Перспективы двустороннего сотрудничества в области промышленности стали одной из ключевых тем встречи президента Узбекистана Шавката Мирзиёева и премьер-министра России Михаила Мишустина. В рамках визита в республику, состоявшегося 9-10 сентября, российский премьер не только пообщался с главой Узбекистана, но и провел заседание Совместной комиссии на уровне глав правительств двух стран.
Михаил Мишустин назвал перспективными углубление промышленной кооперации и расширение экспортно-импортных цепочек.
«В прошлом году российско-узбекский товарооборот вырос на 11,5% и превысил 820 млрд рублей. И в первом полугодии текущего ‒ прибавил еще почти 9%. Во время государственного визита [президента России] Владимира Владимировича Путина в Ташкент в мае наши президенты поставили перед нами амбициозную цель ‒ к 2030 году в три раза увеличить объемы совместной торговли. Считаю, что у нас есть все возможности для выполнения такой стратегической задачи. А главное ‒ это наш обоюдный настрой на плодотворную деятельность», ‒ констатировал Мишустин.
Правительства России и Узбекистана уже разработали дорожную карту по увеличению товарооборота между странами до $30 млрд к 2030 году.
Шавкат Мирзиёев отметил важность принятия скоординированных мер по сохранению динамики товарооборота, поддержке и ускорению проектов кооперации с Россией.
Уже сейчас российский бизнес активно инвестирует в экономику Узбекистана. В стране три тысячи предприятий с российским участием, вовлеченных в проекты в ключевых областях.
«Среди них лёгкая, химическая и горнодобывающая промышленность, металлургия, автомобиле- и авиастроение, фармацевтика, телекоммуникации, цифровые решения и другие. Успешно продвигается энергетическое партнерство. В том числе по поставкам в Узбекистан природного газа, нефти и нефтепродуктов из России», – подчеркнул российский премьер.
Как ранее рассказывал министр экономического развития РФ Максим Решетников, Россия является вторым по значимости торговым партнером для экономики Узбекистана.
Среди перспективных направлений развития – транспортное. Развивается железнодорожное пассажирское сообщение между двумя странами. Так, с 24 сентября 2024 года возобновится движение поездов между Ташкентом и Москвой. Маршрут пройдет через Пензу, Самару и Оренбург, а также казахстанский Актау. Поездка займет чуть более 3 суток. До конца года поезд будет курсировать один раз в неделю, в 2025 году число рейсов планируют увеличить до двух в неделю.
В совместных планах также развитие нового международного транспортного коридора Беларусь – Россия – Казахстан – Узбекистан – Афганистан – Пакистан. Напомним, что в ноябре 2023 года в Ташкенте на полях первого транспортного форума стран ШОС был подписан меморандум о создании и развитии данного международного транспортного коридора. Его создание – стратегически важное звено в соединении стран СНГ со странами бассейна Индийского океана через Южную Азию. Кстати, инициативу о создании нового мультимодального транспортного коридора от Беларуси до Афганистана и Пакистана выдвинул именно Узбекистан.
Российская сторона активно поддерживает это направление работы. В феврале 2024 года строительство магистрали обсуждалась на встрече глав государств в Казани. Тогда Шавкат Мирзиёев отметил, что уже есть договоренность об участии российской стороны в разработке технического обоснования проекта этой дороги, а затем и в его дальнейшем продвижении. Так, «Российские железные дороги» готовы использовать свои возможности для строительства Трансафганской железной дороги.
Во время визита Владимира Путина в Ташкент в мае, российский президент также напомнил, что в разработке находится комплексная программа сотрудничества по развитию железнодорожного транспорта и инфраструктуры в Узбекистане. По итогам визита между Министерством промышленности и торговли РФ и Министерством транспорта Узбекистана был подписан Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве в области транспортного машиностроения. Нынешнее заявление российского премьера свидетельствует о логичном развитии данной темы.
«В ближайшие 15-20 лет товарооборот между Россией и странами Средней Азии будет только расти. Соответственно важно обеспечить инфраструктуру железных дорог, в том числе для перевозки сыпучих и жидких грузов. Это очень точный и предсказуемый транспорт, что весьма важно, если речь идет о больших объемах перевозимой продукции. Также нужно производить больше вагонов и локомотивов. Надо все это обслуживать. И это ‒ серьёзнейший стимул для развития промышленности. Такая кооперация возможна и необходима», ‒ отметил экономист, директор Института нового общества Василий Колташов.
Стоит отметить, что Россия и Узбекистан уже много лет тесно сотрудничают в рамках поставок железнодорожной техники. Так, российский Трансмашхолдинг (ТМХ) в разные годы поставлял магистральные тепловозы и электровозы «Узбекистанской железной дороге», а также магистральные и маневровые тепловозы – промышленным гигантам: Навоийскому и Алмалыкскому горно-металлургическим комбинатам, ГП «Навоийуран». А в Ташкентском метрополитене ходят современные поезда метро, произведенные на подмосковном заводе ТМХ – «Метровагонмаше». Также компания реализует совместные с ведущими столичными ВУЗами образовательные проекты, в рамках которых происходит подготовка специалистов в сфере транспортного машиностроения. Шавкат Мирзиёев заявлял ранее в своём послании народу, что «повышение качества образования – единственно правильный путь развития Нового Узбекистана».
Следующим логичным шагом в отношениях России и Узбекистана станет развитие общих финансовых институтов. Страны уже активно переходят на расчеты в рублях во взаимной торговле, однако, перевести деньги из российских банков в узбекские бывает затруднительно. В этой связи руководству и профильным ведомствам обоих государств будет необходимо выработать новые механизмы для более эффективного экономического сотрудничества.
Реализация совместных промышленных и инфраструктурных проектов не только укрепит двусторонние отношения стран, но также станет драйвером развития внешней торговли и экономики Узбекистана.
Почему то никак не купят новые поезда. В метро в час пик люди просто не могут поместиться в вагон, пропускают по несколько составов. Нужно плотнее сотрудничать !