Люди, которые впервые слышат об обогреве помещений при помощи холодильного оборудования, считают, что это какая-то магия

Фото: cleanchoiceenergy

Наш собеседник – Иван Бутук, директор по маркетингу и цифровой трансформации ООО Energy Eco Sources, эксперт по цифровой трансформации научно-технического экспертного Совета Ассоциации «Возобновляемая энергетика» Республики Беларусь.

Будучи страной с очень ограниченными природными ресурсами, Беларусь смогла превратить нехватку в преимущество и стала одним из лидеров Зеленого перехода на территории постсоветского пространства. Неудивительно, что компания ООО Energy Eco Sources, которая занимается вопросами энергоэффективности и солнечной энергии более чем 17 лет, имеет несколько сотен реализованных проектов в Республике Беларусь и десятки в Российской Федерации.

Перед вами первая часть интервью с Иваном. В серии бесед с экспертом мы планируем осветить как проблемы, с которыми, встав на путь декарбонизации и устойчивого развития, сталкивается Узбекистан, так и преимущества, которые дают Узбекистану в ситуации догоняющего развития его собственные ресурсы и опыт предшественников.

А. Расскажите, пожалуйста, чем занимается ваша компания в Узбекистане на данный момент?

И.Б. Первое направление нашей работы это коммерческая деятельность, второе направление – общественная и научная, нацеленная на повышение уровня знаний узбекистанских специалистов в сфере энергетики, энергоэффективности и возобновляемых источников энергии. Эта работа комплексная. Чтобы составить представление об опыте и знаниях сотрудников нашей компании, а также большого количества ученых и инженеров Беларуси, работающих в сфере возобновляемой энергетики, Вы можете обратиться к монографии, которая была издана белорусской ассоциацией «Возобновляемая энергетика».

По своей сути — это учебник для вузов, в которых готовят энергетиков и экологов. В ней огромное количество практического материала, не только теория.  Самое важное, что эта книга отражает практический опыт, полученный инженерами Ассоциации за годы работы.

А. Она на русском языке, нет ли возможности ее перевода на узбекский язык?

И.Б. Именно это мы и хотим сделать – перевести ее на узбекский язык, чтобы она помогла подготовить новое поколение специалистов в стране, создать кадровый резерв специалистов, в том числе для зелёного перехода в энергетике.

А. Насколько вы согласны с утверждением, что энергосбережение и энергоэффективность гораздо важнее, чем увеличение генерации? 

И.Б. Энергоэффективность и энергосбережение — это пятый тип или источник энергии, как его называют многие. Он становится доступен благодаря таким областям знаний как экономика, инженерия, системный анализ и большие данные. Энергоэффективность и энергосбережение важнее, чем добыча энергии из традиционных источников энергии, таких как ископаемое топливо. Нам следует чаще задумываться о том, какие последствия для экономики и природы будут, если общество будет привержено старым привычкам потребления энергии.

А. Мы еще энергию и тратим для добычи энергии… 

И.Б. Безусловно, а, кроме того, мы тратим ресурс, который связан с экологией, с равновесием в природе. В конечном счете это влияет на климат, который на нашей планете, как и воздух, один на всех. Очень важно избежать необратимых изменений.  Мы сегодня стараемся найти пути оптимального решения для сокращения энергетических затрат в сфере получения электрической, тепловой и холодовой энергии, разрабатывая и внедряя на территории Узбекистана новые практики комплексного проектирования и строительства энергоэффективных систем для предприятий и учреждений.

А. Каково соотношение энергии, затрачиваемое сначала на изготовление солнечных панелей, а потом их эксплуатацию с той энергией, которую они производят? Насколько эффективны солнечные панели на самом деле, если учитывать затраты энергии на их изготовление? 

И.Б. В солнечных панелях есть и пластик, и алюминий, и многое другое, что предполагает немалые энергозатраты. Однако для их окупаемости необходимо два года и четыре месяца. Но с точки зрения этого баланса энергетического, потом еще 25-30 лет солнечные панели работают и дают энергию. Хотя их эффективность, безусловно, теряется со временем, но она теряется в течение десятков лет и падает только на 15- 20%.

А. Вы говорите о странах Европы, например, Беларуси. В городе Ташкенте или области очень большая запыленность воздуха из-за сухого климата и того, что многие города, например, Бухара, Навои и вовсе находятся в окружении песчаных пустынь. Вы считаете, что 25 лет они будут служить? 

И.Б. Мне сложно с точки зрения технологии говорить о таких тонких вещах как свойства защитных покрытий и стекла, которые там используется. Но естественно, что, когда производитель со своей стороны дает гарантии для Узбекистана, он за них отвечает.

Некоторые компании-поставщики обязуются заменить солнечные батареи через 12 лет при наступлении гарантийных случаев. Некоторые дают 15 лет гарантии. Здесь логично обращаться к опыту тех стран, которые находятся в соизмеримых условиях – на тех же широтах. Беларусь, конечно, с остальной Северной Европой для сравнительного анализа может и не совсем подходит.

А. Расскажите подробней, в чем суть вашей энергосберегающей технологии?

И.Б. Это принцип работы основанной на рекуперации теплоты от холодильной машины для получения горячей воды. Когда машина производит холод, в этом же цикле производится тепловая энергия, которую можно не выбрасывать в атмосферу, а использовать с выгодой. Мы как раз умеем делать так, чтобы тепло не выбрасывалось в атмосферу, а оставалось у производителя холода, чтобы теплота эта становилась для него дополнительной ценностью, например, была использована для технологических нужд: на нагрев воды или на обогрев помещений.

Мы пришли в Узбекистан, чтобы в первую очередь заниматься возобновляемой энергетикой, потому что в Узбекистане было принято несколько перспективных нормативно-правовых актов, которые были направлены на ускоренное развитие этой сферы. В 2022 году мы открыли компанию и нацелилась на солнечную энергетику. В 2023 году мы увидели, как быстро изменился рынок солнечной энергетики.

А. Пожалуйста, раскройте, в чем состояли эти изменения и что вас сподвигло задуматься о новых направлениях? 

И.Б. К сожалению, на рынке солнечной энергии сложилась довольно специфическая ситуация – участники рынка уделяли критерию качества намного меньше внимания, чем критерию цены. Это никак нельзя назвать правильным отношением к делу. В итоге рынок заработал так, как будто бы он был создан только для продажи оборудования, но не для развития услуги по правильному подбору, проектированию, монтажу и обслуживание этого оборудования.

При этом благодаря спросу со стороны государственных заказчиков рынок сначала стремительно вырос, а потом также стремительно просел, поскольку испытал двойной удар, во-первых, из-за снижения спроса со стороны бюджетных организаций, во-вторых, из-за снижения цены на солнечные панели в Китае. На складах компаний скопилось много оборудования. Девяносто компаний в такой ситуации выбрали тактику демпинга, что ожидаемо повлекло за собой снижение качества оказываемых услуг. Это в определённой степени и привело к формированию у заказчика негативного опыта. Ведь большое количество станций работали плохо или быстро выходили из строя. Заказчик только сейчас начал понимать, что дешёвое хорошим не бывает.

Мы твердо убеждены в том, что неграмотность и технический нигилизм, который проявился в момент борьбы за рынок оборудования – это тупиковый путь. Поэтому нам интересно участвовать в развитии рынка услуг и сервисов. Это не только рынок услуг монтажа и настройки оборудования. Это также рынок технического обслуживания и поддержки клиента, рынок предоставления финансовых услуг, в частности развитие рынка частных инвестиций на основе токенизации солнечных станций. Это развитие энергосервисных контрактов и кооперационного участия в финансировании зелёных проектов в энергетике.

Таким образом мы хотим исправить сложившуюся ситуацию, когда заказчик, как ему кажется, не заинтересован в добротном проектировании и технико-экономическом обосновании и только гонится за ценой ватта солнечной панели.

А. Что это значит для рынка?

И.Б. Если мы не знаем, как и когда деньги, затраченные на солнечную энергию, вернутся – через два, три, четыре или пять лет, то мы не можем доказать человеку ценность этого направления. Сравнивая подход в Беларуси с подходом, который здесь наблюдался в 2023 году, мы увидели, что люди просто не понимают экономику этой сферы. В Беларуси в первую очередь смотрят, когда вернутся деньги. И если не предлагать расчета, никто в проект не пойдет. А здесь, на определенном этапе, был важен только сам факт выполнения задачи – поставить солнечные панели на крышу. Под этот запрос и подстроились продавцы.

А. Расскажите об этом подробней

И.Б. Бизнесмены продавали панели, но не продавали услуги по их профессиональной установке, сервису, сопутствующим консультациям, связанным с тем, какое оборудование и как нужно друг с другом комплектовать, чтобы в итоге всё работало правильно и эффективно.  Всего этого не было. Поэтому на сегодняшний день известно огромное количество случаев, когда солнечные панели либо не работают, либо работают на такой маленький процент от своих истинных возможностей, что лучше бы лежали в коробках нераспакованные, потому что затраченные на них деньги пропадают впустую. Панели, на которые попадает свет и которые не производят генерацию, деградируют и приходят в негодность быстрее, чем те, которые функционируют нормально. А побыв здесь и увидев еще помимо электричества проблемы с газом, что, в принципе, является смежной областью, мы осознали, что необходимо решать задачу с тепловой энергетикой. Она очень важна в масштабе Узбекистана, потому что вопрос газа это вопрос получения той же электроэнергии и экономической безопасности страны

Для частного сектора это в первую очередь получение комфорта, тепла, получение горячей воды и возможность человека чувствовать себя, по той же пирамиде Маслоу, защищенным. Поэтому мы занялись сферой, связанной с тепловыми насосами (по сути дела это тот же кондиционер только более энергоэффективный) и с системами рекуперации (вторичного использования) теплоты от холодильного оборудования в сфере ритейла, мясной и молочной промышленности. Можно также использовать теплоту, которую производят сточные воды, или печи для выпечки или изготовления плитки.

Если собрать всё, что есть в Узбекистане в этом роде, то получится потенциал равный шести гигаваттам в час в тепловой энергии. Это фактически целая электростанция. Обычно люди, когда впервые об этом слышат, не верят, считают, что это какая-то магия. Но мы в Беларуси реализовали десятки объектов, построенных на рекуперации теплоты. На этом наши ритейлеры экономят миллионы в год. А есть места, где газа нет, но владельцы магазинов успешно обогревают их зимой при помощи своего холодильного оборудования.

Беседовал Хотам Абдураимов

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.