налоги государству — «халол», а взыскивать проценты — «харом». Такое деформированное мышление сформировалось у очень большой прослойки наших бизнесменов. В будущем это грозит фундаментальными проблемами.
to юрист:
прежде всего надо ознакомиться с названием статьи. предложения по большой части общие поскольку статьей и не предполагается выставить на обозрение предложения к действию для исполнительной власти. Прежде всего власти надо признать, что данные угрозы существуют и если это произойдет это уже будет немаловажным сигналом что имеется какая то обратная связь. Вся пиар команда Нынешнего играет с идеей а ля Янги Узбекистон и Ренессансом упуская реальные мины закладываемые проводимой политикой. По первой части — радикализация идет прямо у нас на глазах и она проводится в отношении большей части уммы достаточно агрессивно и это мягко сказать беспокоит адекватную часть общества, которые и без того были с «чемоданным настроением». Игры с религией которые изначально были запущены сверху ради получения «одобрямс» могут привести к совершенно печальным последствиям для самих же идейных генераторов. По системе сдержек и противовесов автор как реально знающему систему изнутри и у которого наверняка много и сейчас «шогирдов» в полной мере известна и текеущая ситуация которую я также подтверждаю