Управление качеством воздуха в крупных городах Центральной Азии: барьеры, перспективы, неотложные меры

Фото: Alexander Voronov/unsplash.com

Плохое качество воздуха одна из острейших экологических проблем, с которым сталкивается современный Узбекистан. Она одновременно является и экологической, и экономической, поскольку напрямую негативно сказывается на здоровье и трудоспособности граждан.  Воздушные потоки пересекают границы между странами с куда большей легкостью, чем реки или мигрирующие животные, а потому без международного сотрудничества задача улучшить качество воздуха в отдельной взятой стране или городе становится крайней сложной, в некоторых случаях – невыполнимой.  На повестке дня скоординированные в масштабах региона исследования, разработка общих стратегий, изменение законодательства и наших повседневных привычек. Именно это показал первый региональный политический диалог на высоком уровне «Создание будущего с чистым воздухом в Центральной Азии», состоявшийся в Ташкенте 19 июня. Не обошлось и без сюрпризов: ими стали доклады, проливающие новый свет на источники загрязнения воздуха в крупных городах Центральной Азии.

Несмотря на ограниченность во времени (всего один день) региональный политический диалог «Создание будущего с чистым воздухом в Центральной Азии» оказался очень информативным. Причина тому – состав докладчиков. На мероприятии выступили ведущие представители природоохранных министерств и ведомств Узбекистана, Казахстана, Таджикистана, Кыргызстана и Туркменистана, эксперты международных организаций, а также профильные специалисты из стран, успешно реализовавших крупные программы по внедрению мониторинга и управления качеством воздуха – Германии, Австрии, Финляндии, Китая и Индии.

Концентрацию усилий именно в этом направлении можно понять.

Главный убийца

Согласно обнародованной статистике, в год от болезней, вызванных загрязнением воздуха, в мире умирает 7 миллионов человек. Что же касается экономического ущерба, то он в глобальных масштабах составляет 8 триллионов долларов в год.

В Центральной Азии большинство заболеваний, связанных с качеством воздуха (сердечно-сосудистые заболевания, инсульт, рак легких), и преждевременная смертность, прежде всего, связаны с твердыми мелкодисперсными взвешенными частицами диаметром 2,5 микрона или меньше (PM2,5). Их концентрация в крупных городах региона зачастую в 6-12 раз превышает допустимые показатели, рекомендуемые Всемирной организацией здравоохранения.

При этом, как следует из сопроводительных материалов и выступлений докладчиков, установление причин повышенной концентрации PM2,5 и контроль над ней довольно непростое дело.

У нее могут быть как естественные (например, пыль из пустынь), так и антропогенные причины (выхлопные газы от автотранспорта и строительная пыль). Мелкодисперсные частицы попадают в воздух уже готовыми, как при сжигании угля, или же образуются из веществ-предшественников (оксид серы, оксиды азота, аммиак, летучие органические соединения), выбрасываемых в атмосферу промышленными предприятиями.

При этом на итоговую концентрацию пыли в местах выбросов влияет еще рельеф местности и роза ветров. Последние переносят мелкодисперсную пыль на расстояния до двух тысяч километров.

Что подсказывает мировой опыт

Неудивительно, что контроль над столь сложным явлением требует международного сотрудничества.

К примеру, на качество воздуха в Ташкенте и Ташкентской области влияют не только собственные источники загрязнения, но, благодаря розе ветров, и те, что находятся на территории Казахстана и Таджикистана.

Это означает, что для учета загрязнений, прогнозирования качества воздуха и успешного управления им во всех странах Центральной Азии должно быть установлено одинаковое или совместимое оборудование для мониторинга, которое позволит обмениваться данными на регулярной основе и осуществлять прогнозирование в масштабах региона в целом на таких условиях, чтобы каждая страна-участница получала доступ к его результатам. Что же касается источников загрязнения, то политика по отношению к ним также должна быть построена на одинаковых принципах. Это опять-таки требует согласованной и синхронизированной работы законодателей в странах региона, а также доступа к мировому опыту.

Безусловно страны Центральной Азии позже других вступают на путь борьбы за качества воздуха, но благодаря этому могут попытаться, избежав ошибок предшественников, сразу взять их лучшие достижения.

Все эти возможности появляются у Узбекистана и других стран Центральной Азии в случае присоединения к Конвенции Европейской экономической комиссии ООН о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния. В правительстве Узбекистана вопрос о присоединении к конвенции сейчас находится на рассмотрении. И если взглянуть на «Дорожную карту совершенствования управления качеством воздуха в Узбекистане», которую на политическом диалоге презентовал Бахром Холходжаев, начальник департамента охраны атмосферного воздуха, такой шаг представляется очень логичным.

Масштабные перемены: от экономики к быту

Помимо уже анонсированных в прошлом году мер по смягчению последствий пыльных бурь   дорожная карта предусматривает следующие действия: в промышленном секторе – продвижение более чистого производства и обязательное использование оборудования для контроля выбросов, в транспортном – продвижение транспорта с низким уровнем выбросов и внедрение стандартов для топлива и транспортных средств, в отопительном – улучшение качества топлива и продвижение эффективных отопительных устройств.

Все эти меры, по сути, чреваты экономическими и социальными последствиями. Аппарат Конвенции Европейской экономической комиссии ООН о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния располагает научными центрами, которые готовы помочь новым странам-участницам в расчете именно экономических последствий тех или иных мер по управлению качеством воздуха.

Как эти меры могут выглядеть применительно к жизни обычного человека, видно из современных европейских практик или даже того, что происходит в соседнем Казахстане.

В этой центральноазиатской стране уже действует мобильное приложение с прогнозом концентрации вредных веществ по месту жительства пользователя, что дает ему возможность планировать свои передвижения по городу.

Что же касается таких европейских стран, как Италия или Швейцария, современное экологическое законодательство здесь уже позволяет активно менять ситуацию в реальном времени, регулируя работу транспорта и даже некоторых предприятий в зависимости от прогноза. Например, в те дни, когда в каком-то крупном мегаполисе ожидается повышенная концентрация вредных веществ в воздухе, владельцы машин с устаревшими типами двигателей или хозяева печей для выпечки с недостаточно эффективной системой очистки выбросов получают предписание не использовать их в течение дня.

Разумеется, чтобы подобные меры не подорвали устойчивого развития экономики, их последствия должны быть тщательно просчитаны заранее.

Впрочем, как показывает апрельский доклад Всемирного банка о качестве воздуха в Ташкенте, а также аналогичное исследование по Бишкеку, опубликованное в прошлом году, в Центральной Азии безотлагательных мер, похоже, требует совсем другая сфера – отопление многоквартирных и в особенности частных домов.

Начать с собственного котла?  

Диаграмма по источникам выбросов мелкодисперсных твердых частиц опубликованная в докладе Всемирного банка о Ташкенте суммирует данные за год. Наиболее мощным (36%) источником PM2,5  в ней оказывается природная пыль, принесенная ветром из степей и пустынь.

Доклад Всемирного банка

Однако, как становится понятным, собственно, из текста доклада, природная пыль – это история летняя.

Пик загрязнения PM2,5 в Ташкенте приходится на зимние месяцы. Мы вынуждены обратить внимание на второй фактор, указанный в диаграмме – «отопление жилого фонда /коммерческих зданий».

Надо полагать, что зимой, когда ташкентцы видят воздух, которым дышат, невооруженным взглядом, отопление и оказывается главным источником мелкодисперсных частиц, а отдельные эксцессы вроде скандалов с теплицами лишь усугубляют ситуацию, которая и без того не хороша.  В разделе, касающемся мер по улучшению ситуации, авторы доклада говорят о технологической модернизации отопления, помощи малообеспеченным хозяйствам, которые не могут ее себе позволить, и о дополнительном анализе ситуации.

При всем уважении к этой замечательной работе, следует сказать, что текст доклада здесь не совсем понятен.

Возможно, немного приблизиться к истине поможет прошлогодний доклад по Бишкеку, крупном городе в Центральной Азии, где концентрация мелкодисперсных частиц PM2,5 тоже зимой возрастает в разы.

Его авторы установили, что в зимний период загрязнение твердыми частицами в столице Кыргызстана сильно возрастает еще и потому, что в районах индивидуальной жилой застройки начинают топить печи углем и дровами. Решением вопроса могло бы стать проведение в эти дома природного газа, однако на данный момент цена присоединения к трубе и соответствующего оборудования для жителей частных домов слишком высока.

Мы можем предположить, что, если анализ Всемирного банка верен, и,  если ташкентская ситуация с отоплением в районах индивидуальной жилой застройки при более пристальном рассмотрении окажется похожей на бишкекскую (недопустимо большой процент угольных котлов в частных домах), без льготных кредитов на газовое оборудование или каких-то других форм стимуляции зимнюю ситуацию с мелкодисперсными частицами PM2,5 в городе не улучшить.

Юсуф Ибрагимов

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.